Основные формы духовного бытия

а) индивидуализированное – неотделимое от конкретной жизнедеятельности индивида (его духовный мир);

б) объективированное – может существовать и часто существует вне индивида.

Вопрос 3. Материя.

Из понятия «бытие», как совокупной реальности, следует, что существуетдва вида реальности:

а) объективная реальность, т.е. то, что не зависит в своем существовании от воли, желания, сознания индивидов и общества, т.е. материя;

б) субъективная реальность, т.е. то, что зависит от воли и желания индивидов - сознание.

Такое разделение условно, так как объективная и субъективная реальность являют собой единый многообразный и пространственный мир, но оно необходимо в целях познания.

Материя (ввел в философский оборот данное понятие Лукреций Тит Кар (99-55 гг. до н.э.) от латинского слова mater – «мать») как объективная реальность включает в себя бесконечное множество всех существующих в мире предметов, систем и процессов, их свойств, связей отношений, а также форм движения. Материя есть абстракция, как скажем, плод вообще. Ее нельзя видеть, осязать. Весь окружающий нас мир и мы сами представляем собой движущуюся материю.

В философии существует несколько подходов к пониманию материи.

1.Материалистический подход– материя есть основа бытия, объективная реальность, существующая независимо от человека. Материя первична и представляет собой наличное бытие. Дух, сознание – порождение материи.

2.Объективно-идеалистическийподход– материя существует объективно, но есть порождение первичного идеального (абсолютного) духа.

3.Субъективно-идеалистический подход– материи, как самостоятельной реальности, не существует вообще, она лишь продукт субъективного духа.

4.Позитивистский– понятие «материя» ложно, так как ее существование нельзя полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке, философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи.

Материя рассматривается, как основа единства мира.В этом смысле она есть субстанция(лот. substantia – сущность) – первооснова; то, что не зависит от другого, первопричина сущего, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Понятие «материя» употребляется в двух значениях:

во-первых, материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, и, отображаемая им.

во-вторых, материяестьфилософская категориядля обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания, и отображаемой им.

Материя всегда структурирована (лат. structura – расположения, строение). Все материальные объекты имеют структуру и их существование возможно, только благодаря взаимодействию образующих ее элементов. Элементами структурыматерии являются:

а) неживая природа;

б) живая природа;

в) общество.

Каждый элемент материи имеет свои уровни.

Уровнями неживой природыявляются (по восходящей):

- субмикроэлементарный (мельчайшие единицы материи, меньше, чем атомы);

- микроэлементарный (электроны, кварки);

- ядерный (ядро атома);

- атомарный (атомы);

- молекулярный (молекулы);

- единичные вещи;

- макротела;

- планеты;

- системы планет;

- галактики;

- системы галактик;

- метагалактики;

- Вселенная, мир в целом.

К уровням живой природы относятся (по восходящей):

- доклеточный (ДНК, РНК, белки);

- клеточный (клетки);

- многоклеточные организмы;

- популяции;

- виды;

- биоценозы (сообщество живых организмов, населяющее однородный участок природы и имеющие определенный видовой состав);

- биосфера в целом.

К уровням общества относится (по восходящей):

- отдельный индивид;

- семья;

- группа;

- коллективы разных уровней;

- социальные группы (классы, страты);

- этносы;

- нации;

- расы;

- государства;

- союзы государств;

- человечество в целом.

Характерными свойствами (атрибутами) материи являются:

1) движение;

2) размещенность в пространстве (пространство);

3) существование во времени (время);

4) способность к отражению (отражение);

5) самоорганизация и др..

Вопрос 4. Движение и развитие. Концепция развития.

Под движением в философии понимаются любые (все) изменения, которые происходят в мире, природе, телах, явлениях. Движение рассматривается в самом общем смысле слова, т.е. как способ существования материи. Другими словами, под движениемпонимается все изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Это внутренне присущий материи атрибут - неотъемлемый признак предмета, без которого предмет не может ни быть, ни мыслиться.Движение несотворимо и неуничтожимо. Поэтому движение абсолютно, покой относителениявляетсямоментом движения.

