Набор возможностей составляет бытийное поле неопределенности.
Ситуация нередко оценивается как неопределенностная из-за наличия множества конкурирующих возможностей.
Неопределенность сопровождает процедуру выбора и квалифицирует «довыборное» состояние системы.
Причем выбор понимается не только как действие сознательное и целенаправленное, но и как выбор системы.
8. Статистические закономерности. В новой стратегии изучения самоорганизующихся систем огромную роль играют статистические закономерности.
Они формулируются на языке вероятностных распределений и проявляются как законы массовых явлений на базе больших чисел. Считается, что их действие обнаруживается там, где на фоне множества случайных причин существуют глубокие необходимые связи.
Они не дают абсолютной повторяемости, однако в общем случае правомерна их оценка как закономерностей постоянных причин.
9. «Достоверно то, что подавляюще вероятно» как постулат современной науки. Постулат современной науки — «достоверно то, что подавляюще вероятно» не исключает «поштучный» анализ неожиданных, маловероятных, но и в силу этого максимально информационно емких событий.
Этому способствуют такие инновационные средства стратегии научного поиска, как:
· «case studies» — ситуационные исследования,
· «абдукция» — прием наилучшего заключения из имеющихся фактов,
· «куматоид» — плавающий объект, который характеризуется тем, что может появляться, образовываться, а может исчезать, распадаться. Вся социальная реальность наводнена этакими плавающими объектами — куматоидами.
10. Принципиальная гипотетичность научного знания. Новые стратегии научного поиска указывают на принципиальную гипотетичность знания.
В ОДНОЙ ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА ОБОСНОВЫВАЕТСЯ ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ УНИВЕРСУМА, КОГДА, НЕСМОТРЯ НА НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ ФЛУКТУАЦИИ (СЛУЧАЙНЫХ ВОЗМУЩЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ НАЧАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ), НАБОР ВОЗМОЖНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ЭВОЛЮЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПРЕДЕЛЕН И ОГРАНИЧЕН.
11. Неустойчивость как «случайное движение внутри вполне определенной области параметров».Случайные флуктуации и точки бифуркаций труднопредсказуемым образом меняют траекторию системы, однако сами траектории тяготеют к определенным типам-аттракторам и вследствие этого приводят систему, нестабильную относительно мельчайших изменений начальных условий, в новое стабильное состояние.
Синергетика исследует неравновесные системы, или системы, находящиеся «вдали от равновесия», причем неустойчивость означает «случайное движение внутри вполне определенной области параметров».
Исследователи саморазвивающихся систем отмечают, что при определенных условиях могут возникать макроскопические явления самоорганизации в виде ритмически изменяющихся во времени пространственных картин, могут появляться мозаичные структуры, кольца, спирали, концентрические окружности, ячейки и т.п.
ЗА ПОРОГОМ НЕУСТОЙЧИВОСТИ ВОЗНИКАЕТ НОВАЯ СТРУКТУРА.
В синергетической парадигме признается поведение систем в режиме «с обострением», также важно учитывать сетевые коммуникации и многомерные структурные напряжения.
12. Междисциплинарность, интерсубъективность «нелинейного» инструментализма синергетики. «Нелинейный» инструментализм синергетики междисциплинарен, интерсубъективен и может предстать как многомерная коммуникативная сеть взаимосопряженных метафор, аналогий, моделей и концепций.
99. ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И ТИПЫ ЭВОЛЮЦИИ,
КОТОРЫЕ ОН В СЕБЯ ВКЛЮЧАЕТ
ПЛАН
1. Какие идея и представление лежат в основе глобального эволюционизма?
2. Четыре типа эволюции.
3. Стремление интегрировать естественнонаучное, обществоведческое, гуманитарное и техническое знание как цель глобального эволюционизма.
4. Три научных подхода, используемых для обоснования глобального эволюционизма.
5. Антропный принцип и его значение в понимании глобального эволюционизма.
6. Глобальный эволюционизм и противоречия между положениями эволюционной теории Дарвина и вторым началом термодинамики.
7. Химическая форма глобального эволюционизма.
8. Биологическая форма глобального эволюционизма.
9. Социальная форма глобального эволюционизма.
1. Какие идея и представление лежат в основе глобального эволюционизма? Глобальный эволюционизм выступает как интегративное направление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров.
ОН ОПИРАЕТСЯ НА ИДЕЮ ЕДИНСТВА МИРОЗДАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ.
Концепция глобального эволюционизма оформилась в 80-е гг. XX в.
2. Четыре типа эволюции. Глобальный эволюционизм охватывает четыре типа эволюции:
· космическую,
· химическую,
· биологическую и
· социальную, объединяя их генетической и структурной преемственностью.
3. Стремление интегрировать естественнонаучное, обществоведческое, гуманитарное и техническое знание как цель глобального эволюционизма. Наряду со стремлением к объединению представлений о живой и неживой природе, социальной жизни и технике, одной из целей глобального эволюционизма явилось стремление интегрировать естественнонаучное, обществоведческое, гуманитарное, а также техническое знание.
В этом своем качестве концепция глобального эволюционизма претендует на создание нового типа целостного знания, сочетающего в себе научно-методологические и философские основания.
