Знать все невозможно, считает Локк, необходимо знать самое важное для нашего поведения.
7. Проблему государства Локк рассматривает с позиции Гоббса, хотя частную собственность считает неотъемлемым атрибутом естественного человека. Без нее невозможно удовлетворять главные человеческие потребности. Труд и трудолюбие - главные источники богатства.
8) Впервые в истории политической мысли высказал идеи разделения верховной власти на:
а) законодательную;
б) исполнительную;
в) федеративную.
Только при этих условиях возможно обеспечить права личности.
В целом, учение Локка оказало значительное влияние на последующее развитие философии и, прежде всего, на представителей французского материализма ХVIII века.
Тема 7. Философия французского Просвещения.
Лекция.
Время: 2 часа
Вопросы лекции
1. Особенности философии Просвещения.
2. Видные мыслители:, Ф.М. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах, К. Сен-Симон, Ш. Фурье.
Конспект лекции
Вопрос1.Особенности философии Просвещения.
Философия Просвещения представляет собой далеко не однородное явление: она имеет свои особенности и различия во времени (в Англии, Франции, Германии). В Англии – со 2-й половины ХVIIв. Идеи Просвещения равивали Д. Локк, Дж.Талланд, А.Коллинз; во Франции – Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, К.А. Гельвеций, Ж. Ламетри, К. Сен-Симон, Ш. Фурье; в Германии , Г. Лессинг, И. Гердер, Ф. Шиллер.
Творчество этих мыслителей оказало огромное влияние на развитие буржуазной идеологии.
Французское просвещение возникло ближе к середине ХVIIв. и являлось катализатором Французской революции (1789-1794гг.). Оно выступило за свободу научной и философской мысли. Научное знание, выйдя из стен учебных заведений, становилось предметом широкого обсуждения в обществе.
Просветители видели радикальное средство совершенствования общества и человека в распространении знаний, науки, в просвещении и правильном воспитании человека. Они были убеждены в разумности мироздания и возможности построения общества благоденствия в соответствии с разумными принципами научно-обоснованного проекта, на основе норм морали, искоренения суеверий и невежества.
Особенности философии Просвещения:
во-первых,основой философии Просвещения было убеждение, что всесуществующее в мире не только может, но и должно быть объяснено с помощью разума;
во-вторых,представители «научной революции XVII в.» ввели научное понятие научного закона,как объективной и независимой от желания человека связи между явлениями природы. Просветители распространили это понятие и на общество;
в-третьих,важнейшим законом развития общества просветители считали то, что оно развивается от менее совершенных форм, к более развитым, т.е. по пути прогресса. Именно просветители ввели в научный оборот идею общественно - исторического прогресса;
в-четвертых,просветители резко критиковали абсолютную власть монарха, сословный строй, ограничение личных прав и свобод и т.д. и сформулировали стройную концепцию реформ,направленную на построение общества «общественного блага», в котором личность, ее права и свобода будут незыблемы;
в-пятых,просветители впервые ввели в широкий научный оборот понятие цивилизация (от лат.civilis – гражданский, государственный). По их мнению, она представляет собой:
с одной стороны – определенный этап в развитии человеческого общества;
с другой стороны – всю совокупность достижений человеческого разума и их воплощений в общественной жизни народов (признание естественных прав человека, уважение его прав и свобод, осознание верховной властью ответственности перед обществом и т.д.);
в-шестых,в рамках философии Просвещения развивались различные варианты «договорной теории» (общественного договора, разделения властей и др.);
в-седьмых, на знамени эпохи Просвещения начертано три главных лозунга: наука, прогресс и гуманизм.
При этом, обращение идет не просто к разуму, а к научному разуму, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных гипотез.
В их понимании научное знание должно стать делом общественным. Поэтому французские просветители организовали издание 35-томной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751-1780гг.), которое стало величайшим достижением культуры XVIII в.
В французской философии этого периода можно выделить триосновных направления:
а) деистическое;
б) атеистическо-материалистическое;
в) утопически-социалистическое.
