Особенности социальной диалектики

Диалектика общественного развития - это диалек-
тика противоречий "живой жизни" людей. Человеческое
общество - сложная динамическая система разнообразных
материальных и духовных отношений индивидов и соци-
альных групп. В отличие от процессов природы нельзя
рассуждать о развитии общества, отвлекаясь от потребно-
стей, ценностных ориентации, воли, разума, чувств лю-
дей, характера их практических действий. Ведь история
есть не что иное, как деятельность преследующего свои
цели человека. Объединяясь в большие социальные общ-
ности (классы, нации, государства, коллективы и др.) на
основе в первую очередь отношений материального про-
изводства, люди сами (со всеми своими особенностями)
предстают важнейшим фактором объективной диалектики
общественного развития. Научное понимание социальных
процессов (в том числе и вопроса о противоречиях) тре-
бует тем самым изучать людей в их исторических дейст-
виях. При рассмотрении социальных процессов нужно
непременно учитывать содержание практической дея-
тельности людей, их субъектно-объектные взаимосвязи,
соотношение материальных и духовных факторов, сочета-
ние сознательного целеполагания и стихийности, взаимо-
проникновение классового и общечеловеческого в жизни
отдельных индивидов и их сообществ. Человеческие ка-
чества существенно модифицируют функционирование
всеобщих законов развития. В философском анализе ис-

торических событий и общественных процессов нельзя
ограничиваться лишь самыми общими диалектическими
представлениями (о противоречиях как единстве и борьбе
противоположностей, о переходе противоположностей друг
в друга и т.п.). Их надо сопрягать с живыми социальными
реалиями: интересами людей, их идеалами, надеждами,
сомнениями, верой, знаниями, любовью и ненавистью,
добротой и злобой и т.д. Все подобные человеческие ка-
чества, страсти и пороки не могут не сказываться на кон-
кретных действиях людей.

Человек живет в сложном переплетении производ-
ственных, политических, познавательных, управленче-
ских, нравственных и иных общественных отношений и
социальных действий. В одних случаях он выступает как
индивидуальный деятель. Во многие события человек
оказывается включенным в составе совокупного субъекта
(группы, класса, нации). Практические действия пред-
принимаются людьми на основе сознательного выбора в
конкретных социальных ситуациях. В нынешний период
коренных изменений в нашем обществе каждому деятель-
ному субъекту (и прежде всего руководителям любого
уровня, бизнесменам, журналистам, актерам, специали-
стам народного хозяйства, инженерам) приходится рабо-
тать в мире нарастающих противоречий, учиться овладе-
вать ими, быть постоянно нацеленными на творческий
поиск и инновации. В этих условиях особо важно пони-
мать специфику противоречий в обществе.

Социальные противоречия

На уровне социальной формы движения противоре-
чия принимают наиболее зримый и осязаемый для людей
облик. Противоречия, с которыми люди имеют дело, бес-
конечно разнообразны. Некоторые из них сугубо индиви-
дуальны и личностны, другие же являют сущность обще-
ственных отношений, в их развертывании реализуется
исторический процесс.

Противоречия в обществе, т.е. социальные противо-
речия, возникают в конечном счете только посредством
деятельности человека, развиваются и разрешаются также
лишь в его действиях. Они выступают как результат и од-
новременно как причина человеческой деятельности,

функционируют как общественные отношения и соци-
альные взаимодействия людей.

В чем особенности социальных противоречий?

Во-первых, здесь человек включен в саму их струк-
туру. Это противоречия между людьми, они суть общест-
венные отношения. Иными словами, такие противоречия
имеют субъект-объектный характер. Уже индивид в своем
личном бытии предстает носителем и субъектом разреше-
ния разного типа социальных противоречий. Одни из
них, будучи противоречиями его собственной жизни, и
возникают, и решаются без его участия. Другие возника-
ют помимо него, но могут быть решены только им са-
мим, третьи и вызваны, и разрешаются субъектом. В за-
висимости от вида общественных отношений социальные
противоречия могут быть политическими, экономически-
ми, идеологическими, религиозными и др. По субъекту-
носителю различают противоречия общечеловеческие
(глобальные), классовые, межнациональные, групповые,
личностные, межгосударственные и пр.

