Формирование понятия материи
В истории философии понятие материи возникло в
связи с попытками древних мыслителей объяснить един-
ство мира. Многоликость и гармония окружающего уже в
античности породили стремление найти устойчивую, со-
храняющуюся при любых изменениях конечную основу
многообразных вещей и явлений - субстанцию. Отожде-
ствляя ее с веществом, материалисты прошлого искали
субстрат, или первоматерию, из элементов которой обра-
зуются все вещи. Так, ионийская философия (VII - VI вв.
до н.э.) пыталась свести бесконечное многообразие види-
мого мира к одному общему конкретному началу: Фалес -
к воде, Анаксимен - к воздуху, Гераклит - к огню. Однако
тот факт, что каждый философ признавал свое особое на-
чало, опровергал принципиальную установку ионийской
школы. Любое из начал казалось одинаково правомерным
и нельзя было выделить предпочтительное. В то же время
ни одно из них не было достаточным для объяснения
всего существующего.
В поисках более адекватного описания мира сле-
дующее поколение древнегреческих материалистов при-
ходит к признанию множественности начал. Такими на-
чалами Эмпедокл считал четыре элемента - огонь, воздух,
воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемые
враждой. Анаксагор пошел еще дальше. Его гомеомерии -
"семена" всевозможных веществ - так же качественно раз-
нообразны, как и вещества природы. Новой синтезирую-
щей попыткой найти начало всех вещей, не сводя их к
одному единому, явилось атомистическое учение Левкип-
па, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Учение об атомах бы-
ло одним из самых плодотворных завоеваний человече-
ской мысли. Возникнув в V в. до н.э., атомистическая
идея просуществовала более 20 веков. Она позволяла объ-
яснить множество природных процессов. Достаточно
вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, молеку-
лярно-кинетическую теорию тепловых процессов, перио-
дическую систему Менделеева и др. Да и сегодня трудно
представить развитие различных областей естествознания
без атомистики. Важно заметить, что атомистическая
концепция материи выходит за рамки только вещного,
субстратного толкования ее. Она содержит и другую
идею, которая получила развитие в Новое время. Это -
идея общности свойств и физического строения материи.
В рамках учения о материи как субстанции филосо-
фы Нового времени акцентировали свое внимание на ее
атрибутивных свойствах. Сущность материи ими виделась
не столько в телесности, как определяющем ее признаке,
сколько в таких свойствах, как протяженность, твердость,
непроницаемость, инертность, плотность и т.п. Так, родо-
начальник английского материализма Ф. Бэкон, в целом
высоко оценивая античных материалистов, полагал, что
они не правы, когда за основу принимают нечто частное и
тленное. Принцип всех вещей, считал он, должен обладать
свойствами универсальности и неуничтожимости. Дж. Локк
связывает идею материи с протяженной плотной субстан-
цией. Подобные взгляды развивает и М. Ломоносов, пола-
гая, что такие качества, как протяженность, сила, инерция,
фигура, движение вполне достаточны для характеристики
сущности материи. Вместе с тем материалисты Нового вре-
мени не ограничиваются в трактовке материи лишь ее свой-
ствами, они говорят и о субстрате ("началах", "элементах",
"корпускулах", "атомах") как их носителе. Таким образом,
материалистическая традиция в истории философии исхо-
дила в основном из двух принципов - материя рассматри-
валась или как всеобщая вещественная основа, или как со-
вокупность специфических свойств. Правда, часто оба
принципа воплощались в одной ее модели, которую можно
назвать субстратно-атрибутивной. Такого рода представления,
однако, не позволяли выразить понятие материи в непроти-
воречивой форме. Получалось, что каждое последующее от-
крытие, коренным образом изменявшее представление о
свойствах и строении конкретных веществ, "разрушало", ка-
залось бы, установившееся понятие материи.
