Социальная стратификация по п.сорокину.
В данной социальной пирамиде постоянно происходит социальная миграция. Для каждого государства контингент людей, входящих в социальные слои будет свой специфический. Скажем, средний средний уровень для России может характеризоваться как низший средний или низший высший для Германии.
По определению Маркса к классам относятся: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, промышленные капиталисты и наемные рабочие (пролетарии).
Касты сохранились в некоторых странах. Так в Индии существуют касты: брахманов, кштариев, шудра, неприкасаемых.
К сословиям принято относить: дворянство, духовенство, купечество, мещанство и, для России, казачество.
Профессионально-образовательную структуру следует рассматривать как относительно устойчивое образование, объединяющее работников, закрепленных за определенными, конкретными видами труда или их разновидностями, обусловленными уровнем развития производительных сил, а также функциональными особенностями предприятий и учреждений, принадлежащих к различным отраслям экономики, и имеющих необходимое общее и профессиональное образование.
В условиях современного научно-технического прогресса развитие производительных сил, внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производства, быстрый рост энерговооруженности труда, химизация многих отраслей хозяйства вызывают качественные изменения в содержании труда населения и соответственно в профессионально-образовательной структуре, повышается ее динамичность. На современном этапе развития производства происходит постепенное сокращение сроков существования многих профессий. Быстрый рост новых профессий — результат технического прогресса в старых отраслях и зарождение новых отраслей экономики. В ряде стран выделяются определенные диспропорции между профессиональной структурой и местом приложения труда.
Социально-демографическую структуру общества составляет совокупность общественных групп его населения, выделяющихся на основе социально-биологических признаков, и соответствующие взаимоотношения между ними в процессе их воспроизводства.
В социально-демографической структуре общества выделяется три типа общественных групп. К первому типу относятся общественные группы, вычленяемые в основном по таким признакам, как пол и возраст. Понятно, что указанные группы нельзя рассматривать лишь как демографические, они являются социально-демографическими группами. Все эти указанные группы людей непосредственно входят в классы, страты и другие социальные группы, имеющиеся в обществе. Именно на этой основе перекрещивания демографических структур с другими общественными структурами формируется особый второй тип социально-демографических групп (женщины-служащие, мужчины-рабочие и т.д.). Третий, особый тип общественных групп, выделяемых в структуре населения, является просто демографическим и складывается из таких групп, как женщины фертильного возраста, женщины-одиночки, матери-одиночки, многодетные матери.
Экологическое бытие - это сложная система природных и общественных явлений и процессов, которые развиваются сопряженно, оказывают обоюдное влияние на эволюцию друг друга. Ее развитие происходит не только в результате стихийного действия сил природы, естественной эволюции, но и в результате взаимодействия технологических процессов и всей совокупности общественных факторов. С одной стороны, общество существенно преобразует окружающую среду, с другой стороны - сложившаяся экологическая обстановка воздействует на развитие общества.
Современный этап в развитии взаимодействия общества и природы характеризуется не только резким увеличением воздействия человека на природу, но и качественно новым характером этого влияния. Грубое вмешательство в природу, особенно в условиях современной научно-технической революции, приводит к нарушению естественного равновесия, экологического баланса, то есть к тем необратимым изменениям в природной среде, которые отрицательно сказываются на обществе, человеке и его деятельности. Население уже столкнулось с этими последствиями, называемым экологическим кризисом, и страдает от них.
Основные причины экологического кризиса - противоречия между потребностями общества в развитии и материально-техническими, социально-экономическими, культурно-интеллектуальными возможностями их удовлетворения без ущерба природе.
Под политическим бытием общества следует понимать сферу отношений между большими социальными группами по поводу социальной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношение государства с другими государствами на международной арене.
Основой формирования политической системы является появление классов и социально-классовых отношений. На этом фундаменте возникают политические отношения, т.е. отношения классов и социальных групп по поводу государственной власти, специальные институты, партии, учреждения, организации, политическое сознание. Главным институтом политической системы безусловно является государство.
Гегель утверждал, что «Государство, настоящее правительство, возникает лишь тогда, когда уже существуют различия сословий, когда богатство и бедность становятся очень велики, и когда возникают такие отношения, при которых огромная масса уже не может удовлетворять свои потребности, как она привыкла».
По Гоббсу государство есть результат общественного договора. Фома Аквинский видит в государстве творение Бога. Энгельс заявляет, что государство — продукт общества на определенном этапе развития. Государство, порожденное обществом, стало над обществом, отдалилось от него. По Марксу «Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку происходит деление общества на классы».
На наш взгляд, государство можно определить как политический институт, призванный обеспечивать интегрированность общества, но одновременно выполняющий и специфические задачи тех социальных групп, которые его возглавляют. Другими словами государство выражает, прежде всего, интересы господствующего класса и слоев общества. В литературе можно встретить и такое определение: государство — это особая политическая организация общества, обладающая публичной властью, суверенитетом, и придающая своим велениям обязательную силу для всего населения страны.
Государство в большей или меньшей степени является выразителем воли своих граждан (защита от внешних врагов, охрана общественного порядка, экономическое развитие и т.д.) С другой стороны гражданам предоставляется возможность свободно решать частные вопросы в негосударственных сферах. Государство бывает демократичным, когда учитывает интересы населения и предоставляет ему свободу, а в том случае, когда государство распространяет свои веления на все сферы человеческой, жизнедеятельности, то перед нами тоталитарное государство. По терминологии К.Поппера, эти два общества можно рассматривать как открытое и закрытое. Закрытое — тоталитарное, открытое – гражданское общество, в котором население не только имеет права, но и принимает личные решения и их реализовывает.
Вообще под гражданским обществом принято понимать такую организацию политической системы, в которой люди ограждены законами от прямого вмешательства и жесткой регламентации своей деятельности со стороны государственной власти, дающую широкие возможности для проявления инициативы для всех слоев населения, для формирования различных ассоциаций и институтов. Что же касается правового государства - это государство, в котором неукоснительно соблюдаются права граждан, политическая власть строит свои взаимоотношения с индивидами как субъектами права. Различные страны к формированию гражданского общества и правового государства пришли через преодоление больших трудностей в своем историческом развитии.
Вопросы для повторения
1. Что такое общество? Какие теоретические модели общества разрабатывались в истории?
2. Из каких структурных элементов состоит общество, и каковы основания их выделения?
3. Чем отличается теория социальной стратификации от теории социально-классовой структуры общества?
4. Что такое «общественное бытие и каковы его формы?
5. Какова взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания?
Литература
1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.,1989.
2. Кутырев В.А. Современное социальное познание. М.,1998
3.Шевченко В.П. Социально-философский анализ развития общества. М.,1984.
Глава II