Деизмбыл представлен Ф. Вольтером, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Э. Кондильяком. Для их мировоззрения в целом характерно:
· понимание Бога как первоначала и причины всего сущего (но не более);
· отвержение идеи Бога как личности и отрицание пантеизма (отождествление Бога и Природы);
· отрицание даже возможности вмешательства Бога в процессы природы и ход истории людей после их сотворения.
Представители атеистически-материалистическогонаправления были: Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах. Они:
· отвергали саму идею существования Бога;
· объясняли происхождение мира и человека с естественно-научных позиций;
· признавали познаваемость мира, но предпочтение отдавали эмпиризму.
Утопическо-социалистическоенаправление начало формироваться еще в середине XVIII в., но особенно распространилось во время Великой французской революции (1789-1794) и после ее завершения. К числу французских социалистов-утопистов принадлежали Г. Мабли, Ф. Бабеф, К. Сен-Симон, Ф. Фурье. Их основным интересом были проблемы разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Вопрос 2.Видные мыслители: Ф.М. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро,
Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах, К. Сен-Симон, Ш. Фуьре.
Франсуа Мари Аруэ (1694-1778), ставший после своего первого творческого триумфа (1718) именовать себя Вольтером. Еще в молодости, выступив против религиозного фанатизма, существующего общественного устройства, подвергался гонениям и вынужден был значительную часть жизни провести за пределами Родины.
Основные философские произведения: «Философские письма», «Основы философии Ньютона», «Философский словарь», «Кандид», хотя философом, в истинном смысле этого слова, он не был. Вольтер был просветителем, много сделавшим для философского просвещения общества.
Основная направленность его произведений – антифеодальная, в центре которой – антиклерикализм.
Суть взглядов.
1. По мнению Вольтера, сутью наступившей эпохи (XVIII в.) является разум, высшим воплощением которого стала “Здравая философия”, опирающаяся на науки и искусство. Разум будет все более широко распространять свое влияние на человеческую жизнь.
2. Страстно выступая против религии («Раздавите гадину!»), он видел необходимость в признании существования Бога с морально – этической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей в повиновении и жестких рамках нравственности(под угрозой Божьего наказания).
3. Природе присуща всеобщая закономерность, где преобладает преимущественно причинный характер.
4. Отвергая доказательство существования Бога, Вольтер признавал целесообразное устройство мира и разумного творца, как причину этой целесообразности (деизм).
«Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать».
5. Сознание - признавал атрибутом материи, а разнообразие мира объяснял существованием «всемирного разума».
6. В познании Вольтер принял сенсуализм Локка и стал одним из первых его популяризаторов.
7. Он в своих трудах отстаивал равенство людей, но понимал его лишь как равенство политическое и равенство перед законом и правом.
Социальное и имущественное неравенство Вольтер считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества;
8. Вольтер ввел термин «Философия истории», под которым понимал учение о прогрессивном развитии человечества, причем, не как проявление божественной воли, а как творчество самих людей.
Жан Жак Руссо (1712-1778) – один из самых видных представителей французского Просвещения. Главное внимание уделял социально-политической философии. Родился в Женеве в семье ремесленника-часовщика. Основные произведения: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре» (1762), «Эмиль, или о воспитании» (1762) и др.
Суть взглядов.
1. В философских взглядах – дуалист, утверждал, что материя и дух существуют извечно как два начала.
2. Бог существует в качестве безличной первопричины мироздания (деизм).
3. Материя несотворима, пассивная, мертвая и существует всегда.
4. Человек состоит из смертного тела и бессмертной души.
5. В теории познания стоял на позициях сенсуализма, хотя был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (сущность вещей и явлений).
6. Считал главной причиной противоречий и неравенства в обществе – частную собственность.
7. Становление неравенства, по мнению Руссо, проходило втри этапа:
первый – когда возникла частная собственность (когда кто-то отгородил участок земли и сказал: «Это – мое», и все в это поверили);
второй – с возникновения государства, когда бедные и богатые заключили между собой договор об образовании государственной власти;
третий - переход государственной власти в деспотизм, который превращает подданных в рабов.
8. Обосновав право народа на восстание(угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и создать общество по собственному усмотрению).
