Энгельс о диалектическом методе.

Энгельс рассматривает основные законы диалектики: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания - и делает вывод: диалектика есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

1873-1882 гг.«Диалектика природы». Эта работа осталась незавершенной в связи со смертью Маркса. Рукопись состоит из 10 статей. Опубликована после смерти - в 1925 г. в СССР (на русском и немецком языках), после рецензии Эйнштейна.

Осмысливая достижения современного естествознания с позиций материализма и диалектики, Энгельс набрасывает картину взаимоотношений философиии естествознания с античности до настоящего времени. Выделяет 3 периода:

1) античный. Греки диалектически подходили к природе, все явления рассматривали в развитии и связи. Но не доходят до изучения частностей. Вывод Энгельса - по этой причине картина не является убедительной

2) забывается принцип всеобщей связи, объекты рассматриваются как изолированные, в результате господствует метафизический метод

3) современность: диалектика применяется при изучении мира на основе достигнутых знаний.

Энгельс считает, что законы приложимы к изучению общества. Он уделяет большую роль активности человека при взаимоотношениях с природой.

Формы движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная (включает в себя духовную жизнь, сознание). Механическая форма движения является всеобщей. Остальные - ступени развития природы. Основания градации:

1) наличие определенного материального носителя у определенной формы движения (кроме механической - она всеобща). У биологической - белковые тела.

2) наличие специфических законов, которым подчиняется та или иная форма движения.

Проблема соотношения форм

К этой проблеме Энгельс подходит диалектически и считает, что связаны генетически. Физическая форма - генетическая основа для возникновения формы химической. Так же химическая - основа биологической. В этом смысле каждая последующая форма генетически вырастает из предыдущей. Но существует и качественная специфика, то есть более высокая форма несводима к более низкой. Что является источником качественного скачка? Эта проблема стоит остро применительно к двум моментам:

· переход от живой к неживой природе, то есть проблема биогенеза

· проблема антропогенеза

Эти проблемы рассматриваются в космологическом направлении неореализма, например, у креационистов, школа Сан Диего: качественные скачки объяснимы лишь Библией.

Энгельс выдвигает 2 гипотезы в рамках этих 2 проблем: роль химии в происхождении жизни. И роль труда. То есть он предложил трудовую теорию происхождения человека.

Главная мысль статьи состоит в следующем. Когда человекообразное существо приняло вертикальное положение, это создало новые возможности общения с природой, поскольку освободились верхние конечности. Эти существа начали обрабатывать материалы для создания орудий труда. Это создало условия для накопления опыта. А он объективируется, опредмечивается. Де-факто наука руководствуется его теорией при изучении проблем происхождения человека.

Энгельс касается проблемыклассификации наук. В качестве объективной основы он берет учение о формах движения материи. Выделяет механическую, математическую, физическую, химическую и науку об обществе. Математика стоит особняком как наука о количественных и пространственных соотношениях. Уделяет внимание соотношению высшей и элементарной математики, считая, что появление высшей математики - диалектический характер мышления в области математики. В физике сосредоточивает внимание на превращении энергии как проявлении единства природы. Проявление единства - закон сохранения энергии. То есть в каждой науке ищет диалектику. «Вся доступная нам природа - совокупность тел». Причем, неуничтожимость энергии следует понимать не только в количественном отношении, но и в качественном. Неуничтожимость энергии любого вида движения, в том числе социального. То есть продукты саморазвития материи - результат самодвижения материи. Соответственно, Энгельс отвергает концепцию тепловой смерти Вселенной. В химии он выделяет проблему атомистики. В биологии актуализирует проблему происхождения жизни и останавливается на проблеме определения сущности жизни. Еще в «Антидюринге» он говорил: «Жизнь есть форма существования белковых тел». Здесь подчеркивается, что жизнь - постоянное самообновление живых существ. То есть диалектика изменчивости и неизменности играет здесь особую роль. Открытие клетки - клеточное строение демонстрирует единство живых существ. Еще одно открытие в поле внимания Энгельса - теория Дарвина. Благодаря трем открытиям (закон сохранения энергии, открытие клетки, теория Дарвина) подтверждается верность материалистической позиции в философии.

