По русской литературе хх в. (2 ч.)

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ В. (2 Ч.)

4 КУРС

1. Художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать».

2. Национально-религиозные основы поэзии С. Есенина

3. Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского.

4. «Мы» Е. Замятина как роман-антиутопия

5. Идейно-эстетические особенности поэтического цикла М. Цветаевой «Лебединый стан»

6. Тема гражданской войны в официальной и альтернативной литературе (на материале романов А. Фадеева, Дм. Фурманова, Серафимовича, Р. Гуля, И. Шмелева и др. – по подгруппам.

7. Авторская позиция в цикле новелл И. Бабеля «Конармия»

8. Изображение народной судьбы в «Тихом Доне» М. Шолохова (4 ч).

9. «Поднятая целина» Шолохова: попытка непредвзятого прочтения.

10. Социально-исторические противоречия постреволюционной эпохи в контексте платоновских идей («Чевенгур»).

11. Трагедия как жанровая основа и доминирующий пафос в творчестве

А. Платонова 1930-х гг. («Чевенгур», «Котлован»).

12. Сатира 1920-30-х годов (М. Зощенко, М. Булгаков, А. Платонов, Н. Эрдман, Е. Шварц и др.) – семинар.

13. Философская проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

14. Образно-смысловая структура романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

15. Мир и человек в литературе Русского Зарубежья (Г. Газданов «Вечер у Клэр»).

16. Трагедия творческого сознания в романе В. Набокова «Защита Лужина»

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ

В. МАЯКОВСКОГО

1. «…Какими Голиафами я зачат – такой большой и такой ненужный?»: истоки творчества В. Маяковского.

2. Маяковский и футуризм*.

3. Место поэзии и поэта в жизни: основные задачи для «литературной братии», роль поэта в истории, действенная сила поэзии.

4. Метафоричность как основное художественное средство создания образа поэзии в лирике Маяковского, др. средства.

5. Традиции и новаторство В. Маяковского в трактовке темы поэта и поэзии (сравнительная характеристика стихотворений А.С. Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) и В.Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926)).

Литература

Маяковский В.В. Братья писатели; Приказ по армии искусств; Поэт рабочий; Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче; Разговор с фининспектором о поэзии; Во весь голос.

Творческая индивидуальность писателя: Феномен мифоположенности. В. Маяковский // Русская литература ХХ века: поиск ориентиров. Часть 1. Мифы и реалии. Книга для учителя/ под ред. А.Б. Удодова. – Воронеж: ВГПУ, 1995. – С. 90 – 115.

Гаспаров М.Л. Ритм и синтаксис: происхождение «лесенки» Маяковского // Проблемы структурной лингвистики, 1979. – М., 1981.

Михайлов Ал. Точка пули в конце. Жизнь Владимира Маяковского. – М., 1993.

РУССКАЯ САТИРА 1920-30-х гг.

(на материале «Рассказов Назара Ильича,

Господина Синебрюхова» М. Зощенко)

Почему в советском государстве официальное отношение к сатирическим жанрам и писателям-сатирикам было двойственным или даже резко негативным?

2. В чем состоял драматизм личной и творческой судьбы М. Зощенко?

3. Особенности художественных ориентиров писателя (что привело его к «Серапионовым братьям»? почему М. Зощенко отказывался от репутации юмориста? Каким образом относится к его творчеству определение «философское»?)

4. Развитие типа «маленький человек» в цикле рассказов о г-не Синебрюхове. Синебрюхов как явление советской действительности.

5. Языковой комизм рассказов М. Зощенко.

Литература

1. Зощенко М. Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова.

2. Ершов Л. Из истории советской сатиры: Зощенко и сатирическая проза 1920 – 40-х годов. – Л.: Наука, 1973 – 155 с.

3. Сарнов Б., Чуковская Е. Случай с Зощенко: Повесть в письмах и документах с прологом и эпилогом: 1946 – 1958 // Юность. – 1988. - № 8.

4. Творчество М. Зощенко в оценке эмигрантской критики // Дружба народов. – 1993. - № 8.

5. Томашевский Ю. Рассказы и повести Михаила Зощенко. – М., 1979.

6. Чудакова М. Поэтика М. Зощенко. – М., 1979.

РУССКАЯ САТИРА 1920-30-х гг.

(на материале драматургии и прозы А. Платонова)

РУССКАЯ САТИРА 1920-30-х гг.

(на материале пьес Н. Эрдмана «Мандат» и «Самоубийца»)

РУССКАЯ САТИРА 1920-30-х гг.

(на материале драматургии Е. Шварца)

Сатира 1920-х – 1930-х годов

(на материале «Рассказов Назара Ильича,

Философская проблематика

Идейно-эстетические особенности поэтического цикла

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ

А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»

1. Творческая история поэмы А. Блока «Двенадцать».

2. Изображение событий октябрьской революции в природных образах-символах. Символика цвета в поэме.

3. Композиция поэмы, ее повествовательные уровни.

4. «Частные» судьбы героев поэмы (Катька, Ванька, Петруха). Какое отношение к революции имеет любовная драма героев?

5. «Старый» и «новый» мир. В чем трагизм образа красногвардейцев в поэме?

6. Смысл названия поэмы А. Блока.

7. Трактовки образа Христа в поэме «Двенадцать»: почему явление Христа в финале не поддается бесспорной расшифровке?

8. Жанровые и ритмико-стилистические особенности поэмы.

Литература

Крышук Н. Открой мои книги…Разговор о Блоке. – Л., 1986.

Максимов Д. Поэзия и проза А. Блока. – Л., 1981.

Орлов В. Гамаюн: Жизнь и творчество Александра Блока. – М., 1980.

Приходько И. Мифопоэтика А. Блока: Историко-культурный и мифологический комментарий к драмам и поэмам. – Владимир, 1994.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ В. (2 Ч.)

4 КУРС

1. Художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать».

2. Национально-религиозные основы поэзии С. Есенина

3. Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского.

4. «Мы» Е. Замятина как роман-антиутопия

5. Идейно-эстетические особенности поэтического цикла М. Цветаевой «Лебединый стан»

6. Тема гражданской войны в официальной и альтернативной литературе (на материале романов А. Фадеева, Дм. Фурманова, Серафимовича, Р. Гуля, И. Шмелева и др. – по подгруппам.

7. Авторская позиция в цикле новелл И. Бабеля «Конармия»

8. Изображение народной судьбы в «Тихом Доне» М. Шолохова (4 ч).

9. «Поднятая целина» Шолохова: попытка непредвзятого прочтения.

10. Социально-исторические противоречия постреволюционной эпохи в контексте платоновских идей («Чевенгур»).

11. Трагедия как жанровая основа и доминирующий пафос в творчестве

А. Платонова 1930-х гг. («Чевенгур», «Котлован»).

12. Сатира 1920-30-х годов (М. Зощенко, М. Булгаков, А. Платонов, Н. Эрдман, Е. Шварц и др.) – семинар.

13. Философская проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

14. Образно-смысловая структура романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

15. Мир и человек в литературе Русского Зарубежья (Г. Газданов «Вечер у Клэр»).

16. Трагедия творческого сознания в романе В. Набокова «Защита Лужина»

Наши рекомендации