Закон подчинения воображения наблюдению

Вступает в силу на третьем, позитивном этапе. Наука должна отвечать на вопрос «как?», а не «почему?». Воображение должно уступить место наблюдению. Наблюдение—универсальный метод приобретения знаний.

Третий закон—энциклопедический закон

Состоит в том, что философия должна систематизировать и обобщать знание.

Классификация наук

От простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древнего к новому (по времени возникновения)

1. Математика

2. Астрономия

3. Физика

4. Химия

5. Биология

6. Социология («социальная физика»)

7. Мораль

Социально политическая концепция Конта

«Социология»-- термин, изобретенный Контом. Социология, по замыслу Конта, должна была быть чем-то вроде социальной физики. Конт делил ее на три раздела: социальная статика, социальная динамика, социальная политика.

Социальная статика—изучает различные общественные институты (семья, государство, церковь) их место и роль в социальной системе. Семья—базовая ячейка общества, она учит человека жить для других, преодолевая природный эгоизм. Государство – орган сохранения социальной солидарности. В идеальном государстве моральная и политическая функция власти должны быть разъединены (государство/церковь). На роль интеллектуальной сердцевины будущей «церкви» Конт предлагал свое учение, которое должно будет обзавестись гражданскими обычаями и обрядами. Название этой религии—«социолатрия» (поклонение обществу).

Социальная динамика . Изучает общество и его институты в развитии. Основополагающая идея ее—прогресс. Развитие человечества идет по закону трех стадий. До 1300 --- теологическая (в три этапа: фетишизм, политеизм, монотеизм—это он «украл» у Гегеля). 1300-1800—метафизическая. Начало 19 века – «промышленная», позитивная стадия.

Социальная политика Ее основной задачей Конт считал превращение позитивной философии в религию человечества. Здесь огромную рол должны сыграть ученые и артисты, трансформированные в «позитивных священников». В итоге их деятельности все народы мира объединятся во Всемирную Федерацию со столицей в Париже (где же еще!). Силу, которая должна осуществить все эти деяния Конт видел в пролетариате, но в отличие от марксистов институт частной собственности считал священным.

Герберт Спенсер (1820-1903)

Учение о познаваемом и непознаваемом

Своей задачей Спенсер считал примирить религию и науку, почву для этого он видел в агностицизме.

О познаваемом и непознаваемом

Непознаваемое По Спенсеру, существуют проблемы перед которыми и наука и религия бессильны, что снимает противоречие между ними. Таков вопрос о происхождении мира (мы не можем вообразить как материя была сотворена из ничего, равно как мы не можем вообразить, что Вселенная существует бесконечно), вопрос о материи – делима она до бесконечности или существуют какие- то неделимые частицы—ни того ни другого мы представить не можем. Также бессмыслен спор между материалистами и идеалистами—обе стороны думают, что понимают то, чего ни один человек понять не может. Никакие исследования психологии не приведут к конечной природе духа, ни один физик никогда не постигнет материи.

Познаваемое Наука должна не доискиваться сущности вещей, а изучать внешние явления, находить постоянные соотношения между ними—законы.

Классификация наук

Спенсер развил классификацию Конта, разбив науки на две группы:

1. Науки, изучающие формы, в которых явления предстают перед нами (абстрактные науки—математика, логика)

2. Науки изучающие сами явления (абстрактно-конкретные: механика, физика, химия,

Конкретные: астрономия, геология, биология, психология, социология)

Задача философии—объединенное знание (как у Конта).

Учение об эволюции

Основной закон развития, присущий всем явлениям, и обеспечивающий, требуемое философией единство знания,-- закон эволюции.

В эволюции Спенсер различает три момента:

1. Переход от бессвязности к связности: интеграция вещества, возникновение организмов, образование общих понятий в сознании (объединяют в себе разрозненные восприятия).

2. Дифференциация, переход от однородного к разнородному: небесные тела в солнечной системе, выделение специализированных клеток в организме, разделение труда в обществе.

3. Возрастание порядка, переход от неопределенному к определенному: упорядоченность живого организма, общества.

Конечным этапом эволюции является равновесие (например равновесие консервативных и прогрессивных сил в обществе). Но это равновесие не длится вечно и сменяется разложением. Эры эволюции и разложения чередуются между собой, так совершается вечный круговорот.

Дополнение

Наши рекомендации