Энгельс различаетобъективную и субъективную диалектику. Субъективная - диалектика человеческого мышления. Он подчеркивает ее значимость, она вырастает в диалектическую логику, это поздний продукт развития человеческого мышления. Объективная диалектика - диалектика понятий.

II. Карл Маркс родился 5 мая 1818г. в Германии в г.Трире Рейнской области, принадлежавшей к промышленно развитой части страны. Его отец был либерально мыслящим, образованным адвокатом. По окончании гимназии Маркс учился в Боннском, а затем в Берлинском университете, где познакомился с философией Гегеля. Он без колебаний примкнул к левому крылу последователей выдающегося мыслителя – к младогегельянцам. (Гегельянство – философское течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи. Школа Гегеля распалась в Германии на правое – теистическое крыло и радикальное левое крыло, младогегельянцы).

Радикальное направление мысли молодого Маркса нашло выражение в его докторской диссертации, посвященной философии Эпикура и содержавшей оригинальные оценки античной философии.

С 1842г. Маркс становится редактором «Рейнской газеты». В статьях Маркса бросается в глаза острая политическая направленность. Нарастающий радикализм политических взглядов приводит его к разрыву с младогегельянцами, что побуждает его к критике гегелевской философии.

Некоторое время он находится под влиянием философских воззрений Фейербаха, который также критикует Гегеля. Но Маркс ясно видит и недостатки фейербаховского подхода, который, по его словам, слишком много напирает на природу и слишком мало – на политику. Маркс не может согласиться с абстрактным гуманизмом Фейербаха, с его далеким от реальных общественных отношений антропологическим взглядом на человека и общество.

После закрытия прусскими властями «Рейнской газеты» Маркс в конце октября 1843г. переезжает в Париж, где редактирует новое издание – «Немецко-французский ежегодник».

Умер К.Маркс в 1883г.

В целом сохраняя представления о мире как диалектическом процессе, разработанное Гегелем, Марк в отличие от него признает не идеи, а развитие материальной жизни. Если Гегель акцентировал внимание на приоритете культурно-исторического фактора в истории, то Маркс признает приоритетное значение материально-экономического фактора, т.е. экономика превалирует над духовным фактором.

В области экономики Марксом были раскрыты тайны прибавочной стоимости, механизма порабощения и эксплуатации человека в системе товарно-денежных отношений. Ценным вкладом в развитие философии явилось открытие экономической формы отчуждения. Соглашаясь и воспринимая идею Л.Фейербаха о религиозном отчуждении, Маркс считает его одним из аспектов общего отчуждения капитализма. А наиболее всеобщей формой отчуждения в условиях капитализма, по мнению Маркса, является экономическое отчуждение.

В чем состояла эта концепция отчуждения? Прежде всего Маркс показал сущность отчужденного труда, когда труд подневольный не приносит ни физического, ни нравственного удовлетворения, поскольку это труд не на себя, а на хозяина. Результаты такого труда принадлежат не работнику, они для него (как и сам труд) как бы чуждые, посторонние. Поэтому, 1) Труд для рабочего – только средство жизни, но не само жизнь.

2) У рабочего нет выбора – работать или не работать. Он должен работать, чтобы жить. Но это – не удовлетворение потребности в труде, а лишь средство для удовлетворения других потребностей.В результате человек ищет пути своей жизненной реализации не в труде, а вне его. Чаще всего это примитивно – животные потребности – пища, украшение жилища или самого себя. Труд же из функции возвышения человека переходит в функцию его унижения. 3) Отчужденный труд превращает человека в механизм. Человек, занятый таким трудом, не может быть свободным и ответственным человеком, ибо это раб производства, «винтик» его. Как могут такие люди относиться друг к другу? Отношения между ними – это не отношения между свободными людьми, а отношения чужих, враждебных друг другу механизмов.

В марксовой схеме отчуждения отчуждение труда порождает все другие формы отчуждения в обществе: политическое, правовое, экономическое, нравственное. Отчуждение труда напрямую связано с существованием частной собственности. Снять эту форму отчуждения возможно только посредством революции и последующих социально-экономических преобразований. В результате каждый человек становится сознательным, свободным и творческим. Он также становится активным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности, способным полностью реализовать себя.

