Становится все более острой необходимость в формировании у представителей гуманитарных наук так называемого «нелинейного мышления».
Его основные принципы должны отражать в своем содержании:
ü многовариантность, альтернативность эволюции;
ü возможность выбора ее определенных — «удобных человеку» путей;
ü необратимость развития;
ü влияние каждой личности на макросоциальные процессы;
ü недопустимость навязывания социальным системам путей развития и др.
· Поворот к конкретному человеку. В настоящее время происходит резкое изменение субъект-объектных отношений в сторону субъективного фактора, поворот к конкретному человеку.
Все чаще центр тяжести познавательного интереса представителей социально-гуманитарного знания ориентируется на:
ü субъекта («свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех» — Маркс),
ü ценностно-смысловые параметры в их индивидуализирующей форме.
· Формируются и утверждаются новые регулятивы человеческой деятельности. Прежде среди регулятивов, определяющих ее, были ориентации на:
ü традиции,
ü преемственность,
ü созерцательность в отношении к внешнему миру,
В современном обществе эти регулятивы постепенно заменяются на противоположные.
ü Приоритет традиции сменился признанием безусловной ценности инноваций, новизны, оригинальности, нестандартности.
ü Экстенсивное развитие сменилось на интенсивное.
ü Происходит переход от установок на неограниченный прогресс, беспредельный экономический рост к представлениям о пределах роста, гармонизации экономической экспансии на природу с принципами экономического сдерживания и запрета.
· Все настоятельнее возникает необходимость в создании целостной концепции жизнедеятельности человека в единстве его социальной и биологической сторон.
Сегодня нужны:
ü целостная концепция взаимодействия общества и природы,
ü оптимальные принципы этого взаимодействия,
ü более тесное соединение когнитивных и ценностных начал в человеческой деятельности.
· Характерной чертой новой парадигмы социальной методологии является все усиливающееся стремление представителей гуманитарных наук повысить концептуальный, теоретический статус последних на основе новых методологических подходов.
Они пытаются «насытить» свой научный арсенал всеми атрибутами зрелого теоретического знания:
ü понятиями,
ü категориями,
ü принципами,
ü «идеальными типами»,
ü различного рода абстракциями,
ü методологическими и философскими установками,
ü идеализациями и т. п.
ОДНАКО ПРИ ЭТОМ ВСЕ ГЛУБЖЕ ОСОЗНАЕТСЯ ТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ЧТО ЛЮБАЯ ФОРМА РАЦИОНАЛЬНОСТИ (В ТОМ ЧИСЛЕ НАУЧНАЯ), КАКОЙ БЫ ГИБКОЙ И УТОНЧЕННОЙ ОНА НИ БЫЛА, НЕ МОЖЕТ «УЛОЖИТЬ В СЕБЯ», ПОЖАЛУЙ, БОЛЬШИНСТВО СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЯВЛЕНИЙ С ИХ «ЗАГАДКАМИ», «ТАЙНАМИ» И Т. П.
Вместе с тем многие современные представители социальных наук все яснее понимают, что рациональное познание и в наше время выступает в качестве необходимой культурной ценности.
· Возрастание внимания к диалектике как важному методу исследования социальной жизни во всех ее проявлениях. Свои успехи представители социально-гуманитарных наук все чаще (хотя и с трудностями) связывают с этим методом.
· Все зримее вырисовывается ориентация современной гуманитарной методологии не только на познание, но и на социально-историческую практику, т. е. теоретизация и методологизация последней.
ПРОБЛЕМА РЕГУЛЯЦИИ ПРАКТИКИ НА ОСНОВЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРИНЦИПОВ И НОРМ И ПРОБЛЕМА «ОНАУЧИВАНИЯ» СОЦИАЛЬНОГО МИРА СТАНОВЯТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫМИ.
3. Принцип «все дозволено» (П. Фейерабенд) как основаформирования новой парадигмы социальной методологии. Подводя итоги рассмотрения вопроса о необходимости формирования новой парадигмы социальной методологии, отметим следующее.
НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПУТЬ СОЗДАНИЯ ТАКОЙ ПАРАДИГМЫ — СИНТЕЗ, ЦЕЛОСТНОЕ ЕДИНСТВО ЛЮБЫХ И ВСЯКИХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА «ВСЕ ДОЗВОЛЕНО» (П. Фейерабенд).
4. Структура социально-гуманитарной методологии. Исходя из такого понимания структура социально-гуманитарной методологии может быть представлена в следующем виде:
· Имманентный (внутренний) уровень — совокупность методов, принципов, приемов и т. п., непосредственно обусловленных специфическим предметом гуманитарного познания, т.е. социумом во всех его многообразных проявлениях — общих, особенных и единичных (в том числе уникальных).
· Трансцендентный (внешний) уровень, который включает в себя методы и средства: философские, общенаучные (эмпирические, теоретические, общелогические), вненаучные, методы естественных наук.
· Единство, тесная взаимосвязь двух названных уровней, их взаимодействие в ходе применения.
При этом подчеркнем, что:
· методология социального познания есть целостная, органическая система, а не случайный, произвольный, эклектический набор каких-либо отдельных ее элементов (методов, принципов и т. п.).
В своем применении эта система всегда модифицируется в зависимости от конкретных условий ее реализации;
· решающим, определяющим уровнем данной системы, ее «ядром» является имманентный (внутренний) уровень;
· вся система социально-гуманитарной методологии (а не только ее внутренний уровень) должна соответствовать предмету социального познания и данному, конкретному этапу его развития.
А это означает, в частности, что методологические средства естественных наук нельзя механически переносить на гуманитарные науки без учета специфики их предмета и своеобразия применения;
· всегда должна быть свобода выбора исследователем необходимых методов, а не навязывание каких-либо из них как «единственно верных».
Никогда в исследовательской практике недопустимо так называемое «методологическое принуждение»;
· углубляя и совершенствуя уже имеющиеся методы и принципы социально-гуманитарного познания, следует искать новые методологические подходы и средства, не абсолютизируя ни один (или несколько отдельно взятых) из них;
· представляется невозможным существование совершенно обособленной методологии социального познания, не связанной, оторванной от всех других уровней и форм методологического знания.
-------------------------------------------------------------------------------
РАЗДЕЛ 8