По русской литературе хх в. (2 ч.)
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ В. (2 Ч.)
4 КУРС
1. Художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать».
2. Национально-религиозные основы поэзии С. Есенина
3. Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского.
4. «Мы» Е. Замятина как роман-антиутопия
5. Идейно-эстетические особенности поэтического цикла М. Цветаевой «Лебединый стан»
6. Тема гражданской войны в официальной и альтернативной литературе (на материале романов А. Фадеева, Дм. Фурманова, Серафимовича, Р. Гуля, И. Шмелева и др. – по подгруппам.
7. Авторская позиция в цикле новелл И. Бабеля «Конармия»
8. Изображение народной судьбы в «Тихом Доне» М. Шолохова (4 ч).
9. «Поднятая целина» Шолохова: попытка непредвзятого прочтения.
10. Социально-исторические противоречия постреволюционной эпохи в контексте платоновских идей («Чевенгур»).
11. Трагедия как жанровая основа и доминирующий пафос в творчестве
А. Платонова 1930-х гг. («Чевенгур», «Котлован»).
12. Сатира 1920-30-х годов (М. Зощенко, М. Булгаков, А. Платонов, Н. Эрдман, Е. Шварц и др.) – семинар.
13. Философская проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
14. Образно-смысловая структура романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
15. Мир и человек в литературе Русского Зарубежья (Г. Газданов «Вечер у Клэр»).
16. Трагедия творческого сознания в романе В. Набокова «Защита Лужина»
ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ
В. МАЯКОВСКОГО
1. «…Какими Голиафами я зачат – такой большой и такой ненужный?»: истоки творчества В. Маяковского.
2. Маяковский и футуризм*.
3. Место поэзии и поэта в жизни: основные задачи для «литературной братии», роль поэта в истории, действенная сила поэзии.
4. Метафоричность как основное художественное средство создания образа поэзии в лирике Маяковского, др. средства.
5. Традиции и новаторство В. Маяковского в трактовке темы поэта и поэзии (сравнительная характеристика стихотворений А.С. Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) и В.Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926)).
Литература
Маяковский В.В. Братья писатели; Приказ по армии искусств; Поэт рабочий; Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче; Разговор с фининспектором о поэзии; Во весь голос.
Творческая индивидуальность писателя: Феномен мифоположенности. В. Маяковский // Русская литература ХХ века: поиск ориентиров. Часть 1. Мифы и реалии. Книга для учителя/ под ред. А.Б. Удодова. – Воронеж: ВГПУ, 1995. – С. 90 – 115.
Гаспаров М.Л. Ритм и синтаксис: происхождение «лесенки» Маяковского // Проблемы структурной лингвистики, 1979. – М., 1981.
Михайлов Ал. Точка пули в конце. Жизнь Владимира Маяковского. – М., 1993.
РУССКАЯ САТИРА 1920-30-х гг.
(на материале «Рассказов Назара Ильича,
Господина Синебрюхова» М. Зощенко)
Почему в советском государстве официальное отношение к сатирическим жанрам и писателям-сатирикам было двойственным или даже резко негативным?
2. В чем состоял драматизм личной и творческой судьбы М. Зощенко?
3. Особенности художественных ориентиров писателя (что привело его к «Серапионовым братьям»? почему М. Зощенко отказывался от репутации юмориста? Каким образом относится к его творчеству определение «философское»?)
4. Развитие типа «маленький человек» в цикле рассказов о г-не Синебрюхове. Синебрюхов как явление советской действительности.
5. Языковой комизм рассказов М. Зощенко.
Литература
1. Зощенко М. Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова.
2. Ершов Л. Из истории советской сатиры: Зощенко и сатирическая проза 1920 – 40-х годов. – Л.: Наука, 1973 – 155 с.
3. Сарнов Б., Чуковская Е. Случай с Зощенко: Повесть в письмах и документах с прологом и эпилогом: 1946 – 1958 // Юность. – 1988. - № 8.
4. Творчество М. Зощенко в оценке эмигрантской критики // Дружба народов. – 1993. - № 8.
5. Томашевский Ю. Рассказы и повести Михаила Зощенко. – М., 1979.
6. Чудакова М. Поэтика М. Зощенко. – М., 1979.
РУССКАЯ САТИРА 1920-30-х гг.
(на материале драматургии и прозы А. Платонова)
РУССКАЯ САТИРА 1920-30-х гг.
(на материале пьес Н. Эрдмана «Мандат» и «Самоубийца»)
РУССКАЯ САТИРА 1920-30-х гг.
(на материале драматургии Е. Шварца)
Сатира 1920-х – 1930-х годов
(на материале «Рассказов Назара Ильича,
Философская проблематика
Идейно-эстетические особенности поэтического цикла
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ
А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»
1. Творческая история поэмы А. Блока «Двенадцать».
2. Изображение событий октябрьской революции в природных образах-символах. Символика цвета в поэме.
3. Композиция поэмы, ее повествовательные уровни.
4. «Частные» судьбы героев поэмы (Катька, Ванька, Петруха). Какое отношение к революции имеет любовная драма героев?
5. «Старый» и «новый» мир. В чем трагизм образа красногвардейцев в поэме?
6. Смысл названия поэмы А. Блока.
7. Трактовки образа Христа в поэме «Двенадцать»: почему явление Христа в финале не поддается бесспорной расшифровке?
8. Жанровые и ритмико-стилистические особенности поэмы.
Литература
Крышук Н. Открой мои книги…Разговор о Блоке. – Л., 1986.
Максимов Д. Поэзия и проза А. Блока. – Л., 1981.
Орлов В. Гамаюн: Жизнь и творчество Александра Блока. – М., 1980.
Приходько И. Мифопоэтика А. Блока: Историко-культурный и мифологический комментарий к драмам и поэмам. – Владимир, 1994.
ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХХ В. (2 Ч.)
4 КУРС
1. Художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать».
2. Национально-религиозные основы поэзии С. Есенина
3. Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского.
4. «Мы» Е. Замятина как роман-антиутопия
5. Идейно-эстетические особенности поэтического цикла М. Цветаевой «Лебединый стан»
6. Тема гражданской войны в официальной и альтернативной литературе (на материале романов А. Фадеева, Дм. Фурманова, Серафимовича, Р. Гуля, И. Шмелева и др. – по подгруппам.
7. Авторская позиция в цикле новелл И. Бабеля «Конармия»
8. Изображение народной судьбы в «Тихом Доне» М. Шолохова (4 ч).
9. «Поднятая целина» Шолохова: попытка непредвзятого прочтения.
10. Социально-исторические противоречия постреволюционной эпохи в контексте платоновских идей («Чевенгур»).
11. Трагедия как жанровая основа и доминирующий пафос в творчестве
А. Платонова 1930-х гг. («Чевенгур», «Котлован»).
12. Сатира 1920-30-х годов (М. Зощенко, М. Булгаков, А. Платонов, Н. Эрдман, Е. Шварц и др.) – семинар.
13. Философская проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
14. Образно-смысловая структура романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
15. Мир и человек в литературе Русского Зарубежья (Г. Газданов «Вечер у Клэр»).
16. Трагедия творческого сознания в романе В. Набокова «Защита Лужина»