Новизна марксовой философии состоит также в том, что он обосновывает труд как эпистемологическое понятие. Благодаря труду и посредством труда люди способны мыслить и познавать, а сам процесс познания становится активно-творческим, т.е. труд является материальным основанием формирования и развития человеческого сознания.

Идеи К.Маркса творчески продолжил Ф.Энгельс.

III. Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820г. в г.Бармене. Отец его был фабрикантом. Не успев окончить городскую школу, но получив тем не менее основательное образование, Энгельс уже в 1838г. начал работу в конторе своего отца. Выкраивая время после службы, Энгельс знакомится с произведениями Гегеля.

С 1841г. Энгельс прошел военную службу в Берлине. Все свое свободное время он по-прежнему уделял самообразованию. Как и Маркс, он на некоторое время становится сторонником идей Фейербаха.

В 1842г. происходит кратковременная встреча Маркса и Энгельса в «Рейнской газете», т.к. Энгельс переезжает в Манчестер – крупный промышленный центр Англии. Затем в 1844г. Энгельс вновь встречается с Марксом в Париже, где они вместе сотрудничают в «Немецко-французском ежегоднике». Сотрудничество в «Н.- ф. ежегоднике» тесно связывает их крепкой дружбой на всю жизнь. В этой дружбе выковывалось новое социалистическое мировоззрение.

Умер Ф.Энгельс в 1895г.

В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) Ф.Энгельс пытался показать, что семья и статус женщины в обществе и семье значительно претерпели трансформацию в ходе исторического развития под влиянием эволюции способа производства и форм собственности. Ф.Энгельс показал, как и каким образом происходит эволюция семьи и брака, как усиливается эксплуатация и маргинализация женщины, замыкание ее жизни приватной сферой. Ф.Энгельс способствовал формированию дискуссий об экономической основе различия гендерных (мужских и женских) ролей, постановке вопроса о статусе женщины и ее эмансипации, об изменении института традиционного брака и снятии зависимости женщины от мужчины.

Ф.Энгельс разработал идеи о диалектике природы, о материи как субстанции сущего, разработал классификацию форм движения материи, положение о пространстве и времени как атрибутах материи, о материальном единстве мира. По мнению Энгельса, диалектика – это учение о всеобщей связи и развитии природы, общества и человеческого мышления. Диалектическое развитие – это сложный, противоречивый, поступательный процесс изменения как материальных процессов, общественных систем, так и теоретических идей. Таким образом, весь мир – это постоянный и бесконечный процесс изменения и превращения, а источником этого изменения является борьба противоположностей. В «Анти–Дюринге» Энгельс специально останавливается на характеристике всеобщих законов диалектического развития.

В свете этих законов развитие предстает как саморазвитие, как процесс новообразования, которое носит направленный, поступательный, противоречивый, скачкообразный и необратимый характер. Таким образом, диалектика, по мысли Энгельса, это учение о развитии с точки зрения того, как оно есть (онтология), как оно (развитие) познается и отражается в формах сознания(теория познания и диалектическая логика). Диалектика есть единство трех разделов философии: онтологии, гносеологии и диалектической логики. Сама же диалектическая логика есть учение о науке о законах развивающегося теоретического мышления. А само теоретическое мышление есть идеально-творческое и критическое воспроизводство практической деятельности человечества. Таки образом, человек способен знать по тому «что» и «как» люди производят в процессе практики. Мир практически изменить можно посредством практического действия на основе теоретического анализа условий, оснований, движущих сил. Таким образом, теоретико-философский анализ философии природы, общества и мышления приводит Энгельса мысли о приоритете экономики в жизни человеческого сообщества, а сам анализ сознания и его содержания был впервые проведен через постижение предметных форм человеческой деятельности.

Итак, если Маркс действовал как «социальный психоаналитик» (Э.Фромм), пытаясь объяснить и освободить сознание людей путем социального переустройства общества, то Энгельс попытался обосновать философию природы и общества как материальных оснований активно-творческого и теоретического мышления, последний, постигая внутреннюю логику развития своих материально-природных оснований способен осуществить социальные преобразования.

Открытые Марксом и Энгельсом законы развития общества, природы и теоретического мышления, объяснения приоритетной роли экономики в общественном развитии, вплетенности сознания индивидов в социальную ткань общества, в предметную практическую деятельность и др. виды оказали идейно-теоретическое влияние на многие умы западного мира как в плане их апологетики, так и в плане их критики.