Но следует сказать, что в этот, более чем двухты-
сячелетний, период развития философии наметились и
зачатки иного подхода. Так, уже древнегреческий фило-
соф Анаксимандр рассматривал первоосновой всего
существующего бесконечную неопределенную и бес-
предельную, непрерывно меняющуюся, субстанцию -
"апейрон". Преодолеть бытовавшие долгие столетия
подмену понятия материи одним из ее видов удалось
французскому материалисту Нового времени П. Голь-
баху, который полагал, что "по отношению к нам мате-
рия вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь
образом на наши чувства, а качества, приписываемые
нами различным веществам, основываются на различ-
ных... изменениях, производимых в нас этими вещест-
вами" (17. С.84-85). Если у Анаксимандра трактовка
материи была лишена чувственной конкретности пер-
вовещества, то в определении П. Гольбаха мы встреча-
емся с принципиально новым подходом - понимание
материи в ее отношении к сознанию. Свое завершение
такой взгляд нашел в диалектико-материалистическом
истолковании материи.
3.2. Материя как современная философская
категория
Материю следует рассматривать прежде всего как
субстанцию, на и благодаря которой строятся все отно-
шения и изменения в мире, в том числе и сознание.
Сама категория материи, как и любое общее поня-
тие, является абстракцией, созданием чистой мысли. Но
это не вздорная, а научная абстракция. Бесплодна попытка
отыскать материю вообще как некое вещественное или
бестелесное первоначало. Когда ставится цель отыскать
единообразную материю как таковую, то создается ситуа-
ция наподобие той, если бы желали вместо вишен, груш,
яблок видеть плод как таковой, вместо кошек, собак и овец
и т.д. - млекопитающее как таковое, газ как таковой, ме-
талл как таковой, химическое соединение как таковое,
движение как таковое. В современном философском поня-
тии материи должны отражаться всеобщие черты беско-
нечного множества чувственно воспринимаемых вещей.
Материя не существует помимо вещей, их свойств и отно-
шений, а только в них, через них. Важно поэтому зафикси-
ровать такие свойства материи, которые принципиально
отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от
сознания как собственной противоположности. Такое опре-
деление материи предложено В.И. Лениным в книге
"Материализм и эмпириокритицизм": "Материя есть фило-
софская категория для обозначения объективной реальности,
которая дана человеку в ощущениях его, которая копиру-
ется, фотографируется, отображается нашими ощуще-
ниями, существуя независимо от них" (25. Т. 18. С. 131).
В этом определении получила завершение идея, которая
наметилась уже у Гольбаха и была развита еще у некото-
рых мыслителей (в частности, у Н.Г. Чернышевского и
Г.В. Плеханова).
Здесь материя определяется через сопоставление ду-
ховного и материального. Материя вечна, существует вне
человеческого сознания и совершенно безразлична к то-
му, что мы о ней думаем. Понятие же материи - только
приближенное отражение этой объективной реальности.
То есть понятие материи вообще - не формальное обо-
значение, не условный символ для множества вещей, а
отражение сущности каждой из них и всей их совокупно-
сти, основа бытия, существующая во всем и порождаю-
щая все существующее.
Итак, материя - прежде всего реальность, реальность
объективная, существующая вне и независимо от человека,
но это такая реальность, которая может быть обнаружена
только через ощущения (разумеется, чувственное отраже-
ние может быть непосредственным или опосредованным
приборами - будь то микроскоп, телескоп, синхрофазотрон
и др.). Такое определение материи выражает суть материа-
лизма как учения. Оно является дальнейшим развитием
основного вопроса философии, и в этом состоит его миро-
воззренческое значение.
Материя, будучи объективной реальностью, является
первичной по отношению к сознанию. Она не предпола-
гает никакой причины или условия для своего существо-
вания, а, напротив, сама является единственной причи-
ной сознания. Материя есть то, что Б. Спиноза называл
причиной самое себя. При этом материя не какая-то
сверхчувственная, сверхъестественная реальность, она да-
на человеку в ощущениях (непосредственно или опосре-
дованно с помощью приборов), что, в свою очередь, дела-
ет ее доступной познанию.
Материя как первопричина всего существующего
реализует свою сущность через бесконечную совокуп-
ность конкретных существований, начиная от элементар-
ных объектов неживой природы и кончая сложнейшими
социальными системами.
В анализируемом определении материи обнаружи- I
ваются два аспекта - онтологический и гносеологический. 1
С онтологической точки зрения материя - единствен-
ный субъект всякого бытия. Вещи, свойства, взаимодей-
ствия, телесные и духовные процессы свою конечную
причину имеют в материи. Абсолютное противопоставле-
ние материального и духовного возможно тем самым
только в рамках основного вопроса философии. С гно-
сеологической же точки зрения материя - объект,
субъект и средство познания, а ощущения, мышление -
его продукт.
Категория материи является важнейшим методо-
логическим регулятивом, поскольку последовательное
отстаивание материалистического мировоззрения оказы-
вается существенным в конкретно-научных исследова-
ниях. Следует не смешивать здесь философское понятие
материи с исторически меняющимися естественнонауч-
ными концепциями строения и свойств тех или иных
фрагментов обозримого мира. Наука может с математи-
ческой точностью отражать подробности строения и со-
стояния отдельных системных материальных объектов.
Философский же подход характеризуется тем, что он
абстрагируется от свойств отдельных вещей и их сово-
купностей, и в многообразии мира усматривает его ма-
териальное единство.
Методологическая роль категории материи имеет
важное значение, во-первых, потому, что по мере
прогресса конкретных наук встают старые вопросы о
понимании объективного мира и его законов, об отно-
шении понятий и теорий к объективной реальности.
Во-вторых, исследование конкретных материальных
форм наряду с частными вопросами выдвигает массу
проблем философского характера, таких как соотноше-
ние прерывности и непрерывности бытия, неисчерпае-
мость объектов.
3.3. Прерывность и непрерывность в строении
материи
Материя не существует сама по себе вне конкрет-
ных материальных объектов, как существует, например,
какой-либо материал и вещи, из него состоящие. Но по-
знать материю можно только через познание отдельных
материальных объектов, а чем глубже мы проникаем в
структуру конкретных материальных систем и процессов,
тем ближе подходим к пониманию сути материи.
Здесь может возникнуть возражение. Ведь вопроса-
ми о строении различных объектов занимаются частные
науки: физика, химия, биология, антропология и др. От-
вет прост. Да, конкретные науки раскрывают свойства,
суть, строение той или иной области материального мира.
Философию же интересуют его общие закономерности,
принципы самоорганизации, способы существования.
Поэтому проблема строения материи имеет философский
статус.
В истории философии проблема эта разрабатывалась
в соответствии с двумя противоположными концепциями:
непрерывного (континуального) и прерывного
(дискретного) строения мира. Приверженцы первой кон-
цепции признавали возможность бесконечного деления
материи. Их теория исходила из признания постоянного
повторения одних и тех же качеств, как бы далеко мы ни
углублялись в строение материи. Взаимодействие в этой
теории строилось по принципу близкодействия, согласно
которому передача действия может осуществляться только
от точки к непосредственно прилежащий к ней точке в
следующие друг за другом моменты времени.' Эти идеи
развивались Милетской школой древних греков, а в Но-
вое время - Р. Декартом.
Наряду с теорией континуальности (иногда говорят,
"сплошности") развивалась другая теория, которая исходила
из того, что материя расчленена на множество образований,
последних "неделимых" частиц материи. К тому же полага-
лось, что свойства тел, составленных из этих частиц, отли-
чаются от свойств самих частиц. Такова суть различных ато-
мистических теорий, начиная с Левкиппа и Демокрита. Они
неразрывно связываются с концепцией дальнодействия, со-
гласно которой действие может передаваться на расстоянии
без посредства какого бы то ни было физического агента.
Атомистическое учение имело ряд преимуществ по
сравнению с теорией непрерывного строения материи,
так как давало возможность объяснить целый ряд при-
родных явлений и соответствовало множеству наблюдае-
мых фактов. Например, строение планетной системы Де-
карт, исходя из концепции близкодействия, объяснял
эфирными вихрями, однако построить точную математи-
ческую модель ему не удалось. Ньютон же, основываясь
на концепции дальнодействия, при которой время не
учитывалось, смог дать количественную теорию движе-
ния планет и открыл закон всемирного тяготения. В
пользу идеи о прерывном строении свидетельствовал тот
факт, что элементы входят в соединения не в любых ко-
личествах, а только определенными порциями. Вместе с
тем метафизические представления о жестких атомах, по-
следних кирпичиках мироздания, не всегда были убеди-
тельными.