9. В справедливом обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами.
10. Полагая, что государство есть результат соглашения между людьми, т.о. образование коллективного целого, народа, то народ обладает верховной властью, суверенитетом (от фран. souverainete - верховная власть).
11. Политический идеал Руссо – не представительская, а прямая демократия, в которой законы принимаются непосредственным собранием всех граждан.
12. В будущем государстве, значительное место должны занимать проблемы воспитания:
а) начинать с раннего детства;
б) педагогическое воздействие должно осуществляться целенаправленно на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму; обучать профессиям и познаниям в науках;
в) общественное воспитание должно предписываться правительством;
г) направлено на формирование любви к Отечеству;
д) любые подобные дела должны провозглашаться во всеуслышание.
Руссо одним из первых вскрыл противоречивые стороны развития цивилизации.
Дени Дидро(1713-1784) французский философ-материалист. Свыше 20 лет отдал он «Энциклопедии …» и, несмотря на преследования, сумел довести издание до конца. Одновременно Д. Дидро создал ряд философских и художественных произведений: «Мысли об истолковании природы» (1754); «Разговор Д’Аламбера с Дидро» (1769), «Философские принципы относительности материи и движения» (1770) и др.
Суть учения.
1. Утверждает, что материя, которая состоит из молекул и вечна, существует объективно, т.е. независимо от воли человека.
2. Каждой молекуле присущ внутренний источник движения – «интимная сила», поэтому материя находится в постоянном движении. Движение – абсолютно, покой – относителен.Внешним выражением движения является механическое перемещение тел в пространстве.
3. Все изменения в природе подчинены закону причинности,поэтому все в природе взаимосвязано и взаимообусловлено.
4. Между живой и неживой материей непроходимой границы нет.
5. Вся материя обладает чувствительностью, но при этом есть разные ее формы:
скрытая – присуща неорганической природе;
деятельная – свойственна органической природе.
6. Мышление есть развитая форма чувствительности материи.
7. Источником человеческого познания являются:
а) ощущения,которые возникают в результате воздействия предметов и явлений природы на органы чувств;
б) умозаключения, которые отражают объективную, реальную взаимосвязь в природе.
8. Критерием истины Дидро считает опыти эксперимент.
9. Материалистически объясняя природу, он остался на идеалистических позициях при объяснении истории общества (придавал главенствующую роль идеям).
10. Разумное устройство общества связывал с появлением просвещенного монарха.
11. В эстетических взглядах утверждал, что прекрасное объективно и субъективно одновременно. Именно этим объясняется изменчивость и разнообразие художественных вкусов; прекрасное есть форма выражения присутствия человека в мире.
Жюльен Офре Ламетри ( 1709 – 1751) первый французский философ-атеист, который образовал направление, известное как философия французского материализма. Родился во Франции, в купеческой семье. К 16 годам разочаровался в религии, отказался от карьеры священника, закончил медицинский факультет Парижского университета и успешно практиковал в качестве врача королевской гвардии в Париже. После публикации произведения «Трактат о душе» (1745) и последующего преследования, вынужден был эммигрировать. Основные произведения: «Человек – машина», «Система Эпикура».
Суть взглядов.
1. Миресть единая субстанция - материя, которая несотворима, вечна и бесконечна. Основными свойствами которой является:
а) протяженность;
б) движение, как внутренняя активность;
в) чувствительность.
2. Основными формами мира являются три царства:
· неорганическое,
· растительное,
· животное.
3. Человек– представитель животного царства, машина особого рода, способная чувствовать, мыслить, отличать добро от зла. Человек это часовой механизм, который заводится поступлением в кровь питательного сока.
4.Причиной появления человека являются, по мнению Ламетри, не только биологические факторы; также требуется язык, членораздельная речь и воспитание. Человек от природы вероломное, хитрое, опасное и коварное животное. Добродетельность появляется только в результате воспитания.
«Без воспитания даже наилучшим образом организованный ум лишается всей своей ценности».
5. Выступил за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств.