Во-вторых, в обществе противоречие обладает спе-
цифической социальной "объемностью". Оно возникает,
функционирует и развертывается как бы на трех "этажах"
или в трех "плоскостях": прежде всего на уровне сущност-
ных объективных общественных отношений, затем (и од-
новременно) выражается в различии и противоположности
потребностей и интересов людей и, наконец, в их соответ-
ствующих практических действиях. Структуру социаль-
ного противоречия можно выразить схемой:

Особенности социальной диалектики - student2.ru

Люди как субъекты действий не находятся где-то вне
социальных объектов, а выступают носителем составляю-
щих их содержание общественных отношений. В качестве
объектов предстают самые различные общественные обра-

зования: экономические и социальные структуры, общест-
венные институты и учреждения, социальные группы и
общности людей, явления духовной культуры. Соответст-
венно социальные противоречия как субъект-объектные
(субъект-субъектные) отношения - это противоречия людей
по поводу таких объектов, как собственность, природные
ресурсы, политическая власть, национальный суверени-
тет, идеология, культура, техника, религия, свобода, ра-
венство, социальная справедливость и др.

В-третьих, включенность в структуру противоре-
чия живых людей с их различными потребностями, це-
лями и действиями придает диалектике единства и
борьбы противоположностей особое социальное каче-
ство: возможность и необходимость при определенных
условиях возникновения антагонизма. Антагонизм -
специфически общественное состояние и форма борь-
бы противоположностей. Его проявление вызывается
установлением диаметрально взаимоисключающего
отношения людей к жизненно определяющим объек-
там и несовместимостью обусловленных этим их ко-
ренных интересов. Антагонизм выражается в крайних
формах конфликтных индивидуальных и массовых со-
циальных действий, в непосредственном физическом
столкновении людей. Наиболее резко в истории ан-
тагонизм обнаруживается в общественных отношени-
ях, основанных на частной собственности на средства
производства и эксплуатации человека человеком. На-
ряду с классовыми существуют и иные проявления ан-
тагонизма в общественных отношениях: религиозные, на-
циональные и др. Антагонизм и противоречие - не одно и
то же. С установлением общественных отношений, смяг-
чающих социальное неравенство, возможность возникно-
вения антагонизма существенно уменьшается, но про-
тиворечия остаются.

В-четвертых, поскольку в обществе действуют ода-
ренные сознанием, эмоциями и различными стремления-
ми люди, то их отношение к конкретным противоречиям
неодинаково. Разные субъекты способны в своих целях:
а) создавать оптимальные формы функционирования про-
тиворечия; б) собственными практическими действиями
усиливать существующие и порождать новые противоре-
чия; в) намеренно акцентировать в своей деятельности

одни и игнорировать другие противоречия; г) противиться
разрешению каких-либо противоречий; д) не допускать
их развитие в антагонизм; е) обострять противоречия
вплоть до антагонизма; ж) добиваться разрешения разви-
тых противоречий.

Социальные противоречия опосредуются человече-
скими действиями и в условиях современного этапа раз-
вития нашего общества. В недавнем прошлом речь могла
идти о противоречиях в пространстве единого советского
государства. Теперь нужен их анализ и применительно к
конкретным республикам Содружества Независимых Го-
сударств.

При господстве догматических представлений вре-
мен сталинизма и застоя чрезмерно абсолютизировалась
специфика развития нашего общества. В его трактовке
как "диалектике социализма" были неадекватные ре-
альности философские установки. Широко пропаган-
дировался тезис, что законы диалектики здесь действу-
ют исключительно созидательно, определяя чуть ли не
автоматически непрерывный и динамический прогресс
общества. Утверждалось к тому же, что его развитие
осуществляется всегда планомерно и сознательно, а
стихийность предстает как нечто нежелательное и нети-
пичное. Считалось, что прокламированное социальное
единство исключает противоречия между классами,
социальными группами, нациями. Отвергалось прояв-
ление в общественных отношениях какого-либо ан-
тагонизма. Постулировалось, что диалектика в совет-
ском обществе отличается углубляющейся гармонией
социальных взаимодействий, что необходимость здесь
проявляется в "чистом виде", а не посредством случай-
ностей и т.д.

