Они утверждали, что общество развивается по присущим ему объективным законам.
Вопрос 5. Советская философия.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции (1917) в России и бывшем СССР вплоть до 90-х годов, философия развивалась главным образом, как особый вариант марксизма.
Для нее характерно:
во-первых, ярко выраженный материалистический характер;
во-вторых, развитие только в рамках марксистских идей и философского творчества В.И. Ленина, который развил марксизм применительно к особенностям России.
Принято выделять в ее развитии три этапа:
I этап - 1917 – 30-е гг. – время, характеризующееся продолжающимися дискуссиями о путях развития России, формах и методах руководства, развития народного хозяйства и др.
II этап - 30-е - 50-е гг. - период полной идеологизации философии, превращение ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние позиции И.В. Сталина по целому ряду философской проблематики.
III этап - 60-е – 90-е гг. – время возроджения самостоятельности советской философии.
В этот период она пыталась осмыслить:
· и по новому прочитать «истинного Маркса» и «истинного Ленина»;
· проблемы ценностей;
· проблемы сознания;
· проблемы гносеологии;
· проблемы идеальности;
· проблемы цивилизации;
· проблемы культуры;
· проблемы философских методов и др.
В целом, во второй половине XX века в русской философии возобладала критически – коммунистическая социальная направленность. Философы стали анализировать ход строительства коммунизма, о построении которого было заявлено в программе КПСС на 1980 год. Речь велась о реальном социализме, его успехах и проблемах. Период развития страны в конце ХХ века назвали «застоем» и подвергли уничтожающей критике.
Вопрос 6.Философия русской эмиграции.
После победы революции в России и установления советской власти многие философы, которые не приняли ее идей, были высланы или сами покинули пределы СССР.
По этой причине в различных государствах мира возникло особое философское направление, получившее название «философия русской эмиграции» или «философия русского зарубежья».
Ее видными представителями являлисьД.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин, С.Л. Франк и др.Эта философия не была идейно однородной, но ее объединяли общие черты:
а) решительное неприятие «октябрьского переворота»;
б) вера в духовное и политическое возрождение России.
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941) писатель, один из зачинателей русского декадентства (упадка), отмеченного настроениями безнадежности, неприятия жизни. В эмиграции Мережковский разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.
Мережковскийутверждал,что человеческая личность в своей жизни проходит три этапа:
1) языческий;
2) приобщения к христианству;
3) полной внутренней гармонии, слияние человека с христианством.
Идеалом человека является христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями.
Идеал общества – безгосударственное объединение на религиозной основе гармонично развитых христианских личностей.
Лев Исаакович Шестов (настоящая фамилия Шварцман) (1866-1938) писатель, философ – иррационалист. Его философии присуща экзистенциальная направленность. Главной темой является человек, его жизнь, его поступки, его права.
Шестов утверждает, что:
1) человек и его жизнь уникальны;
2) жизнь человека не должна зависеть от внешних обстоятельств;
3) человек, по своей сути, свободен;
4) поэтому он имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов;
5) лидером, «героем» человек становится;
6) герой имеет право открыто противопоставлять себя обществу.
Таким образом, Шестов отдает предпочтение в соотношении индивид-общество - индивиду, личности, утверждая, что ее права, свободы неприкосновенны.
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) философ, социолог. Лидер правых эсеров, с 1919 года профессор Петроградского университета, с 1922 года жил в США, профессор Гарвардского университета. Исследовал проблемы социальной философии (человека , общества). Им подробно разработана теория:
· социальный стратификации и
· социальной мобильности.
1. Стратификация –разделения общества на многочисленные социальные группы (по профессии, национальности, уровню дохода, влиянию, политическому весу)– страты.
2. Основными формами социальной стратификации являются:
· экономическая;
· политическая;
· профессиональная.
3.Меняя профессию, или вид деятельности, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс называется социальная мобильность.
4. Она бывает двух видов:
а) горизонтальная мобильность – человек переходит из одной социальной группы в другую, но его статус и вес в обществе не изменились;
б) вертикальная мобильность – это переход из одного социального слоя в другой, когда меняется социальная значимость, вес, возможности.
5. Исследуя проблему социального равенства, он подчеркивает необходимость и реальность равенства всех перед законом.
6. Для избежания социальных противоречий необходимо:
а) все возникающие проблемы решать на основе разумного управления;
б) предоставить каждому человеку возможности для творческого самовыражения.
7. Он утверждал, что в данный момент западноевропейская и американская культура и общество в целом находятся в кризисе. Выйти из него, возродиться возможно только на ценностях религии, веры в Бога.
8. Этому будет способствовать и сотрудничество между народами, основанное на общечеловеческих ценностях.
Таким образом, история по Сорокину, есть процесс смены ценностей.
Подводя итог, необходимо отметить.
1. Самобытность русской философии определяется:
а) отсутствием отвлеченного мышления;
б) поиском средств решения коренных проблем человеческого бытия.
2. В центре размышлений находятся проблемы индивидуальной и общественной человеческой жизни, ее смысла и назначения.
3. Русская философия – литературоцентрична, ей присущи образность, метафоричность.
4. История интерпретируется как действие народа и личности, а не результат надчеловеческих сил, абсолютного Разума, провидении и т.д.
5. Русской философии присущ специфический панморализм, спасение видится в нравственности:
а) создание нового образа жизни;
б) духовное обновление человека, общества;
в) создание особого типа отношений между людьми, законченное выражение которого в идеи «непротивления злу насилием»!
6. Русская религиозная философия главное свое назначение видит в защите и обосновании общечеловеческих норм, выраженных в христианстве. Центральное место занимает идеал всеединства, братства, теория «общего дела», стремление к единению религий, церквей.
7. Русский космизм утверждает, что:
а) человек-микрокосм, подчиняющийся общественному порядку;
б) человек должен стать организующим началом космоса;
в) его деятельность должна быть органически вписана в природные закономерности.
Страстная проповедь мира, социальной справедливости, приверженность к добру, подлинной духовности, вера в человека – это основные черты русской философии.