Существует два основных типа движения:

а) движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества. Любая вещь есть ни что иное, как процесс;

б) движение, связанное с переходом от одного качества в другое, с изменением качественного состояния предмета.

Движение существует в различных формах, которые связаны с уровнем организации и развития материи. Более простому уровню организации материи соответствуют более простые формы движения и наоборот. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. в высших формах присутствуют все более низшие формы движения. Высшие формы движения не есть сумма более низших, они не сводимы к ним, т.к. это качественно специфичны формы движения. Генетическая связь всех форм движения между собой и с уровнями развития материи также свидетельствует о материальном единстве мира.

Можно выделить три основных группы форм движения:

1) в неорганической природе;

2) в живой природе;

3) в обществе.

В каждой из групп имеется множество форм движения, что связано с неисчерпаемостью материи.

Основными формами являются:

а) механическая;

б) физическая;

в) химическая;

г) биологическая;

д) социальная и др.

Движение материине привносится извне, а возникает из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы. Поэтому оно характеризуется:

а) всеобщностью;

б) постоянством.

Движение, связанное с переходом из одного качества в другое, с изменением качественного состояния предмета принято называть развитием. Развитие всегда показывает наличие преемственности между качественными изменениями.

Основные признаки развития:

1) качественный характер изменений;

2) их необратимость;

3) четкая направленность (прогресс, регресс).

Таким образом, развитие –это направленное, необратимое, качественное изменение системы.

Движение и развитие материи представляет собой процессы, проходящие по определенным этапам. Одни стадии сменяют другие, но какие-то моменты могут повторяться. Все это имеет свою длительность, скорость, ритм и темп, т.е. время.

Вопрос 5. Пространство и время.

Материя расположена во времени и в пространстве. Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется с древности. Принципиально важным во всех спорах стоял вопрос: в каком отношении находятся пространство и время к материи?

По этому вопросу в истории философии сформировалось два подхода:

а) субстанциальный;

б) реляционный.

Сторонники субстанциального(от субстанция) подхода считали, что время и пространство являются отдельной реальностью, наряду с материей. Пространство – здесь чистая протяженность, пустое вместилище вещей и событий, а время – чистая длительностью. Оно одинаково во всей Вселенной, и его течение ни от чего не зависит.

Сторонники реляционного (лат. relatio – отношения) подхода утверждают наоборот, что пространство и время образуются в результате взаимодействия материальных объектов, т.е. это система отношений.

В настоящее время, исходя из достижений науки, более достоверно выглядит реляционная теория.

Согласно ей, пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее:

во-первых, протяженность;

во-вторых, структурность;

в-третьих, сосуществование;

в-четвертых, взаимодействие элементов во всех материальных системах. Пространство характеризуется такими свойствами:

а) протяженность;

б) однородность (отсутствие в нем каких-либо выделенных точек);

в) изотропность (равноправность всех возможных направлений);

г) трехмерность.

Понятие пространства (протяженность) имеет смысл потому, что сама материя дифференцирована и структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а эти предметы на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.

Но материальный мир не просто состоит из структурно-произвольных объектов. Эти объекты находятся в движении, они представляют собой процессы. В них можно выделить особо качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных изменений дает нам представление о времени.

Время – форма бытия материи, выражающая:

во-первых, длительность существования материальных систем, тел, процессов;

во-вторых, последовательность смены состояний и изменений этих систем.

Оно также характеризуется:

а) одномерностью;

б) необратимостью.

Из такого понимания следует, что пространство и время являются объективными свойствами материи. Они тесно переплетены. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности, сформулированная Альбертом Эйнштейном в 1916 г., подтвердила правильность реляционной теории – т.е. понимание времени и пространства, как отношений внутри материи, а также перевернула прежние взгляды на пространство и время, как вечные и неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейн доказал, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменится – пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлит свой бег. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Следовательно, пространство и время – это формы существования материи. В мире нет ничего, кроме движущейся в пространстве и во времени материи. Неразрывность материи, движения, пространства и времени находит свое подтверждение в науке и практике.

Наши рекомендации