Зародившаяся еще в классическом атомизме идея
иерархического строения материи позволила показать, что
материя - не сплошное однородное целое. Она структур-
но организована, и эту структурную организацию можно
обнаружить в любом, как угодно малом, ее элементе. К
тому же структура материи не является одноуровневой.
Она представляет собой многообразие качественно своеоб-
разных материальных форм различной степени сложности.
Материю в первом приближении можно разделить на
три сферы: неживую, живую и социально-организованную.
Уже выделение указанных сфер отражает единство пре-
рывного и непрерывного в строении материи. Каждая
сфера - самостоятельная область материального мира.
Вместе с тем здесь четко прослеживается историческое
развитие материи в обозримой части мира, которое выра-
жает преемственность и усложнение при переходе от не-
живой к живой и социально-организованной части мате-
риального мира. Сложную структуру действительности
можно сравнить с гигантскими пирамидами или конусами
с общим бесконечным основанием. В основании каждого
конуса располагаются объекты неживой природы. Из них
и внутри их формируются биологические, а на базе и
внутри последних развиваются социальные системы. При
детальном рассмотрении в каждой из сфер можно выде-
лить определенные уровни организации материи.
Один из возможных вариантов представлен следую-
щим образом:
Неживая сфера | Живая сфера | Социально- |
(космос) | (биос) | организованная сфера (социум) |
Космические системы | Биосфера | Метасоциальный |
различной сложности | Биоценозы | Общество |
Макроскопический | Виды | Цивилизации |
Молекулярный | Организмы | Общественно- |
экономические | ||
формации | ||
Атомный | Клетки | Этносы |
Ядерный | Микроорганизмы | Государства |
Элементарный | Социальные группы | |
Субэлементарный | Молекулярный | Производственные |
уровень жизни | коллективы | |
Семья | ||
Человек |
Каждый член иерархического ряда уровней строе-
ния материи представляет собой как бы ступень в ряду
подчиненных друг другу материальных объектов различ-
ной сложности и в то же время служит строительным ма-
териалом для более высоких уровней структурной органи-
зации материи. Каждый структурный уровень, в свою
очередь, реализуется через множество различных видов
дискретных материальных объектов, образующих как бы
подуровни исходного уровня строения. Внутри каждого
уровня можно наблюдать процесс усложнения материаль-
ных объектов в рамках общего для всех объектов данного
уровня типа организации.
Иерархический принцип строения материи не озна-
чает механической "вложенности" материальных систем
различной сложности друг в друга. Молекулы - члены
молекулярного уровня строения - состоят, как известно,
из атомов, относящихся к нижележащему уровню мате-
рии. Но вместе с тем молекула - это не механическая со-
вокупность атомов, в свободном состоянии атомы обла-
дают иными свойствами. Примером неприменимости
принципа "вложенности" может служить ядерная изоме-
рия, суть которой заключается в том, что ядра, состоящие
из одинакового числа протонов и нейтронов, т.е. тождест-
венные по составу, обладают различными периодами по-
лураспада.
Наличие структурных уровней материи выражает
общее свойство материи - диалектическое единство пре-
рывности и непрерывности.
Неисчерпаемость материи
Проблема бесконечности всегда глубоко волновала
человеческий дух. Пытливый ум неизменно стремился
проникнуть за видимую черту горизонта достигнутого зна-
ния о мире. То, что материя бесконечна вширь, предпола-
гали еще древние мыслители. Нижний предел делимости
вплоть до конца XIX в. естествоиспытатели и философы
видели в атоме. "Незыблемости" этой границы во многом
способствовала установившаяся со времени Ньютона меха-
ническая картина мира, которая создавала иллюзию завер-
шенности знания о физической реальности. Только рево-
люция в естествознании окунула человеческое познание в
неведомые глубины мироздания. Она, сделав подвижной
нижнюю границу представления о строении мира, поста-
вила вопрос о неисчерпаемости материи.