6. Задача философии – культивировать истину. Лишь философия раскрывает заблуждения, лишь она имеет определенную точку зрения, что есть «честно или бесчестно, порочно или добродетельно».
7. Философия есть средство истинного преобразования общества на прогрессивных началах, поэтому государственные деятели должны быть философами, чтобы успешно управлять государством.
Идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».
Клод Андриан Гельвеций (1715-1771) – видный французский философ, родился в семье придворного врача в Париже. Работал чиновником налогового ведомства, разочаровавшись в этой работе, оставил ее и посвятил себя философии и литературе. Первое произведение «Об уме» было приговорено к сожжению, а Гельвецию пришлось от него отказаться. После смерти была опубликована работа «О человеке, его умственных способностях и его воспитании».
Суть взглядов.
1. Окружающий нас мир существует объективно, он бесконечный и находится в постоянном движении, т.е. постоянно изменяется.
2. Материя – лишь слово, которое обозначает свойства мира.
3. Человеческое познание неограниченно, дает знания о действительных вещах.
4. Оно имеет чувственно-эмпирическую основу, хотя разум развился из чувственности, а сознание есть высший этап познания природы «Все, что недоступно чувствам, недостижимо и для ума».
5. Ощущения вызываются действием на наши органы чувств, предметов и явлений внешнего мира.
6. Возникающие заблуждения бывают двух родов:
а) природные – выражаются в невежестве;
б) приобретенные – возникают в силу ложных идей.
7. Создавая «науку о нравственности» Гельвеций утверждал, что первичный импульс «всех наших действий» коренится в «любви к себе».
8. Руководствуясь любовью к себе, люди стремятся к счастью, наслаждению, т.е. имеют свой интерес.
Интерес –представляет собой основную пружину человеческой деятельности.
Интересы есть трех видов:
а) личный;
б) отдельных социальных групп;
в) общественные.
9. В обществе возможно благополучие только тогда, когда законы страны будут такими, чтобы личные интересы, выгода индивида соответствовали общему интересу.
10. Гельвеций утверждал, что человек есть продукт окружающей его среды и что характер человека не является чем-то врожденным, а определяется опытом и средой. Отсюда возникает требование изменения социальной среды.
11. Выступая против религиозного фанатизма, большое значение придавал воспитанию, полагая, что люди от рождения в интеллектуальном отношении равны, а возникающие впоследствии различия, объясняются различием в воспитании.
Поль Анри Гольбах (1723-1789) – крупнейший французский философ. Родился в Германии, имел имя Пауль Дитрих Тири. Фамилию Гольбах получил от дяди, который его усыновыл. С 12 лет жил в Париже. Окончил Лейденский университет. Участвовал в работе «Энциклопедии». Основное произведение «Система природы» (1770).
Суть взглядов.
1. Природа существует вечно, никем не сотворена и неуничтожима;
Природа есть причина всего сущего, это непрерывная цепь причин и следствий.
2. Материя – это объективная реальность, воздействующая на органы чувств человека.
3. Материя обладает следующими свойствами:
а) протяженность;
б) подвижность;
в) делимость;
г) твердость, плотность, вес, фигура, цвет и т.п.
4. Атрибутом материи выступает движение, однако, понимал его только как простое перемещение тел в пространстве.
5. «Человек – дело рук Природы, он существует в Природе, он подчинен ее законам, он не может освободиться от нее»; он не может – даже в мысли – выйти из природы, значит он часть природы, подчиняется ее законам, как и все физические тела.
6. Гольбах отвергал существование бессмертной души и доказывал, что умственные способности человека зависят от организации его тела.
7. Человеческая способность ощущать дает нам возможность познать мир и его законы.
8. Свои идеи человек черпает не из души, а из внешнего мира.
9. В основе познания лежит чувственно-эмпирический опыт, а разум дает нам высшее познание: «Разум показывает истинную природу вещей и объясняет действия, которых мы не можем от них ожидать».
10. Человеческая деятельность подчиняется строгой необходимости и поэтому свободы воли нет.
11. Хотя человек – это социальное существо, но он должен быть признан свободным.
12. На формирование человека оказывают существенное воздействие среда и воспитание.