Подобные представления грешили абстрактно-
стью, игнорированием действительности. В них желае-
мое выдавалось за реальность, намечающиеся тенден-
ции возводились в ранг непреложных закономерностей,
моменты истины превращались в абсолютизированные
догмы, противоречивое многообразие жизни умещалось
в жесткое прокрустово ложе однозначных идеологиче-
ских схем. В итоге материалистическая диалектика
вместо творческого метода критического научного ана-
лиза становилась оружием апологии субъективистского

произвола деформированной практики. Соответственно
находили философское оправдание несовместимые с гу-
манизмом подавление прав и свобод человека, волюнта-
ризм, пренебрежение массовой и личной инициативой,
игнорирование насущных проблем и противоречий обще-
ственного развития. А эти противоречия обнаруживались
на всех этажах социального здания: в сфере производст-
ва - глобальное огосударствление собственности и высо-
кая степень экономического отчуждения, в социальных
отношениях - рост привилегированного слоя госпарт-
бюрократии, в политической сфере - государственный
тоталитаризм, в духовной - диктатура классовой идео-
логии, исключавшей какое-либо инакомыслие и плю-
рализм мнений.

Важно научно осмыслить подобные противоре-
чия. Надо исходить из того, что по своей природе со-
ветское общество характеризовалось особого рода
маргинальностью, граничностью, социальной много-
качествен ностыо общественных отношений и дейст-
вий. Собственно говоря, у нас не существовало ника-
кого "развитого социализма". А возникло общество,
где причудливо переплетались элементы отношений
социалистических и несоциалистических. Что же ка-
сается нынешнего переходного периода, то тем более
усиливается (с нарастанием присущих рыночной эко-
номике противоречий) отмеченная маргинальность
социальной жизни.

Ныне выявились новые грани общественных от-
ношений, противоречия которых определяют бытие и
развитие республик прежнего Советского Союза. Преж-
де всего это объективные сущностные противоречия,
обусловленные распадом экономического пространства
как единого когда-то народнохозяйственного комплекса;
нарастающей приватизацией и переходом к рыночным
отношениям; становлением независимых государств;
радикальными изменениями в политической и соци-
альной структуре общества; обострением экологиче-
ских проблем; проявлением у некоторых суверенных
государств взаимных территориальных претензий; уси-
ливающейся криминализацией общества; прогресси-
рующей зависимостью от иностранного капитала и
т.д. С отмеченными противоречиями связано появле-

ние целого спектра различных и часто противополож-
ных интересов и социальных действий трудящихся и
предпринимателей, режима и оппозиции, центра и
регионов, "коренного населения" и "мигрантов",
"демократов" и "консерваторов", "граждан" и "неграж-
дан", государственных структур и общественных фор-
мирований, "новых русских" и "новых бедных", а также
фермеров, колхозников, военнослужащих, студентов,
безработных, бомжей и др.

Помимо общих для всего Содружества социальных
противоречий, в каждой стране обнаруживаются свои спе-
цифические проблемы. Так, в Беларуси многие социальные
противоречия связаны с преодолением последствий Чер-
нобыльской катастрофы, возрождением национальной
культуры и белорусского языка, с возникшей депопуля-
цией, трудностями становления Союза России и Белару-
си, с задачами повышения безопасности страны в связи с
продвижением НАТО на восток.

Жить и действовать в мире социальных противо-
речий непросто. Эти противоречия разные по качеству,
по характеру воздействия на общественные процессы,
по способам функционирования и разрешения. Некоторые
из них могут при крайнем обострении превращаться в
антагонизм (в межнациональных противоречиях, ак-
циях национализма и шовинизма). Сферу антагони-
стических отношений образует совокупность противо-
общественных действий, различные виды преступлений:
бандитизм, терроризм, коррупция, злоупотребление
властью, хищение и пр. Вся система криминогенных
явлений находится в антагонизме к правовому общест-
ву. Такого рода противоречия преодолеваются мерами
экономического и политического характера (включающих
в необходимых случаях и применение насилия государ-
ственными органами). Вместе с тем надо стремиться не
к обострению физического противоборства людей, а
"овладевать" противоречиями применением в соци-
альных действиях метода "соединения противополож-
ностей", путем консенсуса, т.е. умелого сочетания
личных, групповых, общественных, национальных и
общечеловеческих, региональных и государственных и
других интересов. Жизнь показывает, что если проти-
воречия предоставлять самим себе, допускать субъек-

тивизм в оценке противоположностей, то неизбежно
возникают социальная напряженность, кризисные си-
туации и антагонизм, ослабляется прогрессивная дви-
жущая сила противоречий.

