В курсе для закрепления полученных знаний по теме предусмотрено семинарское занятие по проблемам философии Древнего Востока и Античности (см. методические указания по семинарским занятиям).

Вопросы для самоконтроля:

1. Определите особенные черты философии Древнего Востока.

2. Дайте характеристику философским достижениям Древнего Египта или Вавилона.

3. Представьте основные философские идеи материалистических школ Древней Индии (вайшешика, локаята).

4. Назовите этические идеи конфуцианства.

5. Определите отличительные черты конфуцианства и неоконфуцианства.

6. Изложите содержание философских идей лигизма. Можно ли назвать лигистов основоположниками демократии?

7. Определите вклад моистов и поздних моистов в решение проблемы познания истинной картины мира.

8. Назовите основные черты античной философии.

9. .Определите основные школы Древней Греции.

10. Укажите особенности материализма Древней Греции и Рима.

11. Докажите, что античная философия носит космоцентричный характер.

12. Дайте представление о софистах.

13. Раскройте философские идеи Пифагора и его учеников.

14. Определите основные идеи философии Сократа. Каково, по-вашему, значение сократовской философии?

15. Осветите проблема человека и общества в философии античности.

16. Представьте решение проблемы метода познания античными философами.

17. Раскройте диалектику формы и содержания в наследии Платона и Аристотеля.

18. Расскажите об идеальном государстве Платона. Сравните его с моделью оптимального государства Аристотеля.

19. Расскажите об атомистических гипотезах мыслителей Древней Греции и Рима.

Вопросы для проверки знаний в форме контрольной работы

1. Прочтите изречение и дайте ответ на вопрос. «Дао рождает (вещи), дэ вскармливает их. Телесность придает вещам форму, благодаря силам (инь и ян) вещи достигают завершенности». Объясните взаимосвязь категорий ДАО, ДЭ. К какому из них относится признак телесности и почему?

2. Прочитайте отрывок и дайте ответ на вопрос. «Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма». Откуда, на ваш взгляд, данный отрывок? К какому философскому направлению относится это учение? Представьте его суть.

3. Что означает принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды»? В чем его социально-философский смысл?

4. «Превращение в противоположное – это движение ДАО». Что такое дао? Как называется приведенная закономерность? Кто из мыслителей Древнего Востока утверждал данное?

5. Прочтите высказывание и дайте ответ на вопрос. «Если умело держать вожжи, лошади побегут сами». Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? О каких принципах идет речь? Объясните суть изречения.

6. В чем суть учения Йоги? Определите общие черты буддизма и учения йоги.

Тест для самопроверки знаний:

1. Кто является основателем буддизма?

А) - Сиддхартха Гаутама 3) Кришна

Б) Чандрагупта 4) Мо-цзы

2. Что означает понятие "карма" в древнеиндийской философии?

А) божественная предопределенность

Б) обряд посвящения в высший жреческий сан

В) достижение высшего блаженства, возникающего после смерти

Г) поступки живого существа, определяющие его новое рождение

3. Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии:

а) карма в) сансара

б) дхарма г) мокша

4. «Эпоха, воюющих царств» нашла свое наибольшее отражение в:

а) моизме в) легизме

б) даосизме г) джайнизме

5. «Канон четырех благородных истин» - воплощает в себе суть какого учения?

А) буддизм в) брахманизм

Б) конфуцианство г) даосизм

6.Материалистическое учение в Древней Индии называлось:

а) джайнизм б) чарвака

в) буддизм в) моизм

7. Легизм воплотил в себе:

а) консерватизм

Б) осуществление резких социальных реформ

В) возврат к «золотому веку» прошлого

Г) идеалистическую направленность

8. В философии Востока по сравнению с философией Запада больше внимания уделяется:

а) духовному миру человека в) научно-техническому прогрессу

б) модернизации общества г) познанию внешнего мира

9. Высшее состояние, цель человеческих стремлений в буддизме:

А) нирвана г) карма

Б) дхарма д) сансара

10. Укажите, что является недопустимым в конфуцианстве:

А) сохранение традиций

Б) государственный консерватизм

В) резкие социальные реформы

Г) смена мировоззренческих установок

11. В каком понятии древнеиндийская философия выразила объективное начало?

А) Атман в) Брахман

Б) Дхарма г) карма

12.Основным философским принципом античной философии является:

антропоцентризм

космоцентризм

теоцентризм

софизм

13. Понятие диалектики как «искусство спора» ввел в философию

Пифагор

Сократ

Зенон

Цицерон

14. Главной проблемой, изучаемой элейской школой, была:

изучение космоса и природы,

изучение социальных проблем,

изучение проблемы истины.

15. Основоположником античной диалектики был:

Гераклит

Зенон

Аристотель

Платон

16. Понятие «материя» в философию ввел:

Платон

Гераклит

Протагор

Аристотель

17. Платон и Аристотель вели спор по вопросу:

первичности материи или идеи

природе истинного знания

единства формы и содержания.

18. Кто из античных философов сказал: «нельзя войти в одну и туже реку дважды»?

Зенон

Гераклит

Фалес

Анаксимандр.

19. Кто ввел в философию понятие «бытие»?

Протагор

Парменид

Ксенофан

Аристотель

20. Что такое гилозоизм?

учение о всеобщей одушевленной материи

учение о природе

учение о движении и его всеобщем характере

учение о государстве

21. Основоположником индуктивного метода познания является

Платон

Зенон

Аристотель

Сократ

22. Создателем первой версии теории вероятности (пробабилизм) был:

Эпикур

Карнеад

Пифагор

Пиррон

23. Основоположником атомистического учения является:

Демокрит

Левкипп

Анаксимандр

Ксенофан

24. Основы эволюционной теории заложил:

Фалес

Анаксимандр

Анаксимен

Демокрит

25. Кем из мыслителей было впервые употреблено понятие «долг» в рассуждении о человеке?

Зенон

Протагор

Ксенофан

Сократ

26. Кому из мыслителей принадлежат слова: «Человек есть мера всех вещей…»?

Протагору

Аристотелю

Пиррону

Сенеке

27. Кто из античных мыслителей связывал в один процесс знание и добродетель?

Платон

Аристотель

Сократ

Плотин

28. Кому принадлежат слова «Я знаю, что ничего не знаю»?

Зенон

Пиррон

Сократ

Платон

Наши рекомендации