Однако следует заметить, что философия не идет
слепо за конкретными науками, она может прогнозиро-
вать их развитие. В учениях целого ряда философов содер-
жалась идея бесконечности материи. Впервые этот вопрос
был поставлен Анаксагором, который первоосновой всех
природных явлений считал гомеомерии (подобночастные) -
материальные частицы, "семена вещей". Он полагал, что
как бы мала ни была частица, она содержит в себе в
уменьшенном виде все многообразие материального мира.
В монадологии Г.В. Лейбница идея бесконечности полу-
чила развитие на идеалистической основе. Его монады,
каждую из которых он рассматривал как неделимую ду-
ховную субстанцию, содержали "в себе, как в зародыше,
бесконечное". В решении проблемы бесконечности мате-
рии существенное значение имела идея иерархического
строения, в развитии которой большую роль сыграли
П. Гассенди, Т. Гоббс, М.В. Ломоносов, И. Кант, Л. Эйлер
и др. Так, Гассенди устанавливает иерархическую подчи-
ненность частиц по их сложности: из молекул первого
порядка образуются молекулы второго порядка и т.д.
Эта наметившаяся в истории естествознания и фи-
лософии идея об отсутствии нижнего предела в строении
любой системы получила свое логическое завершение в
тезисе о бесконечности природы и ее неисчерпаемости.
Идея неисчерпаемости является одним из важней-
ших принципов диалектико-материалистического учения
о строении материи. Неисчерпаемость - всеобщее неотъ-
емлемое свойство материи и ее атрибутов, которое про-
является в бесконечности материи вширь и вглубь в ко-
личественном и качественном отношении; находит свое
конкретное выражение в неисчерпаемости свойств, свя-
зей, взаимодействий и структур любых материальных сис-
тем. Понятие неисчерпаемости материи в некотором
смысле тождественно понятию бесконечности материи с
той разницей, что последнее выражает лишь одну сторону
неисчерпаемости - бесконечность наличного и потенци-
ального бытия. Другой стороной неисчерпаемости являет-
ся ее гносеологический аспект - познание материи явля-
ется бесконечным процессом.
В проблеме неисчерпаемости следует выделить преж-
де всего онтологический аспект, выражающий бесконеч-
ность различных сторон, свойств, отношений материаль-
ного мира, бесконечность бытия. Бесконечность бытия
проявляется в двух формах - актуальной и потенциальной
бесконечности. Актуальная бесконечность означает, что
материя в любой данный момент бесконечна в своем само-
выражении, т.е. в материальном мире существует беско-
нечное множество материальных тел и процессов, материя
бесконечна в пространстве, и как бы далеко в глубь мате-
рии мы ни проникли, нигде не найдем тот последний не-
делимый, бесструктурный кирпичик. Неисчерпаемость
структуры, бесконечное многообразие материальных объек-
тов порождают в свою очередь бесконечное число внутрен-
них и внешних связей и, как дальнейшее следствие, - бес-
конечное разнообразие свойств.
О многообразии и глубине связей, существующих
между различными объектами материального мира, свиде-
тельствует факт взаимообусловленности явлений микро-,
макро- и мегамира. Уже то, что все макроскопические тела
в конечном счете состоят из элементарных частиц, в той
или иной мере находит отражение во всех явлениях при-
роды. Так, всем хорошо известный опыт с притяжением
легких предметов наэлектризованной палочкой объясня-
ется действием между указанными макроскопическими
предметами сил, которые возникают в результате быстрого
обмена фотонами. Взаимодействие макроскопических тел в
этом случае объясняется микропроцессами. Существует
связь между материальными объектами, отличающимися
по размерам на 1032-1041 порядков (размеры элементарных
частиц - 10"13 см, звездных систем - до 1019, галактик -
1022, метагалактики - 1028 см). Оказывается, что особенно-
сти строения астрономических объектов определяются
свойствами элементарных частиц. Более того, ученые
предполагают, что разгадка тайн микромира кроется в тай-
нах макрокосмоса.
