Методические указания к семинарским занятиям

Планы семинарских занятий

Методические указания к семинарским занятиям

Семинары посвящены углубленному теоретическому изучению основных проблем курса и отработке практических навыков интерпретации факта, поиска и применения соответствующих источников литературы. Темы семинарских занятий уточняют и расширяют содержание тем курса, поэтому требуют глубокой теоретической подготовки.

Цель проведения семинаров – изучение материала через развитие навыков самостоятельной работы с актами и литературой. Формирования у студентов навыка выражения своих мыслей с использованием понятийно-категориального аппарата курса.

При подготовке к семинарскому занятию предлагается следующий алгоритм действий.

1. Внимательно прочитать заявленные для обсуждения вопросы.

2. В списке литературы, предложенных для изучения, найти акты и литературу соответствующую заявленной тематике.

3. Осуществить поиск литературы в библиотеке, глобальной сети и др.

4. Изучить литературу, определить в них соответствующие изучаемой теме разделы, главы, статьи, подробно прочитать, при необходимости сделать выписки или конспект.

5. Прочитать конспект лекции, раздел учебника и найти материал, на который есть ссылки в данных текстах.

6. Сделать конспект ответов на поставленные темой занятия вопросы; форму конспекта.

Логика построения занятия предполагает последовательное рассмотрение всех заявленных вопросов, поэтому, выборочная подготовка по отдельным вопросам семинара недопустима. В ходе занятия предусматривается подробное освещение пунктов плана, их коллективное обсуждение в виде дискуссий со ссылками на источники, аргументированным обоснованием собственной позиции и уважительного отношения к другому мнению. При ответе докладчиков учитывается полнота, научность, структурность и лаконичность изложения, а так вопросы, дополнения и замечания студентов с мест.

Поскольку основная деятельность студента в процессе изучения курса должна осуществляться самостоятельно, необходим ее регулярный текущий контроль, поэтому в начале каждого занятия проводиться экспресс-опрос, в конце занятия – взаимопроверка задач, после занятия – представление преподавателю конспекта.

П

Ланы семинарских занятий для заочной формы обучения

Практическое занятие № 1 (семинар)

Политические и правовые учения в классовых обществах

Древней Греции и Древнего Востока

1. Учения софистов.

2. Сократ о политике и договоре

3. Проекты «идеального государства» Платона

4. Аристотель о сущности политики, о праве и законе.

5. Политико-правовые взгляды школы жуцзя.

6. Политико-правовые взгляды школы моцзя.

7. Политико-правовые взгляды школы даосов.

Практическое занятие № 2 (семинар)

Политико-правовая мысль в конце ХХ в.

1. Современные теории естественного права

2. Неотомистические концепции естественного права (Ж. Маритен, Ж. Дабен)

3. Теория автономного естественного права Г. Райнера.

4. Естественное право как объективная ценность (Ф. Жени),

5. Естественное право как как родовая способность человека (М. Мид, А. Эдель)

6. Социологический подход к естественному праву (Ф. Селзник).

7. Теории возрожденного естественного права.

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине.

Содержание самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает две составные части: аудиторная самостоятельная работа и внеаудиторная.

Самостоятельная аудиторная работа включает написание конспекта учебной лекции с опорой на проблемные вопросы к лекции, предложенные преподавателем.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов заключается в следующих формах:

− изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение;

− изучение литературы; осмысление изучаемой литературы;

− работа в информационно-справочных системах;

− аналитическая обработка текста (конспектирование, реферирование);

− составление плана и тезисов ответа в процессе подготовки к занятию;

− подготовка сообщений по вопросам семинарских занятий;

− письменное оформление самостоятельных работ.

Задания для самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа над обобщающими вопросами.

Темы контрольных работ

1. Периодизация истории политических и правовых учений.

2. Политико-правовая мысль Древней Индии. Брахманизм. Политические идеи раннего буддизма.

3. Политико-правовая мысль Древнего Китая. Легизм. Политико-правовая мысль Древнего Китая.

4. Политико-правовая мысль Древнего Китая. Политико-правовая мысль Древнего Китая.

5. Политико-правовая мысль Древнего Китая: даосизм.

6. Политико-правовая мысль Древнего Китая: конфуцианство.

7. Древнегреческая политико-правовая мысль: Демокрит.

8. Политико-правовая мысль софиста Протагора.

9. Политико-правовая мысль Сократа.

10. Политическое и правовое учение Платона. Идеальное государство.

11. Политико-правовые идеи Аристотеля.

12. Учение Цицерона о государстве и праве.

13. Политико-правовые взгляды римских юристов.

14. Политико-правовые взгляды Августина.

15. Политическое учение Ф. Аквинского.

16. Политико-правовая идеология ислама. Политическое учение Ибн-Халдуна.

17. Политико-правовая идеология ислама. Политическое учение Ибн Сина.

18. Политико-правовая мысль Древней Руси. «Слове о Законе и Благодати» Иллариона.

19. Политико-правовая мысль Древней Руси. В. Мономах.

20. Политико-правовая мысль Древней Руси. Д. Заточник.

21. Политическая идеология эпохи возрождения. Н. Макиавелли.

