Раздел 5. методология научного исследования
РАЗДЕЛ 5. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
73. ЧТО ТАКОЕ МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ?
ПЛАН
1. Две кардинальные проблемы философии науки.
2. Понятие метода.
3. Понятие методологии.
4. Основная функция метода.
5. Недопустимость крайностей в оценке метода («методологический негативизм» и «методологическая эйфория»).
6. Главное предназначение метода.
7. Социокультурный аспект метода и методологии.
8. Как формировалась методология как общая теория метода?
1. Две кардинальные проблемы философии науки. Как подчеркивает современный американский философ науки М. Томпсон, эта дисциплина решает две кардинальные проблемы.
· Во-первых, она «занимается преимущественно изучением методов и принципов, на основе которых ученые истолковывают факты и выдвигают гипотезы».
· Во-вторых, философия науки «исследует процесс самой науки»( Томпсон М. Философия науки. М., 2003. С. 7).
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ БЕЗ ОБСТОЯТЕЛЬНОГО И ГЛУБОКОГО РАССМОТРЕНИЯ ВСЕХ ПРИМЕНЯЕМЫХ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ — ЭТО ВСЕ ЧТО УГОДНО, НО ТОЛЬКО НЕ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.
2. Понятие метода. Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т. д.) определяется целым рядом факторов.
Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.
Метод (от греч. methodos) — в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», СПОСОБ деятельности субъекта в любой ее форме.
3. Понятие методологии. Понятие «методология» имеет два основных значения:
· система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.);
· учение об этой системе, общая теория метода, ТЕОРИЯ В ДЕЙСТВИИ.
4. Основная функция метода. Основная функция метода — ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТОГО ИЛИ ИНОГО ОБЪЕКТА.
Поэтому метод (в той или иной своей форме) СВОДИТСЯ К СОВОКУПНОСТИ определенных:
· правил,
· приемов,
· способов,
· норм познания и действия.
Он есть система:
· предписаний,
· принципов,
· требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.
Он:
· ДИСЦИПЛИНИРУЕТ поиск истины,
· позволяет (если правильный) ЭКОНОМИТЬ СИЛЫ И ВРЕМЯ,
· ДВИГАТЬСЯ К ЦЕЛИ КРАТЧАЙШИМ ПУТЕМ.
Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.
5. Недопустимость крайностей в оценке метода («методологический негативизм» и («методологическая эйфория»). Каждый метод — безусловно важная и нужная вещь. Однако недопустимо впадать в крайности:
· НЕДООЦЕНИВАТЬ метод и методологические проблемы, считая все это незначительным делом,-«отвлекающим» от настоящей работы, подлинной науки и т. п. («методологический негативизм»);
· ПРЕУВЕЛИЧИВАТЬ ЗНАЧЕНИЕ МЕТОДА, считая его более важным, чем тот предмет, к которому его хотят применить, превращать метод в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный «инструмент» научного открытия («методологическая эйфория»). Дело в том, что «...ни один методологический принцип не может исключить, например, риска зайти в тупик в ходе научного исследования»( Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. С. 86).
Каждый метод окажется неэффективным и даже бесполезным, если им пользоваться не как «руководящей нитью» в научной или иной форме деятельности, а как готовым шаблоном для перекраивания фактов.
6. Главное предназначение метода. Главное предназначение любого метода - на основе соответствующих принципов (требований, предписаний и т. п.)обеспечить:
· успешное решение определенных познавательных и практических проблем,
· приращение знания,
· оптимальное функционирование и- развитие тех или иных объектов.
7. Социокультурный аспект метода и методологии. Следует иметь в виду, что вопросы метода и методологии не могут быть ограничены лишь философскими или внутринаучными рамками, а должны ставиться в широком социокультурном контексте.
Это значит, что необходимо учитывать:
· связь науки с производством на данном этапе социального развития,
· взаимодействие науки с другими формами общественного сознания,
· соотношение методологического и ценностного аспектов,
· «личностные особенности» субъекта деятельности и многие другие социальные факторы.
Применение методов может быть стихийным и сознательным (м.б. лучше: «не-разумным» и «разумным»).
ЯСНО, ЧТО ТОЛЬКО ОСОЗНАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ, ОСНОВАННОЕ НА ПОНИМАНИИ ИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ГРАНИЦ, ДЕЛАЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ, ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ, БОЛЕЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭФФЕКТИВНОЙ.
8. Как формировалась методология как общая теория метода? Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей.
· Исторически первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках философии:
ü диалектический метод Сократа и Платона,
ü индуктивный метод Ф. Бэкона,
ü рационалистический метод Р. Декарта,
ü антитетический метод Фихте,
ü диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса,
ü феноменологический метод Э. Гуссерля и т. д.
Поэтому методология (и по сей день) тесно связана с философией — особенно с такими ее разделами (философскими дисциплинами), как:
· гносеология (теория познания) и
· диалектика.
Теснейшая взаимосвязь и взаимодействие философии и методологии — важнейшее, существенное условие успешного плодотворного развития и одной, и другой, и их единства в целом.
Из других дисциплин методология наиболее тесно смыкается с ЛОГИКОЙ (ФОРМАЛЬНОЙ), которая главное внимание направляет на:
· прояснение структуры готового, «ставшего» знания,
· описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.
Как в этой связи отмечал выдающийся логик современности Г. X. фон Вригт, «с должной предосторожностью можно сказать, что формальная логика традиционно имела дело с концептуальными построениями статического мира»(Вригт Г. X. фон. Логико-философские исследования. М., 1986. С. 516).
Вместе с тем следует сказать, что действительно большие достижения формальной логики породили иллюзию, будто только ее методами можно решить все без исключения методологические проблемы науки.
Особенно долго эту иллюзию поддерживал ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ, крах которого показал ограниченность, односторонность подобного подхода — при всей его важности «в пределах своей компетенции».
· Начиная с Нового времени (XVI—XVII вв.) методологические идеи разрабатываются не только в философии, но и в рамках возникающих и бурно развивающихся частных наук — механики, физики, химии, истории и др.
«Методологический срез» стал необходимым компонентом каждой науки — хотя он не всегда осознавался некоторыми ее представителями.
Характерной чертой современной науки является не только наднаучная рефлексия, т. е. осознание закономерностей развития и строение знания в наиболее общей — логико-философской форме, но и интенсивное развитие внутринаучной рефлексии.
«Суть ее заключается в том, что в рамках конкретных научных направлений происходит осмысление и изучение методов и форм научного познания. В самой науке все более четко выделяются два взаимосвязанных направления: исследование свойств объектов (традиционное направление) и исследование способов и форм научного познания» (Кравец А. С. Методология науки. Воронеж, 1991. С.21).
Особенно активно второе направление разрабатывается в рамках таких зрелых наук, как физика, биология, химия, все большее внимание оно привлекает и в гуманитарных науках.
Эмпирической базой разработки методологии науки (научной методологии) является история науки, но взятая не сама по себе, а в широком философском, общественно-историческом, социокультурном контексте, т. е. в системе культуры в ее целостности.
В наши дни стало совершенно очевидным, что «несомненно, магистральной линией современной цивилизации является разработка методов в самых различных сферах человеческой деятельности».
Более того, в настоящее время «методология стала самостоятельной реальностью», под влиянием нынешних социокультурных условий, «и складывается профессиональная методология как одна из областей современной технологии — технологии мыслительной работы (деятельности)» (Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. II. С. 552, 554).
74. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ТЕОРИЯ»,
«ПРЕДМЕТ» И «МЕТОД»
ПЛАН
1. Теория как предпосылка научного метода.
2. Тождественность и различие теории и метода.
3. Развитие теории и совершенствование методов исследования и преобразования действительности как две различные стороны единого процесса.
4. Обусловленность (детерминированность) метода предметом исследования.
1. Теория как предпосылка научного метода. Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ, СИЛА ТОГО ИЛИ ИНОГО МЕТОДА ОБУСЛОВЛЕНЫ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬЮ, ГЛУБИНОЙ, ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬЮ ТЕОРИИ, КОТОРАЯ «СЖИМАЕТСЯ В МЕТОД».
В свою очередь «метод расширяется в систему», т. е. используется для дальнейшего развития науки, углубления и развертывания теоретического знания как системы, его материализации, объективизации впрактике.
2. Тождественность и различие теории и метода. Тем самым теория и метод одновременно тождественны и различны.
Их сходство состоит в том, что они взаимосвязаны, и в своем единстве есть аналог, отражение реальной действительности.
Будучи едиными в своем взаимодействии, теория и метод не отделены жестко друг от друга и в то же время не есть непосредственно одно и то же.
Они взаимопереходят, взаимопревращаются:
ТЕОРИЯ, ОТРАЖАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕОБРАЗУЕТСЯ, ТРАНСФОРМИРУЕТСЯ В МЕТОД ПОСРЕДСТВОМ РАЗРАБОТКИ, ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ НЕЕ ПРИНЦИПОВ, ПРАВИЛ, ПРИЕМОВ И Т. П., КОТОРЫЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ В ТЕОРИЮ (А ЧЕРЕЗ НЕЕ — В ПРАКТИКУ), ИБО СУБЪЕКТ ПРИМЕНЯЕТ ИХ В КАЧЕСТВЕ РЕГУЛЯТИВОВ, ПРЕДПИСАНИЙ, В ХОДЕ ПОЗНАНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ЕГО СОБСТВЕННЫМ ЗАКОНАМ.
3. Развитие теории и совершенствование методов исследования и преобразования действительности как две различные стороны единого процесса. Развитие теории и совершенствование методов исследования и преобразования действительности, по существу, один и тот же процесс с этими двумя неразрывно связанными сторонами.
НЕ ТОЛЬКО ТЕОРИЯ РЕЗЮМИРУЕТСЯ В МЕТОДАХ, НО И МЕТОДЫ РАЗВЕРТЫВАЮТСЯ В ТЕОРИЮ, ОКАЗЫВАЮТ СУЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ И НА ХОД ПРАКТИКИ.
Однако нельзя полностью отождествлять научную теорию и методы познания и утверждать, что всякая теория и есть вместе с тем метод познания и действия.
Метод не тождествен прямо и непосредственно теории, а теория не является непосредственно методом, ибо не она есть метод познания, а необходимо вытекающие из нее методологические установки, требования, регулятивы.
Основные различия теории и метода состоят в следующем:
· теория — РЕЗУЛЬТАТ ПРЕДЫДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
метод — ИСХОДНЫЙ ПУНКТ И ПРЕДПОСЫЛКА ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
· главные функции теории — ОБЪЯСНЕНИЕ и ПРЕДСКАЗАНИЕ (с целью отыскания истины, законов, причины и т. п.),
главные функции метода — РЕГУЛЯЦИЯ и ОРИЕНТАЦИЯ деятельности;
· теория — СИСТЕМА ИДЕАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ, ОТРАЖАЮЩИХ СУЩНОСТЬ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЪЕКТА,
метод — СИСТЕМА РЕГУЛЯТИВОВ, ПРАВИЛ, ПРЕДПИСАНИЙ, ВЫСТУПАЮЩИХ В КАЧЕСТВЕ ОРУДИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПОЗНАНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ;
· теория нацелена НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ — что собой представляет данный предмет,
метод — НА ВЫЯВЛЕНИЕ СПОСОБОВ И МЕХАНИЗМОВ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ТЕОРИИ, ЗАКОНЫ, КАТЕГОРИИ И ДРУГИЕ АБСТРАКЦИИ ЕЩЕ НЕ СОСТАВЛЯЮТ МЕТОДА.
Чтобы выполнять методологическую функцию, они должны быть соответствующим образом ТРАНСФОРМИРОВАНЫ, преобразованы из ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕОРИИ В ОРИЕНТАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНЫЕ, РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ (требования, предписания, установки) метода.
4. Обусловленность (детерминированность) метода предметом исследования. Любой метод детерминирован не только предшествующими и сосуществующими одновременно с ним другими методами, и не только той теорией, на которой он основан.
Каждый метод обусловлен прежде всего своим ПРЕДМЕТОМ, т. е. тем, что именно исследуется (отдельные объекты или их классы).
