Фундаментальные открытия науки предвещают подвижку во всем корпусе философского знания.

Вывод: Следовательно, философия, РЕФЛЕКСИРУЯ по поводу развития науки, ОДНОВРЕМЕННО ПРОВОДИТ И САМО­РЕФЛЕКСИЮ, т. е. она сочетает рефлексию над наукой с само­рефлексией.

7. Слитость естественного и технического познания в науке. О науке принято говорить как об области, в которой ЕСТЕСТВЕН­НЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ НЕРАЗРЫВНО СЛИТЫ В СВОЕЙ СОВО­КУПНОСТИ И СПОСОБСТВУЮТ ПОНИМАНИЮ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ФИ­ЗИЧЕСКИХ КОНСТАНТ ВСЕЛЕННОЙ.

8. Разрыв философии и науки как условие выявления особых задач науки. Особые задачи науки:

А)САМОСОГ­ЛАСОВАННОСТЬ НАУЧНЫХ ВЫВОДОВ,

Б)УСТРЕМЛЕННОСТЬ К САМОИДЕН­ТИФИКАЦИИ НАУЧНОГО ОБРАЗА МИРА,

В)НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ПОЗНАНИЕ НОВОГО И НЕИЗВЕСТНОГО.

Эти особые задачи науки стали особенно ясны, когда произошел разрыв между наукой и философией.

Тогда обна­ружилась НЕВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КАКОЙ-ЛИБО ОДНОЙ СИСТЕМЫ МЫШЛЕНИЯ. Многие считали, что НАУКА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ТОЛЬКО ПРИКЛАДНОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ, для ГЛУБИННОГО ПОНИМАНИЯ ВСЕЛЕННОЙ НЕОБХОДИМА ФИЛОСОФИЯ.

Она объясняет важность открытых наукой законов и принципов, но, вместе с тем, НЕ ДАЕТ ТОЧНОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

Это и есть НАИБОЛЕЕ СТАНДАРТНЫЙ СПОСОБ ИСТОЛКОВАНИЯ ПУТИ, НА КО­ТОРОМ НАУКА И ФИЛОСОФИЯ РАЗОШЛИСЬ.

9. Обоюдность и органичность взаимосвязи философии и науки. Однако нет никакого со­мнения в том, что взаимосвязь философии и науки обоюдная и органичная.

Раздел философии, имеющий название «СОВРЕ­МЕННАЯ НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ», есть секущая плоскость, как разделяющая, так и соединяющая философию и науку.

Образно говоря, СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ «ПИТАЕТСЯ» ДОСТИЖЕНИЯМИ КОНКРЕТНЫХ НАУК, А ПОСЛЕДНИЕ НЕИЗБЕЖНО ВКЛЮ­ЧАЮТ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ.

Тезис, фиксирующий взаимовлияние философии и науки:

КОГДА РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ СТИМУЛИРУЕТСЯ РАЗВИТИЕМ ЧАСТНЫХ НАУК, А ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ПОСТИЖЕНИЯ МИ­РОЗДАНИЯ СЛУЖАТ СТРОИТЕЛЬНЫМИ ЛЕСАМИ ЭПОХАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ, обосновывается с учетом следующих обстоятельств:

А) Философия выступает формой теоретического освоения дей­ствительности, которая опирается на КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППА­РАТ, вобравший в себя всю историю человеческого мышле­ния.

Б)В той своей части, которая называется «методология», со­временная философия предлагает дополнения в осмысление формализованного аппарата конкретных наук, а также ставит и решает проблему теоретических оснований науки и конкури­рующих моделей роста научного знания.

В)Исследователи выде­ляют СПЕЦИФИЧЕСКУЮ ЭВРИСТИЧЕСКУЮ ФУНКЦИЮ ФИЛОСОФИИ по отношению к научному познанию, которая наиболее заметна при выдвижении принципиально новых теорий и соотноше­ний.

Именно философские исследования:

А) формируют САМОСОЗ­НАНИЕ НАУКИ, ее РЕФЛЕКСИВНОСТЬ,

Б)развивают присущее ей по­нимание своих возможностей и перспектив,

В)задают ОРИЕНТИ­РЫ ЕЕ ПОСЛЕДУЮЩЕГО РАЗВИТИЯ.

15. РАЗЛИЧИЕ НАУКИ И ИСКУССТВА

ПЛАН

1. Что есть искусство как форма общественного сознания?

2. Смысложизненная составляющая искусства.

3. Типическое и индивидуальное в искусстве.

4. Реалистическое и абстрактное в искусстве.

5. Ценности и идеалы искусства в их отношении к аксиомам, формулам и законам науки.

6. Искусство и мировосприятие этоса.

7. К каким сторонам человеческого восприятия обращено искусство?

8. Искусство и прекрасное.

9. Регулятивы в науке и искусстве.

10. Искусство как «мастерство».

11. Искусство как тип знания.

12. Искусство и эпоха.

13. Искусство и личностно-эмоциональное видение мира.

14. Искусство как способ надэмпирической трансляции человеческого опыта.

15. Единство ученика и учителя в искусстве.

1. Что есть искусство как форма общественного сознания? Искусство в отличие от науки — это особая форма общественного сознания, связанная с рождением ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ, обогаща­ющих человечество широкой палитрой эмоций, чувств и пережива­ний и участвующих в НАДЭМПИРИЧЕСКОЙ ТРАНСЛЯЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОПЫ­ТА.

2. Смысложизненная составляющая искусства. Искусство, в отличие от науки, не только отражает, но и ВЫРАЖА­ЕТ личностные смыслы как жизни отдельного человека, так и поко­лений. Смысложизненная составляющая искусства преподается на­глядно, зримо, образно в живописи, кинематографе, драматургии, хо­реографии и других жанрах.