Если закон единства и борьбы противоположностей раскрывает механизм изменения, самодвижения, то закон перехода количества в качество характеризует механизм возникновения нового, а закон отрицания отрицания характеризует направленность развития.

Лекция 8

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

План:

1. Периодизация русской философской мысли.

2. Характерные черты русской философии.

3. Учение о непротивлении злу насилием Л.Н.Толстого.

4. Метафизика «всеединства» Вл.Соловьева.

5. Персонализм Н.Бердяева.

I. Зарождение русской философской мысли уходит во времена, связанные с обоснованием идеи русского православного государства.

Какие периоды можно выделить в истории русской философии?

IX - XII вв. – время предыстории философии (Иларион Киевский, Владимир Мономах, Климент Смолятич). Философские идеи реализовывались собственно в богословии, в литературе того времени – летописях, словах, молитвах, поучениях, в пословицах и поговорках, в произведениях живописи, фресках, архитектуре. Строго отработанного логического понятийного аппарата древняя русская философия еще не имела;

XIV - XVII вв. – время ее становления, возникновения теоретического мышления, появления категорий философии (Климент Смолятич, Максим Грек, Юрий Крижанич);

XVIII в. – обособление философии от религии и утверждение ее как теоретической науки (М.В,Ломоносов, А.Н.Радищев);

ХIХ в. и начало XX в. – фундаментальная разработка проблем методологии науки, социального преобразования, диалектики, классификации наук:

1-ый период - 30-40-е гг. середины ХIХ в. Российская философская мысль испытывает мощное влияние немецкой классической философии. И.В.Киреевский и А.С.Хомяков заложили основы религиозной философии и выработали ее программу. А.И.Герцен, В.ГГ.Белинский, Н.Г.Чернышевский обосновывали материалистическое познание.

2-ой период – последняя четверть ХIХ в. Эстетический подъем Ф.М.Достоевским, Л.Н.Толстым, Н.Ф.Федоровым; создание первой в истории русской мысли философской системы Вл.Соловьевым.

3-й период – конец ХIХ в. Эту эпоху принято называть русским культурным Ренессансом. Ее представляют братья С.Н. и Е.Н.Трубецкие, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский и др. Это время знаменательно изданием сборников – «Проблемы идеализма» и «Вехи».

4-й период охватывает творчество послереволюционной эмиграции, так наз. «первой волны». Некоторые ученые, в числе которых были и философы, покинули Родину во время гражданской волны, либо сразу после ее окончания. Среди них – П.Б.Струве, С.Н.Тубецкой, Д.С.Мережковский, Л.И.Шестов. В 1922 г. были изгнаны Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Б.П.Вышеславцев, И.А.Ильин и др. В результате все виднейшие русские философы оказались в эмиграции, где продолжали создавать крупнейшие философские произведения. Творчество именно этого поколения русских философов вывело русскую философию на мировые просторы.

В 20-е гг. формирование русского религиозно-философского идеализма как своеобразной школы мировой философской мысли достигает заключительной стадии.

II.Для правильного восприятия творчества русских философов важно в общем виде представить наиболее существенные признаки русской философии в целом.

1. В своих главных направлениях она развивалась как религиозная, идеалистическая, этическая, историософская.Религиозной она была потому, что в центре ее стояли идеи Православия. Русский философы исходили из мысли, что Православие выражает иное восприятие и понимание христианства, нежели католичество, а позднее протестантизм. Идеалистической – поскольку примат отдавался духовному творчеству, цель которого была направлена на выработку моральных установок, способствующих осуществлению праведной жизни. Отсюда, русская философия сосредотачивалась преимущественно на проблемах этики. И, наконец, историософия. С помощью философии стремились осмыслить истоки и движущие силы становления российского государства, осознать миссию России в мире. Разрешение данного вопроса проходило в противоборстве двух тенденций: славянофильства и западничества.

2. Славянофилы (А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин) акцентировали внимание на самобытности русской культуры и связывали эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Западники(В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, А.И.Герцен) выражали стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Они считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь.