МЕТОД КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕ МОЖЕТ ОСТАВАТЬСЯ НЕИЗМЕННЫМ, ВСЕГДА РАВНЫМ САМОМУ СЕБЕ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ, А ДОЛЖЕН ИЗМЕНЯТЬСЯ В СВОЕМ СОДЕРЖАНИИ ВМЕСТЕ С ПРЕДМЕТОМ, НА КОТОРЫЙ ОН НАПРАВЛЕН.
Это значит, что ИСТИННЫМ ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ, НО И ВЕДУЩИЙ К НЕМУ ПУТЬ, Т. Е. МЕТОД, ПОСТИГАЮЩИЙ И УДЕРЖИВАЮЩИЙ ИМЕННО СПЕЦИФИКУ ДАННОГО ПРЕДМЕТА.
Поэтому нельзя «разводить» предмет и метод, видеть в последнем только ВНЕШНЕЕ СРЕДСТВО по отношению к предмету, никак не зависимое от него и лишь «налагаемое» на предмет чисто внешним образом.
Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой.
Исследование предполагает тщательное знание фактов и других данных, относящихся к его предмету.
Оно осуществляется как ДВИЖЕНИЕ В ОПРЕДЕЛЕННОМ МАТЕРИАЛЕ, изучение его особенностей, связей, отношений и т. п.
Способ движения (метод) и состоит в том, что исследование должно:
· детально освоиться с конкретным материалом (фактическим и концептуальным),
· проанализировать различные формы его развития,
· проследить их внутреннюю связь.
Таким образом, ИСТИННОСТЬ МЕТОДА ВСЕГДА ДЕТЕРМИНИРОВАНА СОДЕРЖАНИЕМ ПРЕДМЕТА.
Поэтому метод всегда был и есть «сознание о форме внутреннего самодвижения ее содержания», «сам себя конструирующий путь науки» (Гегель).
Такое понимание всегда было и остается очень важным и актуальным, в том числе и для развития современной науки, где «мы подходим к проблемам, в которых методология неотделима от вопроса о природе исследуемого объекта»(Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. С. 267).
Итак:
· недопустимо рассматривать метод как некий механический набор предписаний, «список правил», на основе которых можно будто бы решить любые вопросы, возникающие в жизни.
· Кроме того, он не есть жесткий алгоритм, по которому строго регламентирование осуществляются познание или иные формы деятельности.
Применение же того или иного метода в разных сферах не есть формальное внешнее наложение системы, ее принципов на объект познания или действия, а необходимость использования этих принципов не привносится извне.
В этом смысле «не существует метода, который можно было бы выучить и систематически применять для достижения цели. Исследователь должен выведать у природы четко формулируемые общие принципы, отражающие определенные общие черты совокупности множества экспериментально установленных фактов»( Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. С. 5—6).
75. СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ
СТОРОН МЕТОДА
ПЛАН
1. Диалектика объективного и субъективного в методе.
2. Включенность субъекта в «тело» метода.
3. Аспекты метода как такового.
1. Диалектика объективного и субъективного в методе. Будучи детерминирован своим предметом (объектом), метод, однако, не есть чисто объективный феномен, как, впрочем, не является он и чисто субъективным образованием.
Особенно наглядно это видно на примере научного метода, который «всегда есть критический метод» (Поппер).
Следовательно, метод не есть совокупность умозрительных, субъективистских приемов, правил, процедур, вырабатываемых априорно, независимо от материальной действительности, практики, вне и помимо объективных законов ее развития.
Он не является способом, однозначно определяющим пути и формы деятельности, позволяющим априори решать любые познавательные и практические проблемы.
Поэтому НЕОБХОДИМО ИСКАТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЕ МЕТОДА НЕ В ГОЛОВАХ ЛЮДЕЙ, НЕ В СОЗНАНИИ, А В МАТЕРИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Но в последней — как бы тщательно ни искали — мы не найдем никаких методов, а отыщем лишь объективные законы природы и общества.
Таким образом, метод существует, развивается только в сложной диалектике субъективного и объективного при определяющей роли последнего.
В ЭТОМ СМЫСЛЕ ЛЮБОЙ МЕТОД ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОБЪЕКТИВЕН, СОДЕРЖАТЕЛЕН, «ФАКТИЧЕН».
Вместе с тем он одновременно СУБЪЕКТИВЕН, но не как чистый произвол, «безбрежная субъективность», а как продолжение и завершение объективности, из которой он «вырастает».
Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны (познанные закономерности реальной действительности) формулируются определенные принципы, правила, регулятивы.
КАЖДЫЙ МЕТОД СУБЪЕКТИВЕН И В ТОМ СМЫСЛЕ, ЧТО ЕГО «НОСИТЕЛЕМ» ЯВЛЯЕТСЯ КОНКРЕТНЫЙ ИНДИВИД, СУБЪЕКТ, ДЛЯ КОТОРОГО, СОБСТВЕННО ГОВОРЯ, ДАННЫЙ МЕТОД И ПРЕДНАЗНАЧЕН.
В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что метод есть «орудие», некоторое стоящее на стороне субъекта средство, через которое он соотносится с объектом.
В этом вопросе Гегелю вторил и Фейербах своим афоризмом о том, что именно «ЧЕЛОВЕК — ЦЕНТР ВСЕЙ МЕТОДОЛОГИИ».
2. Включенность субъекта в «тело» метода. Метод не является застывшим списком «разреженных абстракций» или закостенелых общих формул-предписаний.
Он не существует вне его конкретного реального носителя — личности ученого, философа, научного сообщества, коллективного субъекта и т. п.
Их роль в реализации методологических принципов исключительно велика. Каждый метод — не сам себя доказывающий автомат, он всегда «замыкается» на конкретного субъекта.
Включенностью субъекта в «тело» метода объясняется, в частности, его творческий характер, который «затрагивает» не только научные открытия, но и созидание нового в любой сфере человеческой деятельности.
История науки и практики показала, что нет никакой «железной» последовательности познавательных процедур и действий, в сумме составляющих логику открытия, так же как нет универсального алгоритма созидания новых форм социальной жизни. Хотя и в том, и в другом случаях роль метода весьма важна.
Однако любой метод (даже самый важный) — лишь один из многих факторов творческой деятельности человека.
Последняя (творческая деятельность-Г.Б.)не ограничивается только сферой познания и не сводится лишь к логике и методу.
Она включает в себя и другие факторы:
· силу и гибкость ума исследователя,
· его критичность,
· глубину воображения,
· развитость фантазии,
· способность к интуиции и т. д.
Таким образом, любой метод не есть нечто «бессубъектное, внече-ловеческое», он «замыкается» на реальном (= «действительном-?-Г.Б.»)человеке, включает его в себя как СВОЕ СУБСТАНЦИАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ.
Тем самым ДВИЖЕНИЕ МЕТОДА С НЕОБХОДИМОСТЬЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕАЛЬНОГО(?-Г.Б.) ЧЕЛОВЕКА — субъекта, творящего прежде всего свое (а не лучше-«для себя»-?-Г.Б.) общественное бытие и на этой основе — другие формообразования, включая:
· сознание,
· познание,
· мышление,
· принципы и
· методы своей деятельности.
3. Аспекты метода как такового. В современной философско-методологической литературе различают несколько аспектов метода как такового.
Так, некоторые исследователи считают, что каждый метод имеет три основных аспекта:
· объективно-содержательный,
· операциональный и
· праксеологический.
Объективно-содержательный аспект: выражает обусловленность (детерминированность) метода предметом познания через посредство теории.
Операциональный аспект: фиксирует зависимость содержания метода не столько от объекта, сколько от субъекта познания, от его компетентности и способности перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов, которые в своей совокупности и образуют метод.
Праксеологический аспект метода составляют такие его свойства, как:
· эффективность,
· надежность,
· ясность,
· конструктивность и т. п.
76. ОСНОВАНИЯ (КРИТЕРИИ) КЛАССИФИКАЦИИ МЕТОДОВ
ПЛАН
1. Многообразие методов.
2. Несколько оснований деления методов науки на группы.
3. Многоуровневая концепция методологического знания (философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные методы).
1. Многообразие методов. Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям).
Прежде всего следует выделить:
· методы духовной, идеальной (в том числе научной) и
· методы практической, материальной деятельности.