3. Типическое и индивидуальное в искусстве. В отличие от науки, нацеленной на поиск общей закономерности, искусство уделяет внимание каждому единичному случаю и событию, каждой отдельной человеческой жизни.

На ее примере выявляется и типическое, и индивидуальное в человеческой, жизни.

4. Реалистическое и абстрактное в искусстве. Искусство мо­жет быть и реалистичным, и предельно абстракционистским.

Исто­рия развития искусств описывает многообразие его стилей, вырази­тельных приемов, причины их возникновения и социальную обуслов­ленность трансформаций.

5. Ценности и идеалы искусства в их отношении к аксиомам, формулам и законам науки. Ценности и идеалы искусства ИСТОРИЧЕСКИ КОНКРЕТНЫ И ИЗМЕНЧИВЫ, в отличие от аксиом, формул и законов стро­гой науки, которые сопровождают цивилизацию на всем протяжении ее развития.

6. Искусство и мировосприятие этоса. Искусство подвержено преломлению сквозь призму видения и ми­ровосприятия того или иного этоса, в нем проявляется национальный тип мироотношения.

И если в науке в общем случае господствует гене­рализация (обобщение), то в искусстве важна индивидуализация и типизация, которая содержится в ткани художественных образов.

7. К каким сторонам человеческого восприятия обращено искусство? Искус­ство обращено в отличие от науки не к РАССУДОЧНО-РАЦИОНАЛЬНОМУ, а к ЧУВСТВЕННО-АССОЦИАТИВНОМУ и ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ строю человеческого вос­приятия.

Для искусства важно предметно изобразительное воплоще­ние ИДЕАЛА КРАСОТЫ и ХУДОЖЕСТВЕННО ПРАВДИВОЕ отношение к миру.

8. Искусство и прекрасное. Вопрос о том, что есть прекрасное — всегда вызывал огромные споры.

Платон связывает идеал красоты с тем УМОПОСТИГАЕМЫМ МИ­РОМ ИДЕЙ, который проникает в саму душу художника.

Вместе с тем обращение на природу и поиск идеала красоты, прекрасного в самой природе, был характерен для реализма всех эпох.

9. Регулятивы в науке и искусстве. А)Для науки ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИМ РЕГУЛЯТИВОМ ВЫСТУПАЕТ ИДЕЯ ЗАКОНОМЕР­НОСТИ.

Б)Для искусства им оказывается ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ.

В)В науке важен ПОИСК ЗАКОНОМЕРНОСТИ, в искусстве — ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕАЛА В ВОС­ПРИЯТИИ МИРА.

Г)Для научной деятельности необходима АРТИКУЛЯЦИЯ и ПОСТА­НОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ научного исследования.

Д) Специфика художест­венного поиска и отражения действительности допускает НЕАРТИКУЛИРОВАННОСТЬ, т.е. область НЕВЫРАЗИМОГО СЛОВАМИ, а ВОСПРИНИМАЕМОГО ДУШОЙ.

Е)Искусство включает в себя ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ разнообразных видов искусств, однако к ним не сводится.

Ж)Оно обнажает ту особен­ность, что ИСКУССТВУ НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ ПО УЧЕБНИКУ, оно воплощает творческое вдохновение и способности, содержит в себе личностные смыслы.

З)Искусство обеспечивает ВИД УДОВОЛЬСТВИЯ, который сродни свободному чувству эстетического наслаждения.

10. Искусство как «мастерство». Помимо обозначения многоплановой сферы творческой деятель­ности понятие «искусство» означает еще и мастерство, умение того или иного субъекта, а также искус, искушение, хитрость и обман.

11. Искусство как тип знания. Искусство предлагает одну из древнейших форм отражения действи­тельности, своеобразный тип ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗНАНИЯ, которое пред­стает как ЛИЧНОСТНО-СУБЪЕКТИВНОЕ отображение мира на основе ХУ­ДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ.

Оно конструирует специфический мир по от­ношению к ЭМПИРИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ и направлено на поиски прекрасного и художественного идеала.

12. Искусство и эпоха. Искусство подвержено исто­рическим изменениям, оно находится в зависимости от ДУХА ЭПОХИ, а также от способностей того или иного субъекта — ТВОРЦА ХУДОЖЕСТВЕН­НОГО ПРОЦЕССА, от особенностей его духовной и творческой манеры и стилистики, его мышления и ментальности.

Искусство может сде­лать духовный мир науки и ученых предметом художественного от­ражения.

Оно может проникнуть «в святая святых» человеческой ге­ниальности, интуиции, раскрыть тайну человеческих способностей и таланта.

Не случайно искусство называют своеобразной ЭНЦИКЛОПЕ­ДИЕЙ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ.

13. Искусство и личностно-эмоциональное видение мира. В отличие от науки, которая ОБЩЕЗНАЧИМА и НАДЛИЧНОСТНА, отра­жает мир в понятиях и общих закономерностях, в художественном знании человек проявляет свою индивидуальность, творческие спо­собности, закрепляет ЛИЧНОСТНОЕ и ГЛУБОКО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ видение мира.

Мир предстает как «музей воображения».

Искусство сопряжено с богатой палитрой чувств и переживаний, предоставляет возможнос­ти для САМОВЫРАЖЕНИЯ человека, способствует познанию ОТДЕЛЬНЫХ, ЧАСТНЫХ сторон жизни и ПОГРАНИЧНЫХ жизненных ситуаций, усколь­зающих из сферы ведения науки.

Итак, личностный, эмоциональный, художественно образный ха­рактер отражения мира, своеобразная суггестияВНУШЕНИЕ ПСИХОЛО­ГИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ — это особенности, которые также от­личают искусство от науки.

Художественное видение мира нельзя пред­ставить как сугубо рациональное.

Наши рекомендации