ПОЯВЛЕНИЕ СИНЕРГЕТИКИ ТАКЖЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ПОИСКЕ ГЛОБАЛЬНЫХ И ОБЩЕЭВОЛЮЦИОННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ, УНИВЕРСАЛЬНО ОБЪЕДИНЯЮЩИХ РАЗВИТИЕ СИСТЕМ РАЗЛИЧНОЙ ПРИРОДЫ.
4. Три научных подхода, используемых для обоснования глобального эволюционизма. Обоснованию глобального эволюционизма способствовали три важнейших современных научных подхода:
· теория нестационарной Вселенной,
· концепция биосферы и ноосферы,
· идеи синергетики.
5. Антропный принцип и его значение в понимании глобального эволюционизма. В понимании глобального эволюционизма важное значение имеет антропный принцип, который фиксирует связь между свойствами расширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни.
Свойства нашей Вселенной обусловлены наличием фундаментальных физических констант, при небольшом изменении которых структура нашей Вселенной была бы иной, отличной от существующей.
· «Слабый» антропный принцип указывает: то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей.
· «Сильный» антропный принцип утверждает: Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей, она должна обладать свойствами, позволяющими возникновение жизни и человека.
Из факта существования человека делается вывод о физических свойствах Вселенной, устанавливается определенное соотношение между наличием жизни и человека и физическими параметрами Вселенной.
ГИПОТЕТИЧНОСТЬ АНТРОПНОГО ПРИНЦИПА НЕ СНИЖАЕТ ЗНАЧИМОСТИ КОСМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.
6. Глобальный эволюционизм и противоречия между положениями эволюционной теории Дарвина и вторым началом термодинамики. Глобальный эволюционизм вскрывает противоречия между положениями эволюционной теории Дарвина и вторым началом термодинамики.
· Эволюционная теория Дарвина провозглашает отбор и усиление упорядоченности форм и состояний живого.
· Второе начало термодинамики провозглашает рост энтропии — меры хаотизации.
7. Химическая форма глобального эволюционизма. Химическая форма глобального эволюционизма прослеживает совокупность межатомных соединений и их превращений, происходящих с разрывом одних атомных связей и образованием других.
В ее рамках изучаются различные классы соединений, типы химических реакций (например, радиационные реакции, реакции каталитического синтеза и пр.).
ПРОБЛЕМНЫЙ РЯД ХИМИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА:
· Объяснение и предсказание новых видов химических соединений.
· Возможность управления химическими реакциями.
· Удовлетворение запросов, предъявляемых химии со стороны промышленности и производства.
· Осмысление негативных последствий в контексте глобальных планетарных процессов составило.
8. Биологическая форма глобального эволюционизма. В рамках глобального эволюционизма большое внимание уделяется эволюции биологической.
Эволюционные учения (Ламарк, Дарвин и др.) воссоздаваликартину:
· естественного исторического изменения форм жизни,
· возникновения и трансформации видов,
· преобразования биогеоценозов и биосферы.
В XX В. ВОЗНИКЛА СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ, В КОТОРОЙ БЫЛ ПРЕДЛОЖЕН СИНТЕЗ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ ДАРВИНА, СОВРЕМЕННОЙ ГЕНЕТИКИ И РЯДА НОВЕЙШИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ.
9. Социальная форма глобального эволюционизма. Человечество как продукт естественной эволюции подчиняется ее основным законам.
Этап медленного, постепенного изменения общества назван эволюцией социальной. Причем изменения, происходящие в обществе, осуществляются не одновременно и носят разнонаправленный характер.
Эволюция человеческого общества происходит при сохранении генетических констант вида Homo sapiens и реализуется через взаимосвязанные процессы развития:
· социальных структур,
· общественного сознания,
· производственных систем,
· науки, техники,
· материальной и духовной культуры.
КАЧЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ЭТИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ МЕНЯЕТСЯ ВСЛЕДСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА, ТЕХНОЭВОЛЮЦИИ, СКОРОСТЬ КОТОРОЙ В ОТЛИЧИЕ ОТ БИОЭВОЛЮЦИИ ПОСТОЯННО ВОЗРАСТАЕТ.
При большой разнице в скоростях биоэволюции и техноэволюции (три десятых порядка) говорить о коэволюции природы и общества невозможно.
Очаговые и локальные последствия деградации окружающей среды приводят к заболеваниям, смертности, генетическому уродству, они чреваты региональными и глобальными последствиями.
Поэтому важной в теории глобального эволюционизма становится проблема «КОЭВОЛЮЦИИ», обозначающей согласованное существование природы и человечества.
МЕХАНИЗМЫ «ВРАСТАНИЯ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ПРИРОДУ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ БИОЛОГИЧЕСКИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ.
Это сложное интегративное качество взаимодействий микро-, макрореальности и реальности глобального космического масштаба, где один уровень накладывается на другой, видоизменяет под своим давлением третий и т.д.
Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и одновременно сам составляет ее часть.
Реализация принципа коэволюции — необходимое условие для обеспечения его будущего.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ВОЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ СПОСОБНЫМИ ОБЕСПЕЧИТЬ СОВМЕСТНОЕ РАЗВИТИЕ (КОЭВОЛЮЦИЮ) ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА.
100. СВОБОДНА ЛИ НАУКА ОТ ЦЕННОСТЕЙ?
ПЛАН
1. Объективность как главная ориентация науки.
2. Восстание против безличности науки.
3. Противопоставление факта и ценности.
4. Аксиология: три подхода к пониманию сущности ценностей.
5. Проблемавнутринаучных ценностей.