Противоречия и гармония

Рассмотрение действительности сквозь призму сти-
мулирующих ее изменение объективных противоречий
традиционно соотносится в истории философии с про-
блемой гармонии мира, а также отдельных систем. С по-
мощью представлений о гармонии мыслители стремились
объяснить законосообразность Вселенной. Так, Клавдий
Птолемей трактовал гармонию как деятельное начало,
благодаря которому система приобретает соразмерность и
упорядоченность. Выдающиеся представители классиче-
ского естествознания И. Кеплер, Г. Галилей, Н. Коперник,
И. Ньютон в открытых ими физических законах видели
адекватное выражение гармонических явлений самой при-
роды. Для немецкого философа-идеалиста Г. Лейбница
"предустановленная гармония" мира есть движение к со-
вершенству за счет внутренне присущей ему активности
при сохранения направления непрерывных изменений
состояния. По мнению современного французского фило-
софа неотомиста А. Ламуща, гармония есть некий инст-
румент в руках творца мира, с помощью которого он при-
водит в согласие со своим планом как космос в целом, так
и жизнь отдельных людей.

Вместе с тем многие философы связывают источник
гармонической устроенное™ Вселенной не с потусторон-
ними силами, а с присущими самому бытию противоре-
чиями. Еще Гераклит соотносил понятие гармонии с
совпадением, согласием, соединением противоположных
сторон. Он утверждал, что и природа стремится к про-
тивоположностям, и из них, а не из подобных вещей
образует созвучие... Музыка создает единую гармонию,
смешав (в совместном пении) различных голосов звуки
высокие и низкие, протяжные и короткие, расходящее-
ся сходится, а из различного образуется прекраснейшая
гармония. Через многие столетия эту мысль Гераклита
выразит Гегель в формуле: гармония состоит из противо-
положностей.

В материалистической диалектике гармония понима-
ется как отношение систем (и элементов в системе), ха-
рактеризующееся их взаимообусловленностью, функцио-
нальным соответствием, целостностью и сохранением,
единством многообразия. Гармония - не абсолютный ан-
типод противоречия и не метафизическое застывшее рав-
новесие противоположностей. Гармонию системы создает
динамика взаимодействия ее составных частей в их внут-
ренней согласованности. Такова, например, реальная
психика здорового человека с ее взаимодополняемостью и
согласованностью таких противоположностей, как чувст-
ва, эмоции, разум, рассудок, вера, сомнение и т.п. При
расстройстве же этой согласованности, что может вызы-
ваться, в частности, действием структурных нарушений
мозга, возникает дисгармония личности.

Таким образом, гармония предстает как особый
способ существования противоречия, когда единством и
"борьбой" противоположностей обеспечивается оптималь-
ное функционирование системы. В то же время взаимо-
действие противоположностей предопределяет динамику
гармонии, переход от одного типа гармонического отно-
шения к другому в рамках данного объекта и при пре-
вращении его в качественно иное. На протяжении веков
представление о гармонии служило мечтой и идеалом че-
ловечества, надеждой на всеобщее счастье. Однако тщет-
ны оказывались ожидания возникновения общества без
социальных противоречий, конфликтов и антагонизмов. В
современную же эпоху целостности и взаимозависимости
мира все ощутимее становится необходимость гармониза-
ции отношений противоположностей общества и приро-
ды, экономического роста и духовности, классовых инте-
ресов и общечеловеческих ценностей и др.

В данной связи будет правильным даже сказать, что
гармония как превращенная форма противоречия выпол-
няет функцию импульса, движущей силы развития. В свете
современных синергетических представлений это становит-
ся особо очевидным. Взаимодействие, кооперативность,
сотрудничество, консенсус, согласованность действий в
социальных отношениях более эффективна, чем прямые
столкновения, конфликты и борьба.

Уяснение сути диалектики - учения о противоречиях -
позволяет продвинуться дальше в понимании ее всеобщих

законов. Прежде всего здесь важно выяснить взаимосвязь
количественных и качественных изменений, механизм по-
рождения нового в процессе развития.

Глава 8. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ
И
КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Качество и количество

Обыденное и философское сознание еще тысячеле-
тия назад зафиксировало феномен возникновения в ре-
зультате накопления постепенных незначительных коли-
чественных изменений нового качества (достаточно хотя
бы напомнить древние софизмы "лысый", "куча"). Но
долгие времена правильного объяснения процесса порож-
дения нового не было, поскольку категории количества и
качества нередко чрезмерно противопоставлялись друг
другу.

В период господства механистических воззрений на
мир игнорировались качественные различия между явле-
ниями. В истолковании действительности преобладал чисто
количественный подход. Так, преформисты (А. Левенгук и
др.) в XVII в. полагали, что никаких новообразований в
индивидуальном бытии организма нет. В зародыше его уже
даны сформировавшиеся части (органы, ткани, структу-
ры) взрослого организма. Многие философы метафизиче-
ски пренебрегали спецификой высших и низших форм
материи. Французский философ Р. Декарт утверждал, что
растение - такой же механизм, как и часы. Законами ме-
ханики он объяснял и все отправления организма живот-
ных. Спустя век после Декарта материалист Ламетри
обосновывал уже тезис "человек-машина".

Наряду с отрицанием качественных различий между
вещами и разными уровнями организации материи из-
вестны и концепции, в которых эти различия крайне аб-
солютизировались. Качество в них трактовалось как нечто
существующее в предмете независимо от его количест-
венных параметров. В средневековой философии каждая
вещь представлялась как нечто двойственное: чувственно

воспринимаемый предмет и внутреннее "скрытое качест-
во". Последнее выступает в виде особых сущностей, кото-
рые в принципе могут переходить от одного объекта к
другому. Так, огонь потому горяч, что обладает "скрытым
качеством" иметь температуру. Переход в другое состоя-
ние означает потерю телами такого качества и принятия
другого.

Из идеи скрытых качеств исходили алхимики. Для
них "начала" вещей образуют самостоятельно существую-
щие свойства горючести, огнестойкости, летучести и др.
Сочетая носителей соответствующих скрытых качеств
("серу", "ртуть", "соль" и т.д.), алхимики стремились с по-
мощью философского камня осуществить трансмутацию
вещества: свинца в золото. Ожидалось, что подобное пре-
вращение качеств достигается такими операциями над
веществом, как кальцинация, сепарация, сублимация,
ферментация и др.

Известны и иные проявления метафизической абсо-
лютизации качественных различий: флогистонное учение
в химии, учение о теплороде в физике и т.д.; жесткое
противопоставление растительного и животного "царств",
природы и человека, психического и физического. В тех
редких случаях, когда при подобной трактовке качества
становился вопрос о развитии, оно изображалось как ряд
обусловленных внешней силой (в конечном счете Богом)
случайных переворотов или катастроф, актов божествен-
ного творения.

Современный вариант рассматриваемой метафизи-
ческой односторонности образует, в частности, концеп-
ция "эмерджентного реализма" английского философа
К. Поппера. Он полагает, что направление космической
эволюции носит случайный характер и непредсказуемо
для человеческого сознания. Появление жизни на Земле,
человека, культуры можно понимать лишь как своего ро-
да внезапные "мутации". Конечно, в становлении жизни
элемент случайности сыграл, несомненно, существенную
роль. Но игнорировать объективную возможность и зако-
номерность порождения живого из неживого и восхожде-
ния от природы к человеку неправомерно. Поппер, по его
собственному признанию, - противник детерминизма.
Тем самым для него не существует и необходимой связи
между качеством и количеством.

Что же такое качество и количество? Данными фи-
лософскими понятиями выражаются многообразие дви-
жущейся материи, пространственно-временные отноше-
ния предметов и явлений, их различия и общность. Если
категорией противоречия фиксируется, как отмечалось,
отношение (противоположностей), то понятия качества
и количества касаются прежде всего свойств вещи и лишь
через них характеризуют саму данную вещь. Свойство -
присущая предмету способность взаимодействовать с
другими вещами, порождать в них какие-либо изменения
и самому претерпевать их. Человеку, например, свойст-
венны ум, знания, рост, вес, физическая сила, труд, соци-
альные чувства и действия и многое иное.

Как различные свойства вещи качество и количество
соотносятся друг с другом? Категория качества выражает в
первую очередь целостность предмета, интегративную со-
вокупность его признаков. Понятием же количества фик-
сируется их дифференцированность. Качество определяет
специфику вещи, количество - ее сходство и соизмери-
мость по однородным признакам с другими предметами.
Качество есть нечто устойчивое во взаимодействии вещей,
отграничивает их друг от друга. Количество же подвижно и
изменчиво. Оно относительно безразлично к бытию пред-
мета. Качество же, напротив, образует такую определен-
ность вещи, которая неотделима от нее.

