В рамках научного направления

Каждое научное исследование (и фундаментальное, и прикладное) может быть отнесено к какому-либо научному направлению. Научное направление – это сложная совокупность комплексных проблем, взаимосвязанный круг глобальных вопросов, решение которых имеет теоретическое и (или) практическое значение.

Научные направления утверждаются на определенный, хронологически ограниченный срок официально на государственном уровне. Примерами научных направлений могут служить «Исследование условий эксплуатации и повышение эффективности подвижного состава», «Совершенствование систем и устройств электроснабжения железных дорог», «Совершенствование устройств автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте», «Оптимизация режимов работы теплооборудования и модернизация теплоисточников в промышленной энергетике и на железнодорожном транспорте», «Проблемы экономического развития Западно-Сибирского региона в условиях перехода к рынку» т. д.

Кроме того, любое исследование может быть отнесено к определенной отрасли науки, которая собственно и задает само научное направление. Например, научные исследования, выполняемые в рамках различных направлений экономики, охватываются одной общей отраслью «Экономические науки». Структурными единицами всякого научного направления, как можно видеть, являются комплексные проблемы, простые проблемы, темы и вопросы. Комплексная проблема включает в себя несколько простых проблем. Простая научная проблема – это совокупность теоретических или практических задач разного уровня, задающая тематику научно-исследовательской работы. Проблема охватывает значительную область исследования и имеет перспективное значение. По масштабу своего содержания проблема может быть отраслевой, межотраслевой или глобальной. Любая проблема складывается из ряда конкретных тем. Тема исследования – это научная задача, охватывающая определенную, достаточно ограниченную область научного изыскания. Сама формулировка темы базируется на многочисленных исследовательских вопросах.Под научными вопросами понимают более мелкие научные задачи, относящиеся к некоторой узкой области приложения научного интереса. Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными. Теоретические темы разрабатываются преимущественно с использованием опубликованных источников. Практические темы разрабатываются на основе фактического изучения, обобщения и анализа фактов. Смешанные темы сочетают в себе теоретический и практический аспекты исследования.Выбор темы исследования является трудным, ответственным делом (ему всегда предшествует тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными источниками по собственной и смежным специальностям) и включает в себя ряд этапов. К первому этапу относится формулирование проблемы исследования. На основе анализа противоречий изучаемого направления формулируют некоторый вопрос, требующий решения, и определяют в общих чертах ожидаемый результат исследования. Здесь важно также уметь отличать псевдопроблемы от подлинных научных проблем. Псевдопроблемы, т. е. ложные, мнимые проблемы, какую бы внешнюю форму ни имели, в основе своей носят антинаучный характер.Второй этап включает в себя структурную разработку выделенной проблемы. Для этого необходимо представить ее в виде композиции разного рода вопросов более низкого уровня всеобщности. По каждому такому вопросу выявляют ориентировочную область исследования.На третьем этапе устанавливают общую актуальность сформулированной проблемы, т. е. глобальную ценность ее решения для развития науки. Для этого в отношении каждого вопроса, входящего в композицию базовой проблемы, конструируют несколько возражений и на основе их анализа методом исследовательского приближения последовательно исключают эти возражения в целях обоснования реальной значимости соответствующего вопроса. После обоснования актуальности проблемы и установления ее структуры ученый, как правило, самостоятельно приступает к выбору (из числа вопросов, входящих в композицию проблемы) темы научного исследования. К подобной теме всегда предъявляется ряд требований.Во-первых, тема исследования обязательно должна быть насущной, важной, требующей реального разрешения именно в настоящее время. При этом нужно помнить о том, что однозначного критерия для установления степени актуальности не существует. Так, при сравнении двух тем фундаментальных исследований действительную степень их актуальности адекватно может оценить только крупный ученый данной отрасли либо научный коллектив. При оценке актуальности прикладных научных разработок обычно более актуальной считается та тема, которая обеспечивает больший экономический эффект.Во-вторых, тема разработки должна решать какую-то действительно новую научную задачу (это значит, что в рамках исследования должно быть показано, что тема в рассматриваемой форме никогда ранее не изучалась). Дублирование темы возможно только в том случае, когда по заданию руководящих организаций одинаковые темы разрабатывают два конкурирующих коллектива в целях разрешения важнейших государственных проблем в кратчайшие сроки. В-третьих, тема исследования должна быть потенциально практически либо экономически эффективной. На стадии выбора темы исследования ожидаемый экономический эффект может быть определен, конечно, только ориентировочно, а иногда установить его на начальной стадии разработки вообще нельзя. В таких случаях для приблизительной оценки эффективности можно использовать различные аналоги (близкие по названию и содержанию темы). При разработке теоретических исследований требование экономичности может уступать место требованию познавательной или социальной значимости.

Таким образом, можно утверждать, что правильная, корректная формулировка темы исследования является залогом дальнейшей успешной и плодотворной научной работы.





Тема 12. ЭТАПЫ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

Наши рекомендации