Суть исторического материализма.
1. На каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, распределение произведенного продукта и др.)
2. Производственные отношения, уровень развития производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений.
3. Государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису.
4. Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга.
5. В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки складывается особое образование, которое Маркс назвал общественно-экономической формацией. Она есть живой социальный организм, имеющий определенную социальную структуру, многообразие функций.
6. Анализируя общественно-экономические формации, Маркс научно обосновал периодизацию истории, выделив в ней периоды, исторические эпохи. Их пять:
а) первобытнообщинный строй;
б) рабовладельческий строй;
в) феодализм;
г) капитализм;
д) социализм (коммунизм)
7. Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных общественных отношений и смене общественно-экономических формаций, и общественно-политического строя;
8. Уровень развития материального производства, производственных отношений определяет ход истории;
9. Маркс и Энгельс сформировали новый взгляд на проблему человека, который есть совокупность всех общественных отношений.
Каждый человек есть явление, в котором выражается сущность. «Люди – не винтики…Каждый из них неповторим в своей индивидуальности.»
10. Главный признак понятия «Человек»:
а) способность осмысленно и целесообразно трудиться, создавать орудия труда;
б) активное существо, способное творчески преобразовывать действительность.
11. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.
12. Общество развивается закономерно. Законы общественного развития:
а) носят объективный характер:
- действуют независимо от сознания конкретного индивида;
- действуют с принудительной необходимостью, их нельзя отменить;
б) они естественно – исторические, т.е. воплощаются в жизнь только через деятельность людей. Поэтому люди сами творят свою историю, выступая как режиссеры и актеры собственной драмы.
Таким образом, познав сущность социальных законов, люди могут влиять на развитие общества.
Сформулировав свое учение, Маркс и Энгельс неоднократно предупреждали об опасности догматизма. По их мнению, никакое учение нельзя использовать как шаблон, нужно обязательно считаться с конкретно – историческими условиями, анализировать и всесторонне исследовать исторические факты.
Сформировавшаяся под большим влиянием Фейербаха марксистская философия вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно в конце XIX – первой половины XX вв. В странах, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки) материалистическая философия (выросшая на основе марксизма) стала официальной и общеобязательной.
Вопрос 5.Марксизм в России.
Среди последователей Маркса и Энгельса выделяется видный теоретик и пропагандист марксизма Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918). Его политические взгляды и деятельность менялись (от народничества, марксизма до меньшевизма), однако, диалектико-материалистическое мировоззрения оставалось неизменным. Основные произведения «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории», «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля», и др.
Суть взглядов.
1. Высоко оценивал появление философии марксизма утверждая, что ее появление есть самая великая революция, которую только знает история человеческой мысли. Потому, что только в трудах Маркса и Энгельса философия превратилось в цельное, гармоническоеипоследовательное мировоззрение.
2. Он подчеркивал, что диалектический метод Маркса и Энгельса составляет душуих материалистического мировоззрения, являясь алгеброй революции, а диалектический материализм есть философия действия.
3. Защищая марксистские взгляды на роль народных масс и личности в истории он утверждал, что истинным героем исторических действий является народ, у которого развито самосознание. Развитию последнего должен помочь марксизм.
Роль личности «великого человека», как говорит Плеханов, проявляется в том, что он видит дальше других и хочет сильнее других. Свои личные способности он направляет для служения великим общественным нуждам своего времени.
Выдающиеся личности появляются на арене истории именно тогда, когда в них возникает потребность. Личность, даже самая выдающаяся, представляет собой элемент случайности, в которой проявляется историческая необходимость.
4. Плеханов предлагает следующую классификацию движущих сил, или факторов исторического развития:
а) самой общей причиной является развитие производительных сил, которым обуславливаются последовательные изменения в общественных отношениях;
б) особенная причина – та историческая обстановка, при которой совершается развитие производительных сил у данного народа;
в) единичная причина – личные особенности деятелей и др. случайности, благодаря которым события получают свои индивидуальные черты.
Особое место среди последователей Маркса и Энгельса занимает Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870-1924). Он был не только теоретиком, но и выдающимся политиком, практиком, основателем Советского государства. Основные философские труды: «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради».
Суть взглядов.
1. Учение Маркса не застывшая истина, а только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если не хотят отстать от жизни.
2.Материя есть объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
3. Движение – существенное свойства материи. Не может быть материи без движения и движения без своего материального носителя.
4. Конкретизирует в гносеологии вопрос об истинности наших знаний, соотношении абсолютной к относительной истины, подчеркивая ее объективность и субъективность. Субъективная истина всегда объективна, не в смысле ее существования где-то вне человеческого сознания, а в том, что содержания ее объективно, т.е. правильно отражает объективный мир в сознании людей.
Свойства (характеристики )каждой конкретной истины:
а) объективность;
б) относительность;
в) абсолютность.
5. Развил учение о практике. Практика, как критерий истины, характеризуется диалектическим единством относительного и абсолютного.
6. Краеугольным камнем материалистической теории познания является принцип отражение внешнего мира в человеческом сознании. Гносеология должна строиться на принципах диалектики.
7. Разрабатывая теорию исторического материализма, применяя ее на практике реализовал заветную мечту – создание государства диктатуры пролетариата.
З. Бжезинский, политолог США, апологет капитализма в книге «Великий провал. Рождение и смерть коммунизма в XX столетии» так отзывается о марксизме:
«Марксизм представляет собой новый, исключительно важный и творческий этап в становлении человеческого мировоззрения. Марксизм ставит на первое место систематическое и строгое научное изучение материальной действительности, также как и руководство действием, вытекающим из этого учения».