Софистика, догматизм, релятивизм.
Диалектика является не единственной теорией и методом познания всего сущного. Наряду с ней существует и альтернативные теории:
- метафизика;
- эклектика;
- софистика;
- догматизм;
- релятивизм.
Метафизика(от греч. мeta ta physika – после физики) употребляется в трех значениях:
1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) началах бытия. Понятие впервые употребил Антроник Родосский ( I в. до н.э.), который систематизируя труды Аристотеля так назвал работы об умопостигаемых началах бытия, все что было помимо физики (природы);
2) в современной Западной философии термин часто употребляется как синоним философии;
3) противоположный диалектике основной философский метод.
Метафизика является главной альтернативой диалектики, потому что она:
а) является, как и диалектика, развитой теорией;
б) многие вопросы рассматривает с противоположных диалектике позиций.
Основные отличия метафизики от диалектики сводятся к тому, что метафизика:
1) полностью отвергает наличие связей между старым и новым, утверждая, что новое целиком вытесняет старое;
2) отрицает, что причина движения материи находится в ней самой и настаивает на том, что причиной движения является внешний первотолчок;
3) отрицает диалектическую взаимосвязь количества и качества, считая, что количество и качество изменяются сами по себе (соответственно увеличивается или уменьшается, улучшается или ухудшается);
4) если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, либо по кругу, то метафизика признаетразвитие либо по прямой, либо вообще отрицает;
5) отрицает диалектическое мышление, осуществляемое через триаду «тезис – антитезис – синтез», настаивая, что движение мысли опирается на формулу «или – или», «если не то, значит – это»;
6) видит мир не целостным и взаимосвязанным, а состоящим из отдельных вещей и предметов.
Таким образом, диалектика и метафизика есть две противоположные системы осмысления действительности, развития.
На Западе метафизика является равноправной с диалектикой теорией и методом познания бытия.
Для эклектики и софистики характерен тот же подход к действительности:
а) односторонность;
б) рассмотрение отдельных фактов вне их связи с другими, с сущностью процесса;
в) неумение видеть и выделять главное;
г) субъективизм.
Эклектика (гр. eklektikos – выбираю) – механическое смешение разнородных вещей, их сторон, явлений без выяснения их внутренней диалектической связи.
Метод эклектики – это механическое соединения разных подходов к объекту, констатация различных его сторон без уяснения главного.
Опасность эклектики в том, что внешне создается впечатление «всестороннего» подхода к действительности, но нет главного: анализа связей по степени их значимости(главные, случайные и т.д.).
Софистика – это сознательная подмена в анализе действительных связей мнимыми, выведение из верных фактов умозаключений правильных по форме, но ложных по содержанию.Особенно часто софистика, как прием политической борьбы, используется для манипулирования общественным сознанием.
Догматизм (гр. dogmatos – учение, установленное мнение) – рассматривает мир и мышление как нечто готовое, неизменное, раз и навсегда установленное и стремящийся отыскать неизменную, вечную сущность вещей, что-то «абсолютное».
Как метод – негибкость в мышлении, рассуждениях, понимании и объяснении окружающей действительности.
Релятивизм (лат. relativus) – учение, согласно которому всякое познание относительно, объективная истина не существует и, следовательно, объективное познание действительности невозможно.Сторонники релятивизма абсолютизируют изменчивость мира и наших знаний о нем.
Вопрос 3.Основные принципы диалектики.
Термин «принцип» (от лат. principium –начало, основа) обозначает основное исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Говоря о принципах диалектики, имеется в виду, основополагающие установки при исследовании мироздания.
Основными принципами диалектики являются:
· принцип всеобщей связи;
· принцип развития;
· принцип системности;
· принцип причинности;
· принцип историзма.
Два первых принципа детально были рассмотрены в первом вопросе лекции.
Системностьподобно движению, пространству, времени, отражению представляет собой всеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут. Это означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуютне хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому, окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Таким образом, система –это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, которые объединяет структура.
Элемент – неразложимое далее составляющее (компонент) сложных предметов, систем, явлений, при данном способе ее рассмотрения.
Структура – относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого. Структурность – это внутренняя расчлененность материального бытия. Материя во всех своих масштабах обладает формообразующей активностью. Бесструктурной материи нет. Структурное многообразие, т.е. системность является способом существования материи.
Структура отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его:
а) устойчивость;
б) стабильность;
в) качественную определенность.
Системные объектыобладают целостной, устойчивой структурой, для которой характерно появление новыхсвойств, возникающих в результате взаимодействия элементов в рамках целого.
Структура системы может характеризоваться:
а) по горизонтали (связи между однотипными, однопорядковыми компонентами системы);
б) по вертикали (выделение и уяснение различных уровней системы и наличие иерархии этих уровней).