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СТАЛО ОЧЕВИДНЫМ, ЧТО СИСТЕМА МЕТОДОВ, МЕТОДОЛОГИЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОГРАНИЧЕНА ЛИШЬ СФЕРОЙ НАУЧНОГО И ИНЫХ ФОРМ ПОЗНАНИЯ, ОНА ДОЛЖНА ВЫХОДИТЬ ЗА ИХ ПРЕДЕЛЫ И НЕПРЕМЕННО ВКЛЮЧАТЬ В СВОЮ ОРБИТУ И СФЕРУ ПРАКТИКИ.
При этом необходимо иметь в виду тесное взаимодействие этих двух сфер.
2. Несколько оснований деления методов науки на группы. Что касается методов науки, то оснований их деления на группы может быть несколько.
Так, в зависимости от РОЛИ И МЕСТА В ПРОЦЕССЕ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ можно выделить методы:
· формальные и содержательные,
· эмпирические и теоретические,
· фундаментальные и прикладные,
· методы исследования и изложения и т. п.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМЫХ НАУКОЙ ОБЪЕКТОВ служит критерием для различия:
· методов естествознания и
· методов социально-гуманитарных наук.
В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на:
· методы изучения неживой природы и
· методы изучения живой природы и т. п.
Выделяют также:
· качественные и количественные методы,
· однозначно-детерминистские и вероятностные,
· методы непосредственного и опосредованного познания,
· оригинальные и производные и т. д.
3. Многоуровневая концепция методологического знания (философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные методы). В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания.
В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения).
· Философские методы, среди которых наиболее древними являются:
ü диалектический и
ü метафизический.
ПО СУЩЕСТВУ КАЖДАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИМЕЕТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ФУНКЦИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ СВОЕОБРАЗНЫМ СПОСОБОМ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как:
ü аналитический (характерный для современной аналитической философии),
ü интуитивный,
ü феноменологический,
ü герменевтический (понимание) и др.
Нередко философские системы (и соответственно и их методы) сочетались и «переплетались» между собой в разных «пропорциях».
Так, диалектический метод Гегеля был соединен с идеализмом, у Маркса (как, кстати, и у Гераклита) — с материализмом.
Гадамерпытался совместить герменевтику с рационалистической диалектикой и т. д.
ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ — ЭТО НЕ «СВОД» ЖЕСТКО ФИКСИРОВАННЫХ РЕГУЛЯТИВОВ, А СИСТЕМА «МЯГКИХ» ПРИНЦИПОВ, ОПЕРАЦИЙ, ПРИЕМОВ, НОСЯЩИХ ВСЕОБЩИЙ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, Т. Е. НАХОДЯЩИХСЯ НА САМЫХ ВЫСШИХ (думаю: на самых глубоких уровнях-Г.Б.)(ПРЕДЕЛЬНЫХ) «ЭТАЖАХ» АБСТРАГИРОВАНИЯ.
Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.
Следует четко представлять себе, что философские методы ЗАДАЮТ ЛИШЬ САМЫЕ ОБЩИЕ РЕГУЛЯТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, его ГЕНЕРАЛЬНУЮ СТРАТЕГИЮ, но не заменяют специальные методы и НЕ ОПРЕДЕЛЯЮТ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ ПРЯМО И НЕПОСРЕДСТВЕННО.
Опыт показывает, что «чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования» (КравецА. С. Методология науки. С. 13).
Но это не означает, что философские методы вовсе не нужны. Как свидетельствует история познания, «ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки (механизм-витализм, эмпиризм-априоризм) с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта»( КравецА. С. Методология науки. С. 15).
Всевозрастающую роль в современном научном познании играет диалектико-материалистическая методология(?-в каком веке это все писалось? -Г.Б.). Она реально функционирует не в виде жесткой и однозначной совокупности норм, «рецептов» и приемов, а в качестве диалектической и гибкой системы всеобщих принципов и регулятивов человеческой деятельности — в том числе мышления в его целостности.
Поэтому важная задача диалектико-материалистической методологии состоит в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы максимально адекватны всеобщим законам существования самой объективной действительности.
Однако каждая такая форма не есть зеркальное отражение последней, и она не превращается автоматически в методологический принцип.
