Закон подчинения воображения наблюдению
Вступает в силу на третьем, позитивном этапе. Наука должна отвечать на вопрос «как?», а не «почему?». Воображение должно уступить место наблюдению. Наблюдение—универсальный метод приобретения знаний.
Третий закон—энциклопедический закон
Состоит в том, что философия должна систематизировать и обобщать знание.
Классификация наук
От простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому (по времени возникновения)
1. Математика
2. Астрономия
3. Физика
4. Химия
5. Биология
6. Социология («социальная физика»)
7. Мораль
Социально политическая концепция Конта
«Социология»-- термин, изобретенный Контом. Социология, по замыслу Конта, должна была быть чем-то вроде социальной физики. Конт делил ее на три раздела: социальная статика, социальная динамика, социальная политика.
Социальная статика—изучает различные общественные институты (семья, государство, церковь) их место и роль в социальной системе. Семья—базовая ячейка общества, она учит человека жить для других, преодолевая природный эгоизм. Государство – орган сохранения социальной солидарности. В идеальном государстве моральная и политическая функция власти должны быть разъединены (государство/церковь). На роль интеллектуальной сердцевины будущей «церкви» Конт предлагал свое учение, которое должно будет обзавестись гражданскими обычаями и обрядами. Название этой религии—«социолатрия» (поклонение обществу).
Социальная динамика . Изучает общество и его институты в развитии. Основополагающая идея ее—прогресс. Развитие человечества идет по закону трех стадий. До 1300 --- теологическая (в три этапа: фетишизм, политеизм, монотеизм—это он «украл» у Гегеля). 1300-1800—метафизическая. Начало 19 века – «промышленная», позитивная стадия.
Социальная политика Ее основной задачей Конт считал превращение позитивной философии в религию человечества. Здесь огромную рол должны сыграть ученые и артисты, трансформированные в «позитивных священников». В итоге их деятельности все народы мира объединятся во Всемирную Федерацию со столицей в Париже (где же еще!). Силу, которая должна осуществить все эти деяния Конт видел в пролетариате, но в отличие от марксистов институт частной собственности считал священным.
Герберт Спенсер (1820-1903)
Учение о познаваемом и непознаваемом
Своей задачей Спенсер считал примирить религию и науку, почву для этого он видел в агностицизме.
О познаваемом и непознаваемом
Непознаваемое По Спенсеру, существуют проблемы перед которыми и наука и религия бессильны, что снимает противоречие между ними. Таков вопрос о происхождении мира (мы не можем вообразить как материя была сотворена из ничего, равно как мы не можем вообразить, что Вселенная существует бесконечно), вопрос о материи – делима она до бесконечности или существуют какие- то неделимые частицы—ни того ни другого мы представить не можем. Также бессмыслен спор между материалистами и идеалистами—обе стороны думают, что понимают то, чего ни один человек понять не может. Никакие исследования психологии не приведут к конечной природе духа, ни один физик никогда не постигнет материи.
Познаваемое Наука должна не доискиваться сущности вещей, а изучать внешние явления, находить постоянные соотношения между ними—законы.
Классификация наук
Спенсер развил классификацию Конта, разбив науки на две группы:
1. Науки, изучающие формы, в которых явления предстают перед нами (абстрактные науки—математика, логика)
2. Науки изучающие сами явления (абстрактно-конкретные: механика, физика, химия,
Конкретные: астрономия, геология, биология, психология, социология)
Задача философии—объединенное знание (как у Конта).
Учение об эволюции
Основной закон развития, присущий всем явлениям, и обеспечивающий, требуемое философией единство знания,-- закон эволюции.
В эволюции Спенсер различает три момента:
1. Переход от бессвязности к связности: интеграция вещества, возникновение организмов, образование общих понятий в сознании (объединяют в себе разрозненные восприятия).
2. Дифференциация, переход от однородного к разнородному: небесные тела в солнечной системе, выделение специализированных клеток в организме, разделение труда в обществе.
3. Возрастание порядка, переход от неопределенному к определенному: упорядоченность живого организма, общества.
Конечным этапом эволюции является равновесие (например равновесие консервативных и прогрессивных сил в обществе). Но это равновесие не длится вечно и сменяется разложением. Эры эволюции и разложения чередуются между собой, так совершается вечный круговорот.
Дополнение