Раздел 1. Роль философии в жизни человека и общества
Б1. Б.1. ФИЛОСОФИЯ
рабочая программа учебной дисциплины
направление подготовки
51.03.02 «Народная художественная культура»
профиль подготовки «Руководство любительским театром»,
квалификация выпускника – бакалавр
форма обучения – очная, заочная
Очная форма обучения
Общая трудо- емкость з.е./часы | Семестр | Виды учебной работы, включая внеаудиторную СРС и трудоёмкость (в часах) | Форма промежуточной аттестации | |
контактная | внеаудиторная СРС | |||
4/144 | 1, 2 | экзамен |
Заочная форма обучения
Общая трудо- емкость з.е./часы | Семестр | Виды учебной работы, включая внеаудиторную СРС и трудоёмкость (в часах) | Форма промