Тема 13. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
1. Эволюция как развитие изучаемого процесса.
2. Дарвиновская триада — три уровня организации материального мира.
3. Классы механизмов эволюции. Основная особенность механизмов эволюции.
4. Закон дивергенции.
5. Взаимосвязь эволюции, адаптации и организации живых систем.
Тема 14. Отражение и его роль в организации развивающейся системы
1.Отражение как всеобщее свойство движущейся материи.
2. Основные свойства отражения.
3. Адаптация как особая форма отражения.
4. Проблемы адаптации живого и принцип отражения.
5. Концепция адаптационного синдрома, или стресса.
Тема 15. Пространство и время. Необратимость времени
1. Развитие представлений о пространстве и времени.
2. Общие свойства пространства и времени.
3. Трехмерность пространства на всех структурных уровнях материи.
4. Социальное пространство.
5. Время. Всеобщие и специфические свойства времени.
6. Пространство и время в микро-, макро- и мегамире.
7. Необратимость времени как проявление асимметрии.
8. Проекции времени на сознание человека.
9. Социальное время.
10. Личное время и чувство ритма.
Тема 16. Самоорганизация в живой и неживой природе
1. Сущность проблемы самоорганизации в свете современной науки.
2. Механизмы самоорганизации.
3. Синергетика.
4. Структурные компоненты и свойства процесса самоорганизации.
5. Механизм, обеспечивающий организационный процесс.
6. Характеристики процесса самоорганизации.
7. Понятие о гомеостазе.
8. Механизм обратной связи. Отрицательные и положительные обратные связи.
9. Теория двойственной обратной связи.
10. Роль и место информации.
11. Проблемы синергетики и глобальный эволюционизм. 12. Восточная философия о мировой гармонии.
Тема 17. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере
1. Биосфера как живая самоорганизующаяся система.
2. Общие черты мирового эволюционного процесса.
3. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
4. Ноосфера как новое эволюционное состояние биосферы.
5. Ресурсная и биосферная модели предельной возможности Земли.
6. Модель устойчивой мировой системы.
Тема 18. Экология. Законы экологии
1. Ноосферный гуманизм и проблемы экологии.
2. Экология и культура.
3. Законы экологии.
4. Применение второго начала термодинамики в области живого и экологии. Принцип ярусности.
5. Экология человека и взаимопронизывающие уровни метасистем.
6. Отходы и загрязнение биосферы.
7. Проблемы рационального природопользования.
8. Активная форма природопользования и правовое регулирование.
9. Биоэтика.
Тема 19. Социально-этические и биологические
Принципы биологического познания.
Генетика и эволюция
1.Познавательные возможности методов биологического исследования.
2. Возможности управления процессами жизнедеятельности человека.
3. Генетика и эволюция.
4. Законы генетики Менделя.
5. Мутации.
6. Генная инженерия как новый этап биологической эволюции.
7. Этические принципы науки и социальные факторы.
8. Социология и этика науки как единый комплекс.
Тема 20. Человек: физиология, здоровье, творчество, эмоции, работоспособность
1.Экология человека и медицина.
2. Природа человека и его взаимодействие с окружающей средой.
3. Психоэмоциональная адаптация. Требования к внутренним ресурсам человека.
4. Здоровье как состояние максимальной адаптации человека к окружающей среде.
5. Проблемы здоровья и болезней в общебиологическом плане.
6. Валеология — новая наука о здоровье души и тела. Уровни здоровья населения.
7. Эмоции, творчество, работоспособность и их взаимосвязь.
8. Мозг как орган сознания.
9. Неординарные способности и возможности человека.
10. Возникновение духовного мира человека как резуль
тат самоорганизации.
11 Принцип универсального эволюционизма. Путь к единой культуре. Единая картина мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Философские проблемы естествознания /Под ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1985. — 400 с.
2. Моисеев Н. Человек и ноосфера. — М: Мол. гвардия, 1990. — 551с.
3. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972. — 276 с.
4. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания. - Л.: ЛГУ, 1970, 195 с.
5. Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20. С. 33-149.
6. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Полн. соб. соч. Т. 18.
7. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма / Полн. собр. соч. Т. 45. С. 31.
8. Философские проблемы современного естествознания / Под ред. B.C. Готта. — М.: Высш. шк. 1974. — 264 с.
9. Мостепаненко A.M. Пространство и время в макро-, мега-и микромире. — М.: Изд-во полит, лит., 1974. — 240 с.
10. Щербаков А. С. Самоорганизация материи в неживой природе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 112 с.
11. Кивенко Н.В. Отражение и его роль в организации живых систем. — Киев: Наукова думка, 1972. — 144 с.
12. Кивенко Н.В. Принципы познания живого. — Киев: Вища школа, 1991. — 144 с.
13. Человек и природа. — М.: Наука, 1980. — 256 с.
14. Акопян И.Д. Симметрия и асимметрия в познании. — Ереван: Изд-во АН Арм. ССР. - 1980. — 132 с.
15. Мякишев Г.Л. Динамические и статистические закономерности в физике. — М.: Наука, 1973. — 272 с.
16. Куликова О.Г. Экологическая ситуация и целостность биосистем. — Минск.: Наука и техника, 1989. — 110 с.
17. Дагенриш Г. Философское понятие материи и учение современной физики о строении материи. — Рига: ЛГУ им. П. Стучки, 1974. — 29 с.
18. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. — М.: Мысль, 1983. — 240 с.
19. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. — М.: Мысль, 1981. — 278 с.
20. Гальперин С.В. Мое мировидение. — М.: Изд-во Моск. унта, 1992. - 208 с.
21. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюцион-ном процессе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 96 с.
440
22. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция, управление. — М.: Политиздат, 1980. — 234 с.
23. Никитин Д.В., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. — М.: Высш. шк., 1986. — 415 с.
24. Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. — Новосибирск: Наука, 1989. — 248 с.
25. Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу. Его философское и общенаучное значение. — М.: Наука, 1990. — 230 с.
26. Иванова Н.Л. Социально-культурные функции естественны наук. — Киев: — Наукова думка, 1977. — 168 с.
27. Мелюхин С.Т. Проблема конечного и бесконечного. — М.: Политиздат, 1968. — 220 с.
28. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. - 830 с.
29. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.
30. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с.
31. Концепции современного естествознания //Для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с.
32. Рузавин Т.Н. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 320 с.
33. Красимое В.А. Охрана природы, принципы, проблемы, приоритеты. — М., 1992.
34. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. — М., 1995.
35. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. — М.: Наука, 1991.
36. Бутусов К.П. Золотое сечение в Сблнечной системе / В сб. Астрометрия и небесная механика. — М., 1978. — 500 с.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