Набор возможностей составляет бытийное поле неопределенности.

Си­туация нередко оценивается как неопределенностная из-за наличия мно­жества конкурирующих возможностей.

Неопределенность сопровож­дает процедуру выбора и квалифицирует «довыборное» состояние сис­темы.

Причем выбор понимается не только как действие сознатель­ное и целенаправленное, но и как выбор системы.

8. Статистические закономерности. В новой стратегии изучения самоорганизующихся систем огром­ную роль играют статистические закономерности.

Они формули­руются на языке вероятностных распределений и проявляются как за­коны массовых явлений на базе больших чисел. Считается, что их действие обнаруживается там, где на фоне множества случайных при­чин существуют глубокие необходимые связи.

Они не дают абсолют­ной повторяемости, однако в общем случае правомерна их оценка как закономерностей постоянных причин.

9. «Достоверно то, что подавляюще вероятно» как постулат современной науки. Постулат современной науки — «достоверно то, что подавляюще вероятно» не исключает «поштучный» анализ неожиданных, малове­роятных, но и в силу этого максимально информационно емких собы­тий.

Этому способствуют такие инновационные средства стратегии научного поиска, как:

· «case studies» — ситуационные исследования,

· «абдукция» — прием наилучшего заключения из имеющихся фактов,

· «куматоид» — плавающий объект, который характеризуется тем, что может появляться, образовываться, а может исчезать, распадаться. Вся социальная реальность наводнена этакими плавающими объекта­ми — куматоидами.

10. Принципиальная гипотетичность научного знания. Новые стратегии научного поиска указывают на принципиальную гипотетичность знания.

В ОДНОЙ ИЗ ВОЗМОЖНЫХ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ ПО­СТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА ОБОСНОВЫВАЕТСЯ ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ УНИ­ВЕРСУМА, КОГДА, НЕСМОТРЯ НА НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ ФЛУКТУАЦИИ (СЛУЧАЙ­НЫХ ВОЗМУЩЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ НАЧАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ), НАБОР ВОЗМОЖ­НЫХ ТРАЕКТОРИЙ ЭВОЛЮЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПРЕДЕЛЕН И ОГРАНИЧЕН.

11. Неустойчивость как «случайное движение внутри вполне определенной области параметров».Случайные флуктуации и точки бифуркаций труднопредсказуемым образом меняют траекторию системы, однако сами траектории тяго­теют к определенным типам-аттракторам и вследствие этого приво­дят систему, нестабильную относительно мельчайших изменений на­чальных условий, в новое стабильное состояние.

Синергетика иссле­дует неравновесные системы, или системы, находящиеся «вдали от равновесия», причем неустойчивость означает «случайное движение внутри вполне определенной области параметров».

Исследователи саморазвивающихся систем отмечают, что при оп­ределенных условиях могут возникать макроскопические явления самоорганизации в виде ритмически изменяющихся во времени про­странственных картин, могут появляться мозаичные структуры, коль­ца, спирали, концентрические окружности, ячейки и т.п.

ЗА ПОРОГОМ НЕУСТОЙЧИВОСТИ ВОЗНИКАЕТ НОВАЯ СТРУКТУРА.

В синергетической пара­дигме признается поведение систем в режиме «с обострением», так­же важно учитывать сетевые коммуникации и многомерные струк­турные напряжения.

12. Междисциплинарность, интерсубъективность «нелинейного» инструментализма синергетики. «Нелинейный» инструментализм синергетики междисциплинарен, интерсубъективен и может предстать как много­мерная коммуникативная сеть взаимосопряженных метафор, анало­гий, моделей и концепций.

99. ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ И ТИПЫ ЭВОЛЮЦИИ,

КОТОРЫЕ ОН В СЕБЯ ВКЛЮЧАЕТ

ПЛАН

1. Какие идея и представление лежат в основе глобального эволюционизма?

2. Четыре типа эволюции.