Одним из наиболее существенных проявлений не-
исчерпаемости материи является структурная неисчер-
паемость, которую следует понимать не только и не
столько как возможность деления на все более мелкие
части, которые состоят из других - еще меньших, - а
лишь в том смысле, что любой материальный объект
структурно организован. Природа не подобна матрешке.
Реальная внутренняя расчлененность имеет другую при-
роду. Примером могут служить элементарные частицы,
которые рассматриваются как своеобразные системы с
многообразными внутренними превращениями. В про-
цессе взаимодействия элементарных частиц происходит
не их расщепление, а создание новых частиц. Существует
две серии гипотез строения элементарных частиц. Соглас-
но первой, каждая частица является динамической само-
согласованной системой, в структуру которой вносят вклад
все другие элементарные частицы (модель "будстрапа", или
динамической зашнуровки), поскольку в процессе взаи-
мопревращений из одной частицы могут быть получены
все другие. Вторая серия гипотез - составные модели:
структура объектов микроуровня определяется более про-
стой и фундаментальной подструктурой (модель кварков).
В независимости от того, какой окажется судьба той или
иной модели, ясно одно, что структурная сложность мик-
рообъектов уже сейчас является экспериментально дока-
занным фактом. Она может рассматриваться как одно из
доказательств неисчерпаемости материи, наличной акту-
альной бесконечности ее в любой момент времени. Но
это лишь один полюс онтологической неисчерпаемости
материи. Другим ее полюсом (в силу того, что материаль-
ный мир - это не застывшая данность, а процесс беско-
нечного изменения и развития) является потенциаль-
ная бесконечность, т.е. онтологическая неисчерпаемость
находит свое проявление в актуальной и потенциальной
бесконечности материи.
Онтологическая неисчерпаемость, в свою очередь,
обусловливает гносеологическую неисчерпаемость как
невозможность исчерпывающего знания о каком бы то ни
было предмете в данный момент времени. Вместе с тем
следует сказать, что в процессе бесконечного познания
можно выделить вехи, которые приводят к познанию все
более глубоких закономерностей материального мира.
Принцип неисчерпаемости материи является по своему
существу оптимистическим, он вселяет уверенность в си-
лу и мощь человеческого разума, его эвристическая цен-
ность имеет непреходящий характер.
Глава 4. ДВИЖЕНИЕ
4.1. Понятие движения. Единство материи и
движения
Одним из достижений более чем 2500-летнего раз-
вития философии является положение о неразрывной
связи материи и движения. Представление об изменчиво-
сти бытия сформировалось еще в глубокой древности.
Аристотель считал, что "незнание движения необходимо
влечет за собой незнание природы". Идея вечного абсо-
лютного движения как неотъемлемого свойства материи,
как ее способа существования высказывалась философами
XVIII в. (Дж. Толанд, П. Гольбах).
В то же время в большинстве материалистических
учений материя рассматривалась как пассивная, лишен-
ная внутренней активности субстанция, а движение - как
нечто внешнее по отношению к ней, как сила, прила-
гающаяся к телу извне. Кроме того, по сути дела, при-
знавалось только механическое движение. Даже закон
инерции толковался как закон, отрицающий активность
материи. Наряду с этим со второй половины XIX в. раз-
вивалась другая концепция, сводящая материю к движе-
нию. Она нашла свое выражение в таком течении, как
энергетизм, который игнорировал атомно-молекулярное
учение при анализе физико-химических явлений. Объяс-
нять электричество атомами, - то же самое, что объяснять
движение паровоза тем, что внутри его запрятана лошадь.
Энергетический способ рассмотрения, который является
необходимым компонентом естественнонаучного иссле-
дования, энергетизм возвел в философский принцип,
согласно которому все явления материи и сознания под-
водятся под понятие энергии, а сама энергия лишается
материального носителя.
Диалектический материализм (в противоположность
механицизму и энергетизму) рассматривает движение в
его бесконечном качественном многообразии как атрибут
материи, ее необходимый внутренний способ существова-
ния.
