Фундаментальные открытия науки предвещают подвижку во всем корпусе философского знания.
Вывод: Следовательно, философия, РЕФЛЕКСИРУЯ по поводу развития науки, ОДНОВРЕМЕННО ПРОВОДИТ И САМОРЕФЛЕКСИЮ, т. е. она сочетает рефлексию над наукой с саморефлексией.
7. Слитость естественного и технического познания в науке. О науке принято говорить как об области, в которой ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ НЕРАЗРЫВНО СЛИТЫ В СВОЕЙ СОВОКУПНОСТИ И СПОСОБСТВУЮТ ПОНИМАНИЮ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КОНСТАНТ ВСЕЛЕННОЙ.
8. Разрыв философии и науки как условие выявления особых задач науки. Особые задачи науки:
А)САМОСОГЛАСОВАННОСТЬ НАУЧНЫХ ВЫВОДОВ,
Б)УСТРЕМЛЕННОСТЬ К САМОИДЕНТИФИКАЦИИ НАУЧНОГО ОБРАЗА МИРА,
В)НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ПОЗНАНИЕ НОВОГО И НЕИЗВЕСТНОГО.
Эти особые задачи науки стали особенно ясны, когда произошел разрыв между наукой и философией.
Тогда обнаружилась НЕВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КАКОЙ-ЛИБО ОДНОЙ СИСТЕМЫ МЫШЛЕНИЯ. Многие считали, что НАУКА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ТОЛЬКО ПРИКЛАДНОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ, для ГЛУБИННОГО ПОНИМАНИЯ ВСЕЛЕННОЙ НЕОБХОДИМА ФИЛОСОФИЯ.
Она объясняет важность открытых наукой законов и принципов, но, вместе с тем, НЕ ДАЕТ ТОЧНОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Это и есть НАИБОЛЕЕ СТАНДАРТНЫЙ СПОСОБ ИСТОЛКОВАНИЯ ПУТИ, НА КОТОРОМ НАУКА И ФИЛОСОФИЯ РАЗОШЛИСЬ.
9. Обоюдность и органичность взаимосвязи философии и науки. Однако нет никакого сомнения в том, что взаимосвязь философии и науки обоюдная и органичная.
Раздел философии, имеющий название «СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ», есть секущая плоскость, как разделяющая, так и соединяющая философию и науку.
Образно говоря, СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ «ПИТАЕТСЯ» ДОСТИЖЕНИЯМИ КОНКРЕТНЫХ НАУК, А ПОСЛЕДНИЕ НЕИЗБЕЖНО ВКЛЮЧАЮТ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ.
Тезис, фиксирующий взаимовлияние философии и науки:
КОГДА РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ СТИМУЛИРУЕТСЯ РАЗВИТИЕМ ЧАСТНЫХ НАУК, А ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ПОСТИЖЕНИЯ МИРОЗДАНИЯ СЛУЖАТ СТРОИТЕЛЬНЫМИ ЛЕСАМИ ЭПОХАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ, обосновывается с учетом следующих обстоятельств:
А) Философия выступает формой теоретического освоения действительности, которая опирается на КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ, вобравший в себя всю историю человеческого мышления.
Б)В той своей части, которая называется «методология», современная философия предлагает дополнения в осмысление формализованного аппарата конкретных наук, а также ставит и решает проблему теоретических оснований науки и конкурирующих моделей роста научного знания.
В)Исследователи выделяют СПЕЦИФИЧЕСКУЮ ЭВРИСТИЧЕСКУЮ ФУНКЦИЮ ФИЛОСОФИИ по отношению к научному познанию, которая наиболее заметна при выдвижении принципиально новых теорий и соотношений.
Именно философские исследования:
А) формируют САМОСОЗНАНИЕ НАУКИ, ее РЕФЛЕКСИВНОСТЬ,
Б)развивают присущее ей понимание своих возможностей и перспектив,
В)задают ОРИЕНТИРЫ ЕЕ ПОСЛЕДУЮЩЕГО РАЗВИТИЯ.
15. РАЗЛИЧИЕ НАУКИ И ИСКУССТВА
ПЛАН
1. Что есть искусство как форма общественного сознания?
2. Смысложизненная составляющая искусства.
3. Типическое и индивидуальное в искусстве.
4. Реалистическое и абстрактное в искусстве.
5. Ценности и идеалы искусства в их отношении к аксиомам, формулам и законам науки.
6. Искусство и мировосприятие этоса.
7. К каким сторонам человеческого восприятия обращено искусство?
8. Искусство и прекрасное.
9. Регулятивы в науке и искусстве.
10. Искусство как «мастерство».
11. Искусство как тип знания.
12. Искусство и эпоха.
13. Искусство и личностно-эмоциональное видение мира.
14. Искусство как способ надэмпирической трансляции человеческого опыта.
15. Единство ученика и учителя в искусстве.
1. Что есть искусство как форма общественного сознания? Искусство в отличие от науки — это особая форма общественного сознания, связанная с рождением ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ, обогащающих человечество широкой палитрой эмоций, чувств и переживаний и участвующих в НАДЭМПИРИЧЕСКОЙ ТРАНСЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОПЫТА.
2. Смысложизненная составляющая искусства. Искусство, в отличие от науки, не только отражает, но и ВЫРАЖАЕТ личностные смыслы как жизни отдельного человека, так и поколений. Смысложизненная составляющая искусства преподается наглядно, зримо, образно в живописи, кинематографе, драматургии, хореографии и других жанрах.