Способом регулирования многоуровневой иерархии, обеспечения связи между различными уровнями является управление, т.е. разнообразные по жесткости и формах способы связей уровней, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие сложных систем. Специфическим признаком системы является иерархичность строения, а характерным выражением – связи управления.
В последнее время все больше обращается внимание на способность материальных систем к самоорганизации.
Сформировалась новая научная дисциплина - синергетика.
Синергетика(гр. – содействие, сотрудничество) исследует закономерности явления самоорганизации, которые проявляются во всех материальных системах – живой и неживой материи.
Замечена определенная тенденция в самоорганизации, которая проявляется в смене состояния:
хаос равновесность хаос равновесность и тд.
Синергетика стремится ответить на вопросы почемуи как это получается.
Причинность – отражает наличие таких отношений, связей между предметами, явлениями, когда одна порождает другую, одно явление порождает другое явление. Первое называется причиной, а порожденное – следствием. Причинно – следственная связь называется детерминацией(лат. determinare – предопределять, предустанавливать) – причинная обусловленность всех явлений природы и общества.
Причинные связи бывают:
а) простые и сложные;
б) прямые и опосредованные;
в) главные и второстепенные и т.д.
Историзм подразумевает два аспекта характеризующих окружающий мир:
1) вечность, неуничтожимость мира, истории;
2) его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
Вопрос 4.Категории диалектики.
Все, что человек знает об окружающем мире, он знает в форме понятий, категорий (от грч. kategoria – доказательство). Таким образом категории – это научные понятия, выражающие наиболее общие и основные отношения, формы и связи объективной действительности. Каждая область знаний имеет свои научные понятия (категории) физика – «атом», «масса»» и т.д. Категории философии носят универсальный характер, т.к. они используются во всех отраслях человеческого знания. Категории, законы - есть предмет, изучение диалектики. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов (часть-целое, общее-индивидуальное, единичное-множественное, возможность-действительность и т.д.). Категорий диалектики бесчисленное множество. Выделим самые основные:
а) единичное-общее;
б) явления-сущность;
в) форма-содержание;
г) необходимость-случайность;
д) возможность – действительность;
ж) причина-следствие.
Единичное и общее.
Категории «единичное» и «общее» служат ступеньками познания действительности.
Единичное – категория, выражающая относительную обособленность, ограниченность вещей, явлений, процессов друг от друга в пространстве и во времени, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимость.
Общее - это единичное во многом, объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях.
Общее - (дом, дерево и т. д.) представлено всегда не конкретными предметами, явлениями, а чертами их сходства, подобия.
Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи.
Общее не существует само по себе, в «чистом» виде. Оно неразрывно связано с единичным, существует в нем и через него.
Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключает в себе те или иные общие черты.
Получается, что отдельный предмет - не просто «сгусток» индивидуального, в нем так или иначе всегда есть общее.
Диалектика единичного и общего выражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения.
Явление и сущность.
Явление и сущность это различные уровни познания объективной реальности. Они выражают соотношение внешнего и внутреннего в явлениях.
Явление – это внешние, наблюдаемые, изменчивые характеристики предметов и явлений.
Сущность - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу.
Явление и сущность – диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом.
Гегель подчеркивал, что непосредственное бытие вещей - это кора, завеса, за которой скрывается сущность, а Маркс уточнял: если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишняя.
Вместе с тем если бы явление и сущность не были бы связаны между собой, то познание сути вещей было бы невозможно.
Cущность обнаруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности. Например, болезни человека (сущности) проявляются через болезненные симптомы (явления). Но вся сложность диагноза болезни в том, что одинаковые явления (температура, головная боль и т.д.) могут быть присущи разным по сущности болезням. Явление может, таким образом, маскировать сущность, вводить в заблуждение.
Познание сущности достигается через познание явления.
Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности: тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность - по отношению к его собственным проявлениям.
Таким образом, явление и сущность есть понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний. А процесс познания - есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, ко все более глубокому, скрытому - к сущности!
Форма и содержание.
Понятие "форма" обобщенно выражает способы существования различных видов бытия (строение, воплощение, преобразование).
Под содержанием понимают совокупность различных составляющих ее элементов и их взаимодействие, характер того или иного предмета, явления, процесса.
Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.
Содержание и форма понятия диалектические. Они выражают разные, но неразрывно связанные аспекты одного и того же предмета.
Гегель подметил, что содержание всегда оформлено, а форма содержательна.
Недооценивать форму нельзя. Она организует то или иное содержание, закрепляет определенную ступень развития, нормализует ее. Форма более консервативна, чем содержание.
Реально форма неотделима от предмета. Она есть более или менее устойчивая его организация.
В то же время, она имеет относительную самостоятельность.