По русской литературе XIX века (ч. II)

Тема: Реалистическая природа конфликта в пьесах А.Н.Островского («Гроза» и «Бесприданница»)

План

1 Н. Добролюбов об особенностях конфликта в «пьесах жизни» Островского.

2 Социальная природа основного конфликта, усложненная любовной интригой.

2.1 Семейно-бытовая разновидность социального конфликта в «Грозе». Сопоставление и противопоставление характеров в пьесе. Акцентирование типичности семейных устоев в доме Кабанихи с помощью монолога Кулигина, затяжной экспозиции. Нравственное противоборство Катерины с темным царством. Психологический накал завязки (монолог с ключом) и кульминации (публичное признание в измене). Победа над самодурной силой, купленная ценой жизни героини. Историзм в изображении столкновения деспотизма и стихийного порыва к свободе. Симптомы грядущего краха старого мира.

2.2 Нравственно-психологическая разновидность социального конфликта в «Бесприданнице». Новые типы купцов. Соотнесенность образов Ларисы и Робинзона (сходство положения «вещи»). Исходное душевное состояние героини – «на распутье» – как момент, предлагающий движение. Усложнение психологической мотивации поступков; активное использование психологических ремарок, функций пейзажа, музыки в раскрытии внутреннего мира Ларисы. Случайность драматической развязки. Смысл финала пьесы.

Домашняя лабораторная работа

Выписать из статей Н.Добролюбова «Темное царство» и «Луч света в темном царстве» суждения критика о своеобразии конфликта в произведениях Островского. Опираясь на текст указанных пьес, учитывая наблюдения исследователей творчества драматурга, определить природу конфликта, этапы и условия его развития.

Список литературы

1 Островский А.Н. Гроза. Бесприданница (любые издания).

2 Добролюбов Н.А. Темное царство. Луч света в темном царстве (рабочие записи).

3 Писарев Д.И. Мотивы русской драмы (гл. 1-4). (Любое издание) (рабочие записи).

4 Чернышевский Н.Г. Бедность не порок (Любое издание) (рабочие записи).

5 Анастасьев А.И. «Гроза» Островского. М., 1975.

6 Журавлева А.И. Островский-комедиограф. М., 1981.

7 Костелянец Б.О. «Бесприданница» А.Н.Островского. Л., 1982.

8 Лакшин В.А. А.Н.Островский. М., 1982.

9 Лобанов М.П. Островский. М., 1979.

10 А.Н.Островский в воспоминаниях современников. М., 1966.

11 Ревякин А.И. Искусство драматургии Островского. М., 1974.

12 Драма островского «Гроза» в русской критике. Л., 1990.

13 Лебедев Ю. Россия 1870-х – 1880-х гг. и художественный мир «Бесприданницы» Островского //Литература в школе. 1996. № 4, 5.

Тематический план курса

«История русской литературы XIX века (ч. II)»

Таблица 2 – 5 семестр

Наименование темы Лекции Практич. СРС
1 творчество Г.И.успенского 2 Творчество Ф.М.Достоевского 3 Творчество Л.н.Толстого 4 Литература 1880 – 1890-х годов 5 Творчество В.М.гаршина 6 Творчество В.Г.короленко 7 Творчество А.П.Чехова      
всего  

Содержание курса

1 своеобразие реализма Г.успенского. «Нравы Растеряевой улицы». Восприятие их персонажами пореформенного времени. Особенности бытовых зарисовок и портретных характеристик, роль диалога. «Власть земли». Противоречивость позиции писателя. Образ ивана Босых.

2 Социально-исторические корни мировоззрения Ф.М.Достоевского. Тема петербурга в произведениях 1840-х годов. Мир бедных людей в «Бедных людях». «Униженные и оскорбленные». Первый опыт большого социально-психологического романа. Чернышевский и Добролюбов о романе. «Преступление и наказание» как «роман-испытания» (Бахтин). Проблема преступления как философско-этическая. Раскольников как герой-идеолог, всемирно-исторический масштаб его души. Проблема жанрового своеобразия позднего романа Достоевского: «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы».

3 Личность Л.Н.Толстого. Начало литературной деятельности. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». «Диалектика души» как объект психологического анализа и как художественный метод. Чернышевский о раннем Толстом. «Севастопольские рассказы». Внутреннее единство цикла: идейно-художественное своеобразие каждого из рассказов. Формирование толстовского взгляда на историю. «Война и мир». Уникальность романа в русской и мировой литературе нового времени. «Анна Каренина». Со- и противопоставленность линий Левина и Анны в сюжете. «Воскресение» как нравственный итог столетия. Драматургия Л.Н.толстого. Черты реализма «позднего» Толстого.

4 Нравственно-религиозные искания эпохи. Итоги развития русского классического реализма XIX века как реализма исторического. Судьбы эпических жанров в 80 – 90-е годы. Поэтическое наследие Пушкина, Лермонтова, Некрасова в восприятии поэтов 80 – 90-х годов. Становление символизма в поэзии конца века. Человеческие характеры и конфликты эпохи в драматургии 80 – 90-х годов.

5 Творчество гаршина – одно из проявлений своеобразия развития реализма в последней трети XIX века. Антивоенная тема в рассказах «Четыре дня», «Трус», «Денщик и офицер». Прославление подвига самоотверженности как «высшей красоты человеческого духа». Условно-аллегорическая форма рассказов «Красный цветок», «Attalea princeps».

6 Личность Короленко. Повесть «В дурном обществе». Изжитость старых нравственных понятий. Повесть «Слепой музыкант». Проблема полноты и цельности человеческого существования. Синтез реализма и романтизма в творчестве Короленко. Короленко и М.Горький.

7 Периодизация творчества А.П.Чехова. Особенности чеховской юмористики. Широта и единство воссоздания в раннем творчестве писателя русской жизни («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев»). Произведения Чехова второй половины 80-х годов: «Тоска», «Счастье», «Припадок», «Огни». Проблема человеческого счастья в повести «Степь». Драматическое новаторство Чехова. Внутренне движение чеховской драматургии: «Чайка» – «Дядя Ваня» – «Три сестры» – «Вишневый сад». Связь драматургии и повествовательной прозы Чехова. Мировое значение чеховского творчества.

Вопросы к экзамену

Наши рекомендации