13. Гольбах резко критиковал религию, вскрывал имеющиеся в Библии противоречия, доказывал, что Пятикнижие написано не Моисеем, а разными людьми в разное время; ветхозаветная картина мира могла удовлетворить только невежественный народ.
Клод Анри Сен-Симон(1760-1825) – французский философ, один из теоретиков утопического социализма. Родился в графской семье. Будучи учеником и воспитанником Д’Аламбером (философ, математик, представитель Просвещения), испытал сильное влияние идей Просвещения и сохранил приверженность им на всю жизнь.
Суть взглядов.
Во-первых, вплотную подошелк диалектическому пониманию мира, источником развития которого является единство и борьба противоположностей.
Во-вторых, выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм.
В-третьих, в качестве основополагающей сферы общества обосновалэкономику, утверждая, что именно экономика и производственные отношения определяют все – политику, социальные отношения, мировоззрение, т.е. отстаивалэкономический детерминизм.
В-четвертых, выдвинулидею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших стадий развития к другим – высшим.
В-пятых, задачей философии,по мнению Сен-Симона, является создание разумного общества, которое предоставляет своим членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей.
В-шестых, разумным обществом будет «промышленное общество», в котором:
а) каждый гражданин будет находиться на той ступени социальной лестницы, которая соответствует его способностям (иерархия способностей);
б) будет упразднено право наследования, чтобы устранить праздность и тунеядство;
в) будет введена всеобщая обязанность трудиться;
г) чтобы избежать перепроизводства или дефицита товаров экономика будет развиваться по плану и др.
В-седьмых, руководить данным обществом будут в качестве управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма лучшие представители индустриального класса.
В-восьмых, полагал,что новое общество возникнет эволюционным путем, в результате неуклонного развития экономики.
В-девятых, выдвинулидею замены существующей религии «новой религией», суть которой содержит лозунг: «Человек человеку - брат».
Шарль Фурье(1772-1837), французский социалист-утопист. Подверг критике буржуазный строй («цивилизацию») и разработал план будущего общества – строя «гармонии», в котором должны развернуться все человеческие способности.
Суть учения.
Во-первых, критикуя буржуазное общество вскрылпротиворечия между идеями и обещаниями идеологов французской революции (о равенстве, братстве, справедливости) и наступившей материальной и моральной нищетой буржуазного общества.
Во-вторых, данный строй калечит человека, подавляет его чувства, желания, мысли; счастье одного обусловлено несчастьем другого. В буржуазном обществе есть три видапротиворечий:
а) между личными интересами (магнатов, буржуа) и общественными (остальным народом);
б) социально-экономические (несбалансированное производство: то избыток, то кризис);
в) моральные (цинизм в отношениях, где все решают деньги).
В-третьих, Фурье обосновалнеобходимость возникновения социалистического общества – «общества гармонии», в котором:
а) основной ячейкой является фаланга,состоящая из различных производственных серий;
б) каждый член фаланги имеет право на труд, который является потребностью, предметом наслаждения человека, так как он основан на интересах и увлечениях людей;
в) следствием творческого характера и высокой производительности труда является обилие материальных благ общества;
г) принцип распределения в фаланге определяется в основном по труду и таланту;
д) в фаланге уничтожены противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней.
Социалистические взгляды Фурье, Сен-Симона явились одним из теоретических источников научного коммунизма марксизма. Маркс назвал Фурье одним из «патриархов социализма».
Подводя итог, следует отметить:
во-первых, французских просветителей интересовали проблемы общества;
во-вторых, у них не было единства по целому ряду вопросов, присущих обществу (истоках социальных противоречий, путях их решения, способах и формах политического устройства и т.д.)
в-третьих, философия французского Просвещения подготовила духовные основы Французской буржуазной революции 1789-1794 гг., обосновала принципы гражданского общества: свобода, равенство, братство, социальная справедливость, гуманизм.
Заслуга просветителей состоит в том, что они как никогда высоко подняли общественный престиж науки и образования (в противовес невежеству), который характерен для стран Западной Европы и поныне.