3. В учении о Боге и связи Бога с миром, философы прибегали не столько к логическим умозаключениям, сколько к «живому опыту встречи с Богом». Многие философы (И.А.Ильин) в философских произведениях отразили свои личные религиозные переживания. Непосредственное постижение реальности, знания через мистику обозначалось термином «религиозная (или мистическая) интуиция». Она способна давать знание о мета-логических основаниях жизни. Следовательно, мир полностью познаваем.

4. Но мир познаваем только через целостное знание, идеал которого формируют И.В.Киреевский и А.С.Хомяков. Целостное знание – это познание мира через опыт, сочетающий в себе чувственную, интеллектуальную и мистическую интуицию. Цельная истина доступна только цельному человеку. Для своей цельности человеку необходимо измениться через преображение. Измениться – означает вырасти духовно, иначе истина (Божественная) не будет достигнута.

5. Миропонимание русских философов было направлено на познание бытия. Попытки проникнуть в глубинные тайны строения мира опирались на многовековую философскую традицию (Платон, Аристотель, Фихте, Шеллинг, Гегель и др.). П.А.Флоренский в своем учении вводит понятие единосущия, означающее строение мира по аналогии с его богословским значением (зависящим от христианской любви).

6. Одновременно на первое место ставились онтологические связи и изменения, происходящие в мире личности. Философы, отстаивая учение об органической целостности мира, причину нравственной и душевной эволюции человека усматривали в его неразрывной взаимосвязи с этим миром. Представления о связях человека с космосом получили широкое распространение под названием «русский космизм». Многие из философов (Вл.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Ф.Федоров) уделяли специальное внимание космологическим проблемам. В результате их христианское мировоззрение приобретало космологический характер.

7. Другое центральное понятие – соборность - совокупность единства и свободы множества лиц на основе духовной общности (совместной любви к Богу и всем абсолютным ценностям).

8. Русская философия стремилась объяснить смысл исторического процесса. Оно базируется на критическом отношении к позитивистским концепциям прогресса. По мнению русских философов, на земле невозможно осуществить идеально совершенного социального строя. Цель исторического процесса – в том, чтобы подготовить человечество к выходу из истории в мета-историю, в вечную жизнь в Царстве Божьем.

III. Лев Николаевич Толстой(1828-1910). В центре его духовных исканий находятся: выработка религиозного отношения к жизни, полный отказ от светской культуры, критика государства и других институтов цивилизации, в которых он видит орудия насилия над человеком. Все вокруг построено на насилии: государство подавляет народ и ведет войны против других государств, учитель – ученик, родители – дети и т.д.

Основными двумя источниками насилия в мире являются государственная власть и революционеры. Власть – это всегда насилие. Существуют суды, тюрьмы, лагеря, но от этого не становится меньше преступников. Человек, совершивший преступление, уже наказан тем, то нарушил человеческий закон. Он страдает от душевных мук. А если он не испытывает мук совести, то сажать его в тюрьму бесполезно, она только еще больше его озлобит. Люди – добрые существа. Они не убивают друг друга потому, что еще могут любить. Революционеры. Эти люди знают, как нужно устроить общество, в котором все будут счастливы, и потому готовы положить собственную жизнь и заодно миллионы чужих для осуществления своих идей. Обычно человек не знает, как сложится его жизнь через год, а революционеры знают, как устроится жизнь целого народа через десятилетия. И в ответ на государственное насилие революционеры страивают новое насилие: текут реки крови, а жизнь не становится лучше.

Таким образом, на насилие люди также отвечают насилием – угнетенные поднимаются и опять творят зло. И насилие становится вечным принципом человеческого существования.

А как разорвать замкнутый круг насилия?Этот вопрос и пытается разрешить Толстой. Поэтому важнейшей стороной мировоззрения писателя становится учение о непротивлении злу насилием.

Единственный выход избавления от насилия – не отвечать насилием на насилие. Толстой призывал не служить в армии, в полиции, в таможне.

Как ни парадоксально, государство не боится революционеров, оно знает, как с ними бороться. Оно боится тех, кто не хочет участвовать в насилии, тех, которым не нужно ни богатства, ни славы. Эти люди не хотят делать карьеру в государстве, потому что она развращает человека.

Но как можно не отвечать насилием на насилие? Для этого необходимо моральное самоусовершенствование. Начните с себя, - говорил он. Приучите себя любить ближних, 5какими бы плохими они не казались, изгоняйте жестокость из сердца, не поддавайтесь соблазнам мира (карьере, деньгам, славе), ибо окажетесь во власти насилия. Другого пути преобразовать мир нет.