3. Стремление интегрировать естественнонаучное, обще­ствоведческое, гуманитарное и техническое знание как цель глобального эволюционизма.

4. Три научных подхода, используемых для обоснования глобального эволюционизма.

5. Антропный принцип и его значение в понимании глобального эволюционизма.

6. Глобальный эволюционизм и противо­речия между положениями эволюционной теории Дарвина и вторым началом термодинамики.

7. Химическая форма глобального эволюционизма.

8. Биологическая форма глобального эволюционизма.

9. Социальная форма глобального эволюционизма.

1. Какие идея и представление лежат в основе глобального эволюционизма? Глобальный эволюционизм выступает как интегративное направ­ление, учитывающее динамику развития неорганического, органического и социального миров.

ОН ОПИРАЕТСЯ НА ИДЕЮ ЕДИНСТВА МИРОЗДА­НИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ ЭВОЛЮЦИИ.

Концепция гло­бального эволюционизма оформилась в 80-е гг. XX в.

2. Четыре типа эволюции. Глобальный эволюционизм охватывает четыре типа эволюции:

· кос­мическую,

· химическую,

· биологическую и

· социальную, объединяя их генетической и структурной преемственностью.

3. Стремление интегрировать естественнонаучное, обще­ствоведческое, гуманитарное и техническое знание как цель глобального эволюционизма. Наряду со стремле­нием к объединению представлений о живой и неживой природе, со­циальной жизни и технике, одной из целей глобального эволюцио­низма явилось стремление интегрировать естественнонаучное, обще­ствоведческое, гуманитарное, а также техническое знание.

В этом своем качестве концепция глобального эволюционизма претендует на созда­ние нового типа целостного знания, сочетающего в себе научно-мето­дологические и философские основания.

ПОЯВЛЕНИЕ СИНЕРГЕТИКИ ТАК­ЖЕ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О ПОИСКЕ ГЛОБАЛЬНЫХ И ОБЩЕЭВОЛЮЦИОННЫХ ЗАКО­НОМЕРНОСТЕЙ, УНИВЕРСАЛЬНО ОБЪЕДИНЯЮЩИХ РАЗВИТИЕ СИСТЕМ РАЗЛИЧ­НОЙ ПРИРОДЫ.

4. Три научных подхода, используемых для обоснования глобального эволюционизма. Обоснованию глобального эволюционизма способствовали три важ­нейших современных научных подхода:

· теория нестационарной Все­ленной,

· концепция биосферы и ноосферы,

· идеи синергетики.

5. Антропный принцип и его значение в понимании глобального эволюционизма. В понимании глобального эволюционизма важное значение имеет антропный принцип, который фиксирует связь между свойствами рас­ширяющейся Вселенной и возможностью возникновения в ней жизни.

Свойства нашей Вселенной обусловлены наличием фундаменталь­ных физических констант, при небольшом изменении которых струк­тура нашей Вселенной была бы иной, отличной от существующей.

· «Слабый» антропный принцип указывает: то, что мы ожидаем наблю­дать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для наше­го существования как наблюдателей.

· «Сильный» антропный принцип утверждает: Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей, она дол­жна обладать свойствами, позволяющими возникновение жизни и че­ловека.

Из факта существования человека делается вывод о физичес­ких свойствах Вселенной, устанавливается определенное соотноше­ние между наличием жизни и человека и физическими параметрами Вселенной.

ГИПОТЕТИЧНОСТЬ АНТРОПНОГО ПРИНЦИПА НЕ СНИЖАЕТ ЗНАЧИМОСТИ КОС­МИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.

6. Глобальный эволюционизм и противо­речия между положениями эволюционной теории Дарвина и вторым началом термодинамики. Глобальный эволюционизм вскрывает противо­речия между положениями эволюционной теории Дарвина и вторым началом термодинамики.

· Эволюционная теория Дарвина провозглашает отбор и усиление упорядоченности форм и состояний живого.

· Второе начало термодинамики провозглашает рост энтропии — меры хаотизации.