Чтобы стать им, ВСЕОБЩИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОЛЖНЫ ПРИНЯТЬ ФОРМУ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, СВОЕОБРАЗНЫХ ПРЕДПИСАНИЙ, КОТОРЫЕ (В СОЧЕТАНИИ С РЕГУЛЯТИВАМИ ДРУГИХ УРОВНЕЙ) ОПРЕДЕЛЯЮТ СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА В ПОЗНАНИИ И ИЗМЕНЕНИИ РЕАЛЬНОГО МИРА.
Объективная(!!-Г.Б.) детерминированность диалектико-логических принципов, как и вообще всех социальных норм, служит ОСНОВАНИЕМ для последующего субъективного использования их в качестве средства познания и практического овладения действительностью.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД НЕЛЬЗЯ, РАЗУМЕЕТСЯ, СВОДИТЬ К УНИВЕРСАЛЬНЫМ ЛОГИЧЕСКИМ СХЕМАМ С ЗАРАНЕЕ ОТМЕРЕННЫМИ И ГАРАНТИРОВАННЫМИ ХОДАМИ МЫСЛИ.
Однако ученых интересуют, строго говоря, не сами по себе категории «развитие», «противоречие», «причинность» и т. п., а сформулированные на их основе регулятивные принципы.
При этом они хотят четко знать
ü как последние могут помочь в реальном научном исследовании,
ü каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответствующей предметной области и познанию истины.
Вот почему все чаще приходится слышать от ученых призывы к созданию ПРИКЛАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (охо-хо!! Заставлять Прометея подносить огонек к сигаретам-Г.Б.) — своеобразного моста между всеобщими диалектическими принципами и методологическим опытом решения конкретных задач в той или иной науке.
ПРИ НЕВЕРНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРИМЕНЕНИИ ПРИНЦИПОВ ДИАЛЕКТИКИ ВОЗМОЖНЫ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ИСКАЖЕНИЯ ИХ ТРЕБОВАНИЙ, А ЗНАЧИТ, ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ПУТИ К ИСТИНЕ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЙ.
Это, в частности:
ü объективизм и субъективизм (в многообразных своих формах);
ü односторонность или субъективистское объединение случайно «вырванных» сторон предмета;
ü игнорирование его сущности или подмена ее второстепенными, несущественными моментами;
ü абстрактный подход к предмету без учета определенных условий места, времени и других обстоятельств;
ü некритическое его рассмотрение;
ü модернизация или архаизация прошлого;
ü отождествление (смешение) предпосылок возникновения предмета с ним самим;
ü понимание разрешения противоречия как «нейтрализации» его сторон и ряд других.
Не потерял своей актуальности (особенно в социально-гуманитарных науках) принцип материалистического понимания истории. Его «зачатки» можно обнаружить у Сен-Симона, О. Конта и Гегеля, но систематическую разработку он получил у К. Маркса и Ф. Энгельса.
Сущность этого принципа выражается в формуле «Общественное бытие определяет общественное сознание» и сводится к следующим основным положениям:
ü Основа жизни общества — общественное бытие людей («индустрия», материальное производство, экономика, труд).
ü Общественное сознание вторично, производно от общественного бытия и обусловлено последним не прямо и непосредственно, а очень опосредованно и лишь в конечном счете.
ü Общественное сознание получает относительную самостоятельность, т. е. развивается по своим собственным законам, и оказывает обратное активное воздействие на развитие общественного бытия.
ü Развитие общества есть естественный поступательный процесс развертывания общественно-экономических формаций, который совершается по объективным законам.
ü Реальная история есть результат деятельности людей в различных ее формах (народные массы, личности, классы, общественные организации и т. п.).
Следует сказать о том, что на важное методологическое значение принципа материалистического понимания истории указывают некоторые крупные западные философы и социологи.
Так, К. Поппер резко отрицательно относился к революционным взглядам Маркса. Но, как человек науки, он разделяет Марксов «"экономизм" (или "материализм"), т. е. утверждение, согласно которому экономическая организация общества, организация нашего обмена веществ с природой является фундаментальной для всех социальных институтов, особенно для их исторического развития. Это утверждение, по моему мнению, совершенно верно... экономизм Маркса представляет весьма ценный прогресс в методах социальной науки»( Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992. Т. 2. С. 126.).
· Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке.
Они выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук.
К общенаучным понятиям