Слово "движение" знакомо каждому человеку. Ча-
ще всего в повседневном общении под ним понимают
перемещение одних тел относительно других. Такое из-
менение положения тел в физике называют механиче-
ским движением. Но в мире существует множество дру-
гих изменений. Они могут быть внутренними и внеш-
ними, структурными и функциональными, существен-
ными и несущественными, качественными или количе-
ственными, относиться к телам различных уровней и т.д.
Движение проявляется в процессе взаимодействия раз-
личных материальных образований. Перемещение тел,
их охлаждение и нагревание, электромагнитное излуче-
ние, обмен веществ в организме и между организмом и
средой, различные социальные процессы - все это дви-
жение.
Бытие без движения так же бессмысленно, как и
бытие без материи. Все формы бытия представляют собой
конкретные формы движущейся материи. Движение в
применении к материи - это изменение вообще.
Представление о движении как способе существо-
вания материи наглядно раскрывается при рассмотре-
нии материальных объектов как систем. Именно благо-
даря тому, что между элементами системы существует
определенный тип взаимодействия, вещь или процесс
существуют как таковые. Чем, скажем, отличаются аг-
50
регатные состояния кристаллического вещества? Они
отличаются характером движения молекул. В твердых те-
лах молекулы совершают колебательные движения в уз-
лах кристаллической решетки. Если сообщенная телу
тепловая энергия приводит молекулы во вращательное
движение, твердое тело превращается в жидкость. Га-
зообразное состояние обусловливается хаотическим
движением молекул, а особенности биосистем в первом
приближении - тем или иным типом обмена веществ.
Социальные системы определяются функциональными
связями между субъектами общественной жизни. Ха-
рактерным для любой материальной системы является
сохранение специфического типа внутреннего обмена
движущейся материей, благодаря которому объект
именно такой, какой он есть: атом, молекула, макроте-
ло, организм, биосфера, человек, общество.
Мало сказать, что материя и движение связаны, -
движение неотделимо от материи. Ни материя без дви-
жения, ни движение без материи не существуют. Если
бы мы попытались представить какой бы то ни было
предмет без движения и взаимодействия, то должны
были бы признать, что он никак и ни в чем не обнару-
живал бы свое существование, не имел бы структуры,
свойств, он просто не мог бы существовать реально. Ма-
терия - это не косный метафизический остаток, скры-
тый за движением. Она вся в движении. Глубокая внут-
ренняя способность к изменениям таится в ней самой.
Движение не просто присутствует в материи, оно внут-
ренне присуще ей.
Движение как способ существования материи про-
тиворечиво. Оно - единство изменения, превращения и
сохранения. Фундаментальный закон природы - закон
сохранения и превращения энергии - объединяет и вы-
ражает обе стороны. Единство устойчивости и изменчи-
вости прежде всего можно рассмотреть на примере от-
ношения "движение-покой". Казалось бы, о чем здесь
рассуждать? Покой противостоит движению. Однако
стороны этого отношения не равноправны. Движение
носит абсолютный характер; как способ существования
материи имеет место всегда и везде. А покой? Может
быть, его вообще нет? Между тем отрицается не покой
вообще, а фиксируется лишь его временный относи-
тельный характер. Материальные объекты, изменяясь в
одних отношениях, как правило, остаются неизменными
в других отношениях. При перемещении тела в про-
странстве структура его не изменяется, но вместе с тем в
нем совершаются внутренние движения (молекулярные,
атомные, ядерные; элементарных частиц). Относитель-
ный покой - это момент движения, необходимое усло-
вие дифференциации материи. Конечно, все предметы
в мире, независимо от их природы, преходящи. Вечна
только сама материя, но любая вещь или процесс в то
или иное время сохраняют присущие им внутренние
движения, которые определяют их качественные осо-
бенности.