Сколько было насмешек над учением Толстого. Но вряд ли учение может предложить что-нибудь другое, кроме морального совершенствования, воспитания, взаимного уважения и терпимости?

IV. Владимир Сергеевич Соловьев(1853-1900). Идеалами Соловьева была «вселенская (православная) церковь», построенная на единстве православия, католицизма и протестантизма. Такое христианское единение он называл «всеединством». При разработке этой идеи Соловьев отталкивался от славянофильской идеи соборности. Единство человеческого рода есть важная религиозная истина; это субстанциональное единство, человечество в целом, социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. Всеединство – это единство творца и творения. Соединения божественного с человеческим произошло только в лице Иисуса Христа. А необходимо, чтобы соединение состоялось в масштабах всего человечества. Вот он - пафос философии Соловьева – борьба за духовность в человеке, за высшие идеалы личности.

Первичным условием на пути к богочеловечеству является принятие всеми вероучения христианства.

В системе всеединства человек есть посредник между Богом (Абсолютно-сущим) и человеком. Вся человеческая истории развертывается как восхождение человека к Богу, или как процесс Богочеловечества. Богочеловечество - это конечный этап истории. На этих основаниях строится идея «оправдания добра» во имя Бога и христианского единения.

Толстой и Соловьев, оба занимались проблемами христианской нравственности и поисками путей единения людей. Однако их учения в корне расходились. Толстой апеллировал к человеку и добру, а Бог для него был средством, нежели целью. Соловьев оправдывал добро Богом, Бог для него был целью.

Толстой, отвергая насилие, считал войну аморальным и противоестественным фактом. Соловьев полагал, что война может быть оправдана, если она способствует добру и грядущему единению. Соловьев оправдывал зло и пришествие Христа.

Толстой говорил о «Царстве Божьем на земле» как мира и добра для всех народов. Соловьев говорил о восхождении человека в Царство Божье.

IV. Николай Александрович Бердяев(1874-1948). Его духовная эволюция прошла путь от марксизма к религиозному миросозерцанию. Причиной разрыва с марксизмом послужило неприятие им идеи диктатуры и революционного насилия, несогласие с тем, что историческая истина зависит от классовой идеологии, от чьих бы то ни было интересов. В противоположность этим утверждениям он подчеркивал, что объективная истина может лишь в той или иной мере открываться человеку – в зависимости от его жизненного опыта и установок.

Он отстаивает в своих трудах первенство личности над обществом, «примат свободы над бытием».

Согласно Бердяеву, основной противоположностью является противоположность между духом и природой, а не между психическим и физическим. Природа (бытие)– это объект, вещь, необходимость, пассивность. Царство природы– материя, психическая жизнь. Дух – это субъект, жизнь, свобода, творческая деятельность. Царство духа – любовь.

Бог есть дух. Весь мир является проявлением творческой активности верховной личности – Бога. Духовное бытие человека тесно связано с божественной духовностью, т.к. личность первичнее бытия, а, следовательно, является высшей духовной ценностью. Человек, освобождаясь от природы, возрождается из падшего человека и становится личностью. Реализация личности означает восхождение от подсознательного через сознательное к сверхсознательному. Личность – не субстанция, она – творческий акт. Она является духом. Преобразование и обожествление возможны только путем восхождения к истинной свободе, предполагающей свободную любовь человека к Богу.

Бог ждет от человека свободного творчества. Творчество по своему внутреннему смыслу предполагает размышление о Боге. Развитие творчества – лучший путь сочетания свободы и любви.

Итак, 1. В противовес рациональным теоретическим учениям Запада для русской философии характерна гуманистическая направленность.

2. Для русской философии была характерна ориентация на проблемы личности. Именно в русской философии развиваются такие направления, как анархо-социализм (Толстой), историософия (Соловьев), персонализм (Бердяев), которые предстают в виде религиозно-нравственных концепций личности.

3. В отличие от Запада, в русской философии почти не было пессимистических философских учений, а преобладал оптимизм, основанный на вере в единство человечества и его духовно-нравственное совершенствование.

Лекция 9

КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

План:

Наши рекомендации