Итак, качество - это неразрывно связанная с суще-
ствованием предмета целостная внутренняя совокупность
его отличительных свойств. Колшество же - характери-
стика вещи по внешним для нее и тождественным с дру-
гими предметами параметрам.

Иногда спрашивают: одно или много качеств у пред-
мета? В такой постановке вопрос абстрактен. Конечно, в
конкретном взаимодействии вещей они всегда проявляются
как одно и то же качество. Но в других отношениях, с
другими вещами могут обнаруживаться иные качества. Тем
самым любая вещь характеризуется многокачественностью,
а также количественным многообразием. Одно и то же
свойство предмета и их целостная совокупность в различ-
ных отношениях к другим вещам предстают то как каче-
ственная его определенность, то как количественная.

Возьмем, например, алмаз. По твердости он превос-
ходит все остальные вещества. Твердость и образует его

качество, если алмаз применяется как абразивный матери-
ал. В каменоломнях добывают мрамор с помощью алмаз-
ных пил. Качество твердости используется при обработке
стекла. Если бы алмаз не обладал названным качеством, он
не мог бы применяться в виде инструмента. Но, помимо
твердости, у алмаза много иных свойств. Различен его
цвет: в природе алмаз встречается в виде отдельных кри-
сталлов, бесцветных или окрашенных примесями. Алмаз
могут получать синтетически из соединений углерода при
высоких температурах и давлениях. Алмаз имеет форму и
т.д. С практической точки зрения все подобные свойства
являются несущественными (количественными) характе-
ристиками абразивного материала.

Если же алмаз берется в качестве драгоценного
камня (бриллианта), то здесь имеет значение уже не
столько его свойство твердости, сколько способность под-
даваться огранке, иметь различный цвет и т.д. Когда же,
наконец, алмаз рассматривается в аспекте его химиче-
ского строения, то и твердость, и цвет, и способность к
огранке и т.п. свойства оказываются несущественными,
ибо в данном случае главное, что алмаз - особое видоиз-
менение, аллотропическая модификация углерода. В хи-
мическом взаимодействии поэтому алмаз, графит, карбид
и уголь суть одно и то же качество, проявляющееся в со-
ответствующих свойствах углерода в специфического типа
химических реакциях.

В каждом из своих качеств алмаз имеет и опреде-
ленные количественные свойства: в функции абразивного
материала - сравнительную с другими веществами степень
твердости; как драгоценный камень - размер, интенсив-
ность блеска; в качестве аллотропической модификации
углерода - силу химической связи. Так, по шкале Мооса
твердость алмаза равна 10. Масса бриллиантов измеряется
в каратах (0,2 г). Сила химической связи определяется
особенностями кристаллической структуры алмаза.

Для выражения количественной определенности в
математике используются понятия величины и числа.
Если исторически понятие величины связано с процеду-
рой измерения тел определенным масштабом, то число -
с фиксированием ее результата, а также с операцией
счета. Различают величины скалярные, векторные, тен-
зоры, бесконечно малые и др. Числа дифференцируются

на натуральные, рациональные, вещественные, ком-
плексные, гиперкомплексные, кватернионы и т.д. Пол-
ностью отождествлять, однако, категорию количества с
математическими понятиями величины и числа было бы
неверно. Количественные отношения могут также уста-
навливаться использованием сравнительной степени
прилагательных, наречий ("талантливее", "прогрессив-
нее", "резче", "выше", "интенсивнее", "ответственнее",
"инициативнее" и др.).

В свою очередь качества могут различаться по ос-
новным формам движения материи (физические, химиче-
ские, биологические, социальные), по степени общности
(всеобщие, общие, частные), по отношению к восприни-
мающему их человеку ("вторичные" и "первичные") и т.д.
Среди социальных качеств выделяются материальные и
духовные; общеисторические и формационные; они могут
быть экономическими, политическими, нравственными,
эстетическими и др. Есть качества предметно-структурные
(дерево, железо) и функциональные (стул, нож). Каждое
из подобных многообразных качеств имеет свою количе-
ственную определенность.

Наши рекомендации