7. Химическая форма глобального эволюционизма. Химическая форма глобального эволюционизма прослеживает со­вокупность межатомных соединений и их превращений, происходя­щих с разрывом одних атомных связей и образованием других.

В ее рамках изучаются различные классы соединений, типы химических реакций (например, радиационные реакции, реакции каталитического синтеза и пр.).

ПРОБЛЕМНЫЙ РЯД ХИМИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ГЛОБАЛЬНОГО ЭВОЛЮЦИОНИЗМА:

· Объяснение и предсказание новых видов химических соединений.

· Возможность управления химическими реакциями.

· Удовлетворение запросов, предъявляемых химии со стороны промышленности и про­изводства.

· Осмысление негативных последствий в контексте глобаль­ных планетарных процессов составило.

8. Биологическая форма глобального эволюционизма. В рамках глобального эволюционизма большое внимание уделя­ется эволюции биологической.

Эволюционные учения (Ламарк, Дар­вин и др.) воссоздаваликартину:

· естественного исторического измене­ния форм жизни,

· возникновения и трансформации видов,

· преобразо­вания биогеоценозов и биосферы.

В XX В. ВОЗНИКЛА СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ, В КОТОРОЙ БЫЛ ПРЕДЛОЖЕН СИНТЕЗ ОСНОВНЫХ ПОЛО­ЖЕНИЙ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ ДАРВИНА, СОВРЕМЕННОЙ ГЕНЕТИКИ И РЯДА НОВЕЙШИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБОБЩЕНИЙ.

9. Социальная форма глобального эволюционизма. Человечество как продукт естественной эволюции подчиняется ее основным законам.

Этап медленного, постепенного изменения обще­ства назван эволюцией социальной. Причем изменения, происходящие в обществе, осуществляются не одновременно и носят разнонаправ­ленный характер.

Эволюция человеческого общества происходит при сохранении ге­нетических констант вида Homo sapiens и реализуется через взаимо­связанные процессы развития:

· социальных структур,

· общественного сознания,

· производственных систем,

· науки, техники,

· материальной и духовной культуры.

КАЧЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ЭТИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ МЕНЯЕТСЯ ВСЛЕДСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА, ТЕХНОЭВОЛЮЦИИ, СКОРОСТЬ КОТОРОЙ В ОТЛИЧИЕ ОТ БИОЭВОЛЮЦИИ ПОСТОЯННО ВОЗРАСТАЕТ.

При большой разнице в скоростях биоэволюции и техноэволюции (три десятых порядка) говорить о коэволюции природы и общества невоз­можно.

Очаговые и локальные последствия деградации окружающей среды приводят к заболеваниям, смертности, генетическому уродству, они чреваты региональными и глобальными последствиями.

Поэтому важной в теории глобального эволюционизма становит­ся проблема «КОЭВОЛЮЦИИ», обозначающей согласованное существо­вание природы и человечества.

МЕХАНИЗМЫ «ВРАСТАНИЯ» ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ПРИРОДУ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ БИОЛОГИЧЕСКИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ.

Это сложное интегративное качество взаимодействий мик­ро-, макрореальности и реальности глобального космического масш­таба, где один уровень накладывается на другой, видоизменяет под своим давлением третий и т.д.

Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и одновременно сам составляет ее часть.

Реализация прин­ципа коэволюции — необходимое условие для обеспечения его буду­щего.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ВОЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДОЛЖ­НЫ БЫТЬ СПОСОБНЫМИ ОБЕСПЕЧИТЬ СОВМЕСТНОЕ РАЗВИТИЕ (КОЭВОЛЮЦИЮ) ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА.

100. СВОБОДНА ЛИ НАУКА ОТ ЦЕННОСТЕЙ?

ПЛАН

1. Объективность как главная ориентация науки.

2. Восстание против безличности науки.

3. Противопоставление факта и ценности.

4. Аксиология: три подхода к пониманию сущности ценностей.

5. Проблемавнутринаучных ценностей.

Наши рекомендации