Тема 1. Предмет естествознания. Закономерности

Основные этапы, история, панорама и тенденции

Развития

1. Предмет естествознания. Основная терминология.

2. Основные закономерности развития естествознания.

3. Роль практики в развития естествознания.

4. Относительная самостоятельность в развитии естествознания.

5. Панорама и тенденции развития естествознания.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.Сущность и предмет философских проблем естествознания.

2. Диалектико-материалистическая философия как адекватное обоснование современного естествознания.

3. Социальные функции естествознания.

4. Роль и взаимосвязь естественных наук и философских представлений.

5. Принцип неисчерпаемости материи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Философские проблемы естествознания /Под ред. С.Т. Мелюхина. — М.: Высш. шк., 1985. — С. 3-36, 169-183.

2. Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К и Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 20.

3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Полн. собр. соч. Т. 13.

4. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма / Полн. собр. соч., Т. 45.

5. Дагенриш Г. Философское понятие материи и учение современной физики о строении материи. — Рига, 1974.

6. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972.

7. Некоторые категории диалектики. М.: Росвузиздат, 1963. — С. 3-14.

8. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.

9. Концепции современного естествознания //Для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с.

Тема 2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры

1. Научная теория. Содержание и структура естественнонаучной теории. Основные способы построения естественнонаучных теорий.

2. Критика и борьба мнений в науке. Преемственность в развития науки. Интернациональный характер развития науки.

3. Взаимодействие естественных наук. Научный метод.

4. Дифференциация и интеграция наук.

5. Культура. Типы трансляции культур. Триада «человек, человечество, человечность».

6. Вклад естественнонаучной и гуманитарной культур в развитие цивилизации.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Исторический опыт возникновения и развития фундаментальных физических теорий. Методология — основа формирования новых теорий, воззрения и принципов в естествознании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. — М.: Наука, 1967. - С. 11-83.

2. Кузнецов И.В. Преемственность, единство и минимизация знания — фундаментальные черты научного метода / В кн.: Материалистическая диалектика и методы естественных наук. — М.: Наука, 1968. — 367 с.

3. Некоторые философские проблемы современного естествознания. — Кишинев: Штиинца, 1984.

4. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972.

5. Современные философские дискуссии по основам физики. - М., 1980.

6. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. — М.: Наука, 1981. - С. 1-132.

7. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с.

8. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.

Тема 3. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы

1. Проблема материи — один из наиболее важных и существенных вопросов философии и естествознания.

2. Корпускулярная концепция описания природы: атомизм, механицизм, квантовая теория строения атома. Существенные особенности атомизма XX века.

3. Континуальная концепция строения материи. Концепция дальнодействия и близкодействия.

4. Единство корпускулярных и волновых свойств материальных объектов — одно из фундаментальных противоречий современной физики.

5. Связь принципа неисчерпаемости материи с принципом материального единства мира.

6. Элементарные частицы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мелюхин С.Т. Проблема конечного и бесконечного. — М.: Политиздат, 1968. — С. 9-139.

2. Некоторые категории диалектики. — М.: Росвузиздат, 1963. — С. 14-47.

3. Карпов М.М. Философские проблемы современного естествознания. — Изд-во Рост, ун-та, 1972.

4. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания.-М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.

5. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. - 830 с.

6. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с.

7. Концепции современного естествознания //Для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с.

8. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 320 с.

Темы 4, 5. Структурные уровни организации материи.

Микро-, макро- и мегамиры.

Структура и ее роль в организации

Биологических систем

1.Структурность и системная организация материи как
один из ее основных атрибутов:

а) понятие структуры материи;

б) проявление структурной бесконечности материи в
ее системной организации;

в) типы связей на разных структурных уровнях.

2. Структурные уровни различных сфер.

3. Структура живой природы.

4. Социальная действительность в структурном аспекте.

5. Система и целое. Различные типы систем.

6. Часть и элемент. Взаимодействие части и целого. Определяющая роль целого по отношению к частям.

7. Диалектическое единство дифференциации и интеграция частей:

а) факторы и причины, обеспечивающие, по Ч. Дар
вину, дифференциацию частей;

б) алгоритм сборки частей в целое. Три механизма
сборки;

в) редукционизм.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Многообразие связей частей в целое.

2. Вселенная в атоме. Атомы Вселенной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щербаков А. С. Организация материи в неживой природе. — М., 1990. С. 3-56.

2. Шептулин А.П. Диалектика единичного, особенного и общего. — М.: Высш. шк., 1963. — 163 с.

3. Югай Г.А. Диалектика части и целого в живой природе. М.: Знание, 1965. — 32 с.

4. Знак вопроса. 1993. № 1—2, с. 3—33.

5. Югай Г.А. Проблема целостности организма. М.: Соцэк-гиз, 1962.

6. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. — М., 1995.

7. Дубнищева Т.Н. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 1997. — 830 с.

8. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 520 с.

9. Концепции современного естествознания // Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. — 271 с.

10. Концепции современного естествознания // Учебник для вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 434 с.

11. Рузавин Г.Н. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 320 с.

12. Альвен X. Атом, человек, Вселенная. Длинная цепь усложнений. — М.: Знание, 1973.

13. Длинная цепь усложнений /Знание. 1995. № 2.

Наши рекомендации