3. Типическое и индивидуальное в искусстве. В отличие от науки, нацеленной на поиск общей закономерности, искусство уделяет внимание каждому единичному случаю и событию, каждой отдельной человеческой жизни.
На ее примере выявляется и типическое, и индивидуальное в человеческой, жизни.
4. Реалистическое и абстрактное в искусстве. Искусство может быть и реалистичным, и предельно абстракционистским.
История развития искусств описывает многообразие его стилей, выразительных приемов, причины их возникновения и социальную обусловленность трансформаций.
5. Ценности и идеалы искусства в их отношении к аксиомам, формулам и законам науки. Ценности и идеалы искусства ИСТОРИЧЕСКИ КОНКРЕТНЫ И ИЗМЕНЧИВЫ, в отличие от аксиом, формул и законов строгой науки, которые сопровождают цивилизацию на всем протяжении ее развития.
6. Искусство и мировосприятие этоса. Искусство подвержено преломлению сквозь призму видения и мировосприятия того или иного этоса, в нем проявляется национальный тип мироотношения.
И если в науке в общем случае господствует генерализация (обобщение), то в искусстве важна индивидуализация и типизация, которая содержится в ткани художественных образов.
7. К каким сторонам человеческого восприятия обращено искусство? Искусство обращено в отличие от науки не к РАССУДОЧНО-РАЦИОНАЛЬНОМУ, а к ЧУВСТВЕННО-АССОЦИАТИВНОМУ и ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ строю человеческого восприятия.
Для искусства важно предметно изобразительное воплощение ИДЕАЛА КРАСОТЫ и ХУДОЖЕСТВЕННО ПРАВДИВОЕ отношение к миру.
8. Искусство и прекрасное. Вопрос о том, что есть прекрасное — всегда вызывал огромные споры.
Платон связывает идеал красоты с тем УМОПОСТИГАЕМЫМ МИРОМ ИДЕЙ, который проникает в саму душу художника.
Вместе с тем обращение на природу и поиск идеала красоты, прекрасного в самой природе, был характерен для реализма всех эпох.
9. Регулятивы в науке и искусстве. А)Для науки ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИМ РЕГУЛЯТИВОМ ВЫСТУПАЕТ ИДЕЯ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
Б)Для искусства им оказывается ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ.
В)В науке важен ПОИСК ЗАКОНОМЕРНОСТИ, в искусстве — ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕАЛА В ВОСПРИЯТИИ МИРА.
Г)Для научной деятельности необходима АРТИКУЛЯЦИЯ и ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ научного исследования.
Д) Специфика художественного поиска и отражения действительности допускает НЕАРТИКУЛИРОВАННОСТЬ, т.е. область НЕВЫРАЗИМОГО СЛОВАМИ, а ВОСПРИНИМАЕМОГО ДУШОЙ.
Е)Искусство включает в себя ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ разнообразных видов искусств, однако к ним не сводится.
Ж)Оно обнажает ту особенность, что ИСКУССТВУ НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ ПО УЧЕБНИКУ, оно воплощает творческое вдохновение и способности, содержит в себе личностные смыслы.
З)Искусство обеспечивает ВИД УДОВОЛЬСТВИЯ, который сродни свободному чувству эстетического наслаждения.
10. Искусство как «мастерство». Помимо обозначения многоплановой сферы творческой деятельности понятие «искусство» означает еще и мастерство, умение того или иного субъекта, а также искус, искушение, хитрость и обман.
11. Искусство как тип знания. Искусство предлагает одну из древнейших форм отражения действительности, своеобразный тип ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗНАНИЯ, которое предстает как ЛИЧНОСТНО-СУБЪЕКТИВНОЕ отображение мира на основе ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ.
Оно конструирует специфический мир по отношению к ЭМПИРИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ и направлено на поиски прекрасного и художественного идеала.
12. Искусство и эпоха. Искусство подвержено историческим изменениям, оно находится в зависимости от ДУХА ЭПОХИ, а также от способностей того или иного субъекта — ТВОРЦА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА, от особенностей его духовной и творческой манеры и стилистики, его мышления и ментальности.
Искусство может сделать духовный мир науки и ученых предметом художественного отражения.
Оно может проникнуть «в святая святых» человеческой гениальности, интуиции, раскрыть тайну человеческих способностей и таланта.
Не случайно искусство называют своеобразной ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ.
13. Искусство и личностно-эмоциональное видение мира. В отличие от науки, которая ОБЩЕЗНАЧИМА и НАДЛИЧНОСТНА, отражает мир в понятиях и общих закономерностях, в художественном знании человек проявляет свою индивидуальность, творческие способности, закрепляет ЛИЧНОСТНОЕ и ГЛУБОКО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ видение мира.
Мир предстает как «музей воображения».
Искусство сопряжено с богатой палитрой чувств и переживаний, предоставляет возможности для САМОВЫРАЖЕНИЯ человека, способствует познанию ОТДЕЛЬНЫХ, ЧАСТНЫХ сторон жизни и ПОГРАНИЧНЫХ жизненных ситуаций, ускользающих из сферы ведения науки.
Итак, личностный, эмоциональный, художественно образный характер отражения мира, своеобразная суггестия — ВНУШЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ — это особенности, которые также отличают искусство от науки.
Художественное видение мира нельзя представить как сугубо рациональное.