Сохранение так же внутренне противоречиво, как
и изменение. Его нельзя свести к простому покою. Со-
хранение - непрерывное превращение в рамках одного
общего состояния. Не будь этого непрерывного пре-
вращения, сохранение было бы невозможно. Тело, ко-
торое не обладало бы внутренней, относительно ус-
тойчивой совокупностью превращений, не могло бы
существовать ни одного мгновения. Только такое пре-
вращение обеспечивает его относительное постоянст-
во и сохранение. В свою очередь, превращение тоже
не сплошной поток. Оно включает в себя противопо-
ложность - относительное постоянство, сохранение,
равновесие. Без постоянства и сохранения невозможно
никакое новое состояние, значит, невозможно никакое
превращение. В противном случае оно было бы сотворе-
нием из ничего.
Существует ряд форм устойчивости и изменчивости.
Например, сохранение самого состояния движения, со-
хранение самого процесса движения (сохранение процес-
са излучения света, процесса жизни, процесса производ-
ства) и изменчивость как содержание данного процесса
движения (содержанием процесса излучения света высту-
пает изменение энергетических уровней электронов в из-
лучающих атомах и испускание ими соответственно фо-
тонов).
Движение как изменение вообще следует отличать
от понятия "развитие", о чем далее будет говориться осо-
бо. Здесь же отметим лишь, что посредством категории
развития выявляются более глубинные черты движения
как способа существования материи. Применительно к
материи вообще развитие должно пониматься как ее са-
мообновление и самоорганизация, порождение качест-
венно иных форм бытия. Важно и то, что если в понятии
развития фиксируется необратимость изменений от низ-
шего к высшему (прогресс) или от высшего к низшему
(регресс), то категорией движения выражается направле-
ние изменений и необратимость их только от прошлого к
настоящему, от настоящего к будущему.
Необратимость всякого изменения можно видеть
на любом примере. Так, пара "электрон-позитрон" мо-
жет быть превращена в гамма-фотоны, а затем опять в
"исходные" частицы. Если же принять, что полученные
вновь частицы по своим свойствам совершенно тожде-
ственны с исходными (на самом деле это невозможно),
то все же первые были начальными, а вторые - конеч-
ными, т.е. уже другими. Маятник до и после колеба-
ния - разные маятники. Различие нелегко уловить, но
оно есть. При колебании маятник нагревается, дефор-
мируется и т.д. Вообще никакой круговорот в природе
в строгом смысле не является полным, абсолютным
кругом, это скорее спираль, в котором ни одна точка не
совпадает с другой. Необратимость изменения отчетливо
выражается в технике: прямо - в физическом и косвен-
но - в моральном износе технических средств. Физиче-
ский износ заставляет искать более стойкие материалы
и наиболее благоприятные режимы эксплуатации. Мо-
ральный износ толкает инженерную мысль на поиски
более удобных, более производительных и более эконо-
мичных орудий производства, новых технологических
решений. И тот и другой способствуют техническому
прогрессу, хотя и требуют дополнительных усилий че-
ловека. Итак, как всеобщий атрибут и способ сущест-
вования материи движение характеризуется чертами
объективности, абсолютности, противоречивости, необ-
ратимости.
Формы движения материи
Абсолютная природа движения находит свое выра-
жение в конкретных его видах и формах. Существующе-
му в материальном мире бесконечному дискретному ря-
ду материальных систем соответствует и бесконечный
ряд форм движения материи. Они могут быть простыми
и сложными, разделяться на типы, виды, подвиды и т.д.
В истории философии известны попытки классифици-
ровать многообразие форм движения. Так, Аристотель
выделял шесть их видов (возникновение, уничтожение,
антипатия и др.). Ф. Бекон называл уже 19 (колебание,
инерция, антипатия и др.). Целостную классификацию
форм движения материи впервые осуществил Ф. Эн-
гельс. Опираясь на достигнутый уровень научного зна-
ния, он выделил пять взаимосвязанных по восходящей
линии форм движения материи: механическую, физиче-
скую, химическую, биологическую и социальную. Каждая
из них характеризуется своим особым носителем движе-
ния, типом взаимодействия объектов, специфическими
законами.
Если мы зададимся вопросом, в чем отличие бо-
лее высокой формы движения материи от низшей, то
ответ следует искать прежде всего в обнаружении осо-
бого типа