22. Политические и правовые идеи в период Реформации. М. Лютер.

23. Политические и правовые идеи в период Реформации. Политическая программа Томаса Мюнцера.

24. Политические и правовые идеи в период Реформации. Ж.Кальвин

25. Политическая идеология утопического социализма. "Утопия" Томаса Мора.

26. Политико-правовые идеи Т. Кампанелла.

27. Политико-правовая мысль периода образования Московского государства. Политические взгляды Нила Сорского.

28. Политико-правовая мысль периода образования Московского государства. Политические взгляды Иосифа Волоцкого.

29. Политико-правовая мысль периода образования Московского государства. Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим».

30. Политическая программа И.С. Пересветова.

31. Политические воззрения Ивана Грозного и А.М. Курбского.

32. Учение Гроция о государстве и праве.

33. Политическое и правовое учение Б. Спинозы.

34. Политико-правовая мысль периода в период английской буржуазной революции XVII века. Учение Т. Гоббса.

35. Учение Дж. Локка о государстве и праве.

36. Учение Ш. Монтескье о государстве и праве.

37. Политико-правовое учение Ж.Ж. Руссо. Теория народного суверенитета.

38. Политические и правовые взгляды Вольтера.

39. Политико-правовая идеология французского социализма: Морелли.

40. Идеология просвещенного абсолютизма: С. Полоцкий.

41. Политические идеи Ф. Прокоповича.

42. Политические взгляды В.Н. Татищев.

43. Политические взгляды М.М. Щербатова.

44. Политико-правовые учения А.Н. Радищева.

45. Политические взгляды Б. Франклина.

46. Политические взгляды Т. Джефферсона.

47. Политические идеи Дж. Адамса.

48. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона.

49. Учение И. Канта о государстве и праве.

50. Политико-правовая теория И.Г. Фихте.

51. Учение Гегеля о государстве и праве.

52. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского.

53. Политические идеи Н.М. Карамзина.

54. Политические программы декабристов (Пестель, Муравьев).

55. Политические идеи П.Я. Чаадаева.

56. Политико-правовые идеи реформаторов: А.М. Унковский.

57. Политико-правовые идеи реформаторов: Филарет.

58. Политико-правовые идеи радикалов: Герцен, Чернышевский.

59. Либералы. Политико-правовые воззрения Б.Н. Чичерина, М.М. Ковалевского.

60. Консерваторы. Политико-правовые идеи Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева.

61. Политико-правовые взгляды В.С. Соловьева.

62. Политико-правовые идеи начала ХХ в.: Г.В. Плеханов, Б.А, Кистяковский, П.И. Новгородцев.

63. Политико-правовые идеи С.Н. Булгакова.

64. Политические взгляды Н.А. Бердяева.

65. Политические воззрения И.А. Ильина.

66. Правоведы русского зарубежья: П.Б. Струве, П.А. Сорокин.

Примерные вопросы к зачету

1. Предмет и метод истории политических и правовых учений.

2. Характерные черты политико-правовой мысли Древнего Востока.

3. Политико-правовые учения в Древней Индии.

4. Политико-правовые учения в Древнем Китае.

5. Характерные черты политико-правовой мысли Античного мира.

6. Учения софистов.

7. Учение Платона о государстве и праве.

8. Аристотель о происхождении и целях государства.

9. Классификация форм государства по Аристотелю.

10. Учения Полибия о круговороте форм в истории.

11. Государственно-правовые взгляды Цицерона.

12. Августин о государстве и церкви и их взаимоотношениях.

13. Классификация форм государства по Фоме Аквинскому.

14. Учения Фомы Аквинского о видах законов.

15. Светская политическая доктрина Н. Макиавелли.

16. Социально-политический идеал Т. Мора.

17. Утопия Т. Кампанеллы «Город Солнца».

18. Особенности трактовки естественно-правовой теории в учении Г. Гроция.

19. Политическое учение Т. Гоббса.

20. Государственно-правовые взгляды Джона Локка.

21. Политические-правовые учение Ш. Монтескье.

22. Ж.-Ж. Руссо о народном суверенитете.

23. Учение М. Робеспьера о переходном периоде и революционном терроре.

24. Учение о государстве и праве Ж. Бодена.

25. Политико-правововое учение И. Канта.

26. Государственно-правовые взгляды Г. Гегеля.

27. Политико-правовые взгляды А. Гамильтона.

28. Т. Пейн о государстве и праве.

29. Политико-правовое учение Спинозы.

30. Основные принципы учения Т. Джефферсона.

31. Политико-правовое учение Ницше.

32. Политико-правовой анализ бюрократии (М.Вебер).

33. Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта).

34. Социологическая теория государства Л. Гумпловича.

35. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена.

36. Повесть временных лет о происхождении русского государства.

37. Политическая программа Владимира Мономаха.

38. Учение Иосифа Волоцкого о верховной власти и ее элементах. Право народа на сопротивление злонамеренной власти.

39. Политическая программа И.С. Пересветова.

40. Политические взгляды Ивана Грозного.

41. Политические воззрения А.М. Курбского.

42. Политическая программа И.Т. Посошкова.

43. Политико-правовые взгляды В.Н. Татищева.

44. Политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим».

45. Конституции Н.М. Муравьева.

46. Основные положения «Русской правды» П.И. Пестеля.

47. А.Н. Радищев о праве и государстве.

48. М.М. Сперанский о политической и гражданской свободе.

49. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников.

50. Психологическая теория права Петражицкого.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. История политических и правовых учений [Текст] : академический курс : учебник для вузов : для студентов вузов, обучающихся по юрид. направлениям и специальностям / С. А. Рубаник ; отв. ред. В. Е. Рубаник ; Рос. акад. правосудия. - М. : Юрайт, 2012. - 477 с.

2. Мачин И.Ф. История политических и правовых учений: Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт, 2011. — 412 с. — URL:http://ibooks.ru/reading.php?productid=22557.

3. Рассолов М.М. История политических и правовых учений. 2-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2010. — 271 с. —URL:http://ibooks.ru/reading.php?productid =24709.

Дополнительная литература

1. Мазарчук Д. В. История политических и правовых учений: ответы на экзаменац. вопр. — Минск: ТетраСистемс, 2011. — 128 с. —URL:http://ibooks.ru/reading.php? productid=29046.

2. Малахов В. П., Михайлова Н. В. История политических и правовых учений: учеб. Пособие. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 471 с. — URL:http://ibooks.ru/reading.php? productid=26955.

Интернет-ресурсы

Сайт библиотеки КамГУ http: bibl.kamgpu.ru

Электронный каталог библиотеки КамГУ http://bibl.kamgpu.ru/index.php/elresonlin...

1.Информационно-справочные и поисковые системы:

− Информационная база «Консультант +» http://www.consultant.ru/

− Информационная база «Гарант» http://www.garant.ru/

2. Современные профессиональные базы данных, информационные справочники:

Название электронного ресурса Описание электронного ресурса Используемый для работы адрес
eLibrary – Научная электронная библиотека Полные тексты журналов более 40 издательств www.elibrary.ru
ЭБС ibooks.ru – библиотека цифрового века Электронная библиотечная система учебной и научной литературы. Основная задача – обеспечение читателей библиотек доступом к самым современным электронным книгам ведущих издательств России http://ibooks.ru
Qlib – электронная библиотека образовательных и просветительных изданий Электронная Интернет-библиотека образовательных и просветительских изданий, в коллекции которой собраны электронные учебники, справочные и учебные пособия, общеобразовательные и научные издания. Сохраняется полная идентичность печатным оригиналам по содержанию и структуре www.iqlib.ru
Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ) Университетская информационная система РОССИЯ (УИС РОССИЯ) – электронная библиотека и база для исследований и учебных курсов гуманитарных наук. http://uisrussia.msu.ru/docs/ips/n/about.htm
Библиотека Гумера Библиотека учебной литературы в помощь студентам http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/_Index.php
Университетская библиотека он-лайн Электронная библиотека, обеспечивающая доступ к наиболее востребованным материалам-первоисточникам, учебной, научной и художественной литературе ведущих издательств http://www.biblioclub.ru./info/about.html

Планы семинарских занятий

Методические указания к семинарским занятиям

Семинары посвящены углубленному теоретическому изучению основных проблем курса и отработке практических навыков интерпретации факта, поиска и применения соответствующих источников литературы. Темы семинарских занятий уточняют и расширяют содержание тем курса, поэтому требуют глубокой теоретической подготовки.

Цель проведения семинаров – изучение материала через развитие навыков самостоятельной работы с актами и литературой. Формирования у студентов навыка выражения своих мыслей с использованием понятийно-категориального аппарата курса.

При подготовке к семинарскому занятию предлагается следующий алгоритм действий.

1. Внимательно прочитать заявленные для обсуждения вопросы.

2. В списке литературы, предложенных для изучения, найти акты и литературу соответствующую заявленной тематике.

3. Осуществить поиск литературы в библиотеке, глобальной сети и др.

4. Изучить литературу, определить в них соответствующие изучаемой теме разделы, главы, статьи, подробно прочитать, при необходимости сделать выписки или конспект.

5. Прочитать конспект лекции, раздел учебника и найти материал, на который есть ссылки в данных текстах.

6. Сделать конспект ответов на поставленные темой занятия вопросы; форму конспекта.

Логика построения занятия предполагает последовательное рассмотрение всех заявленных вопросов, поэтому, выборочная подготовка по отдельным вопросам семинара недопустима. В ходе занятия предусматривается подробное освещение пунктов плана, их коллективное обсуждение в виде дискуссий со ссылками на источники, аргументированным обоснованием собственной позиции и уважительного отношения к другому мнению. При ответе докладчиков учитывается полнота, научность, структурность и лаконичность изложения, а так вопросы, дополнения и замечания студентов с мест.

Поскольку основная деятельность студента в процессе изучения курса должна осуществляться самостоятельно, необходим ее регулярный текущий контроль, поэтому в начале каждого занятия проводиться экспресс-опрос, в конце занятия – взаимопроверка задач, после занятия – представление преподавателю конспекта.

П

Наши рекомендации