Социально-гуманитарные науки
ТЕМЫ И ПЛАНЫ
107.СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ
ПЛАН
1. Два аспекта понятия «социальное познание».
2. Виды научного социального познания в зависимости от основания (критерия) внутри научного социального познания.
3. Две основных — крайних, полярных позиций к постановке и решению проблемы соотношения социально-гуманитарного и естественнонаучного познания.
4. Культурцентристская исследовательская программа социального познания.
5. Что характерно для социального познания?
______________________________________________
108. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНЫХ
ЗНАНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ
ПЛАН
1. Философия истории и социальное познание.
2. Как разрабатывалась философия истории?
3. Учение Сен-Симона.
4. Социально-историческая концепция Гегеля.
5. Важные идеи классической философии истории.
6. Материалистическое понимание истории.
7. Два основных направления разработки философии истории в конце XIX — начале XX в.
8. Как О. Шпенглер трактует жизнь человечества и культуру?
9. В чем состоит исходная методологическая идея Шпенглера?
10. Методологический арсенал О.Шпенглера.
11. Неогегельянская философия тождества исторического бытия и сознания.
12. Первый принцип Коллингвуда.
13. Второе основное положение философии истории Коллингвуда.
14. Третье положение философии истории Коллингвуда.
109. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-
ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ПЛАН
1. Цель, провозглашенная в начале формирования социально-гуманитарных наук.
2. Философско-методологические представления как опора для разработки методологических проблем социального познания.
3. Дедуктивно построенная математическая система как познавательный идеал научности для социально-гуманитарных наук в XVI—начале XVII в.
4. Классическая механика как эталон научности для социально-гуманитарных наук (до конца XIX в ).
5. Натурализм как господствующая тенденция в методологии гуманитарных наук до конца XIX в.
6. Баденская школа неокантианства и философия жизни: науки о культуре должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент.
110. Особенности описательной психологии и герменевтики В. Дильтея
ПЛАН
1. Вильгельм Дильтей как представитель «философии жизни» и основоположник понимающей психологии и школы «истории духа».
2. Два аспекта понятия «жизнь» у Дильтея.
3. Понимание жизни (по Дильтею) как основа деления наук на два класса.
4. Главная задача гуманитарного познания (по Дильтею).
5. Из каких принципов и методов должны исходить «науки о духе», чтобы постигнуть жизнь (по Дильтею)?
6. Описательная психология как основа наук о духе (по Дильтею).
7. Понимание по отношению к культуре прошлого как метод интерпретации (герменевтика).
8. Два вида понимания (по Дильтею).
9. Поэзия как наиболее «сильная форма» постижения жизни (по Дильтею).
10. Интуиция как один из способов постижения жизни.
11. Биография и автобиография как важные методы исторической науки.
12. Важная роль идеи (принципа) развития для постижения жизни, ее проявлений и исторических форм.
111. ВКЛАД В. ВИНДЕЛЬБАНДА И Г. РИККЕРТА В ПОНИМАНИЕ
СПЕЦИФИКИ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО МЕТОДОВ
ПЛАН
1. Тезис В.Виндельбанда и Г. Риккерта о наличии двух классов наук.
2. Специфика социально-гуманитарного знания (по Риккерту).
3. Резюме Риккерта («Науки о природе и науки о культуре»).
4. Риккерт о двух способах образования понятий.
5. Важные моменты, на которые обращает внимание Риккерт.
112. ПОНИМАНИЕ М. ВЕБЕРОМ
СВОЕОБРАЗИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
ПЛАН
1. Наука и научный метод(по М. Веберу).
2. Специфика социального познания (по Веберу).
3. Категория «идеальный тип».
4. Объективность и постулат «свободы от оценки».
113. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ Х.-Г. ГАДАМЕРА О
СООТНОШЕНИИ ФИЛОСОФСКОЙ
ГЕРМЕНЕВТИКИ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ПЛАН
1. Гадамер как один из основоположников философской герменевтики.
2. Основные философско-методологические идеи Гадамера.
3. «Историчность» как фундаментальная характеристика человеческого бытия и мышления (по Гадамеру).
4. Герменевтика — это не только и не столько деятельность по осмыслению некоторого текста, но это своеобразная философия понимания опыта мира.
5. Истина, по Гадамеру, не есть характеристика только познания, но прежде всего — характеристика самого бытия.
6. Важнейшая заслуга Гадамера — всесторонняя и глубокая разработка ключевой для герменевтики категории понимания.
7. Гадамер в своей философской герменевтике хочет связать в новом синтезе «речь» и «логос», герменевтику и рационалистическую диалектику.
8. Для Гадамера характерно всемерное подчеркивание диалогического характера философской герменевтики как логики вопроса и ответа.
9. (По Гадамеру) понимание человеком мира и взаимопонимание людей осуществляются в «стихии языка».
114. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
ПЛАН
1. Каковы основные особенности социального познания в целом, его наиболее важные специфические характеристики?
2. Социальное познание ориентировано прежде всего на процессы, т. е. на развитие общественных явлений, на выявление законов, причин и источников этого развития.
3. Акцент познания на единичное, индивидуальное, уникальное на основе общего, закономерного.
4. В предмет социального познания постоянно включен субъект, человек.
5. Социально-гуманитарное познание — это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого бытия.
6. Неразрывная и постоянная связь социального познания с ценностями, с мировоззренческими компонентами.
7. Важное значение в социально-гуманитарном познании имеет процедура понимания.
8. Сложный, очень опосредованный характер взаимосвязи объекта и субъекта социально-гуманитарного познания, его текстовая природа.
9. Вследствие текстовой природы социального познания особое место в гуманитарных науках занимает семиотическая проблематика.
10. Определяющую роль в социальном познании играет диалог (беседа, разговор).
11. Особо важное значение для познания имеет философия и такой ее метод, как диалектика.
12. Социальное познание ориентировано преимущественно на качественную сторону изучаемой им действительности.
13. Отсутствие общепризнанных парадигм.
115. СПЕЦИФИКА СРЕДСТВ И
МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ПЛАН
1. Должны ли использоваться в сфере социально-гуманитарного исследования все философские и общенаучные методы и принципы?
2. Специфика наблюдения в социально-гуманитраном познании. Интроспекция и эмпатия.
3. Этнометодология как разновидность включенного наблюдения.
4. Социальный эксперимент: включенность исследователя в изучаемую им ситуацию.
5. Формирующий эксперимент как метод педагогической психологии.
6. Социальная инженерия как специфическая форма социального эксперимента.
7. Социальный эксперимент и моральные и юридические нормы и принципы.
8. Сравнительный (компаративистский) метод социально-гуманитарных наук.
9. Специфические средства, методы и операции, используемые в социально-гуманитарных науках (анализ документов, методы опроса, метод монографический, биографический метод, проективные методы, тестирование, метод социометрии, игровые методы, иконография).
116. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ
ПЛАН
5. Основные причины, вызывающие необходимость разработки новой методологии социального познания.
6. Контуры (основные черты) новой формирующейся парадигмы социально-гуманитарного знания и его методологии.
7. Принцип «все дозволено»(П. Фейерабенд) как основа формирования новой парадигмы социальной методологии.
8. Структура социально-гуманитарной методологии.
__________________________________________________________________________________________