Необходим межцивилизационный диалог на уровне мировоззрений
Я востоковед, арабист, исламовед и военный историк. Я, к сожалению, не был лично знаком с Кузнецовым, но знаю о его наследии. В своих работах мы совершенно самостоятельно пришли к идеям Кузнецова. Кто такие "мы" я вам сейчас расскажу. Дело Кузнецова живет. Для того, чтобы сократить время, я отсылаю вас к своей статье в газете "Известия" ("Наука"), которая называется "Разумная божественность против дьявольщины".
Все слышали, что после 11 сентября мир вступил в новую эру. Однако до сих пор никто не разъяснил, в чем состоит новая эра и действительно ли это третья мировая война, Армагеддон-XXI или апокалипсис. Я попытался это объяснить в газете, но статью наполовину сократили. Статья посвящена пониманию ноосферы. Под "дьявольщиной" я понимаю не только международный терроризм, но и антитеррористические операции, которые сопровождаются цепной реакцией дьявольщины. Не успела закончиться антитеррористическая операция в Афганистане, как начинается антитеррористическая операция на Ближнем Востоке, которая может вылиться в серьезную межцивилизационную войну.
Хотя наш "круглый стол" назван "Задачи научного сообщества в постановке целей человечества и обеспечении национальной и международной безопасности", я считаю, что, если проецировать идею ноосферы на явления мировых войн, следует говорить о системной безопасности, а не о национальной и не о международной. В системную безопасность включаются все виды безопасности, в том числе то, о чем говорил коллега Аксенов.
Дело в том, что более двух третей видов террористических акций связано с непонятными причинами. На первом совещании Экспертного совета Комитета по безопасности я обращал внимание на то, что мы исключили космический фактор из системной безопасности. Этой проблемой занимаются сейчас и другие организации, в частности Информологический институт в Женеве.
Русские ученые доказали, что так называемые "вспышки", возникающие на разломах цивилизаций, непосредственно связаны с добычей полезных ископаемых. Доказано, что нарушение дисбаланса определенных полезных ископаемых, например, нефти, особенно руды марганца, приводит к непонятному пока дисбалансу населения. Поэтому все эпицентры современных кризисов расположены в районах нарушения дисбаланса полезных ископаемых.
Нарушение духовного дисбаланса, как указывали академик Моисеев и, особенно, его продолжатель Назаретян, приводит к цивилизационным кризисам. Цивилизационные кризисы сейчас выражаются прежде всего в кризисе отношений христианской и исламской цивилизаций. Если мы присоединимся к антитеррористической коалиции и будем исходить из идей глобализации, то мы не поймем, что движет людьми, которые взрывают себя. Представьте, что эти люди имеют ядерный чемоданчик, а мы еще не открыли, что ими движет. А движет ими другая система мышления, другой менталитет. Главное, что они отброшены в сторону от глобализации. Между Иисусом Христом и сегодняшней глобализацией прошла целая череда пророков, в их число мы включали и Ленина, и Маркса, и Эйнштейна. Пророки в своем отечестве были, вопреки утверждению, что в отечестве их не бывает. Но в мире мусульман наши пророки не признаются. Пророк один — Мухаммед. Разлом цивилизаций не географический, а духовный, ментальный. Я приветствую создание при Президенте России Совета по делам науки и высоких технологий и Совета по культуре и искусству. Но пока не создан Совет по делам науки и религии. Религию включили в культуру и искусство, это правильно. Но мы никогда не наладим диалога цивилизаций, объявленного ООН, потому что не находим контакта между наукой и религией, между знанием и верой.
Поэтому я предложил создать Координационный совет по науке и религии. С этой идеей я выступал и в Президиуме Академии наук, и в печати. Дело в том, что, в отличие от христианства, в мусульманской рели гии нет иерархии, нет ни патриархов, ни синодов, каждый верующий общается только с Богом. Но есть авторитеты, которым был, например, Хомейни. Сегодняшний президент Ирана написал целую книгу о диалоге цивилизаций. Он вполне культурный человек, но с другим менталитетом, другой "механикой" мышления. Есть университет мусульманского мира, где работают философы, которые являются авторитетами в своей области.
Созывается конференция "Ислам против террора", но будет опять так же, как на последнем гражданском форуме: поаплодируют, осудят с оговорками. Мы должны провести главный диалог, должны сказать то, о чем пишет Кузнецов. Я обращаю ваше внимание на слова Кузнецова, высказанные им в его программе "Президент": "Я считаю, что наша работа диктуется разумом и волей Творца. Различные конфессии имеют различные имена для Творца, который здесь называется разумом. Человек в своем научном творчестве постигает волю, провидение и нуждается в поддержке иерархов всех церквей".
Не все знают, что Бен Ладен представляет дьявольщину. Это не фундаментализм. Террористы извратили Коран. Первый грех по Корану не то, что Адам познал Еву, а что Каин убил Авеля. Всякое смертоубийство по Корану является грехом. Я убедился, участвуя во многих конгрессах на Кавказе — в Пятигорске, во Владикавказе — и имея научные связи с учеными Кавказа, что религию почти не знают те, которые заняты террором от имени Аллаха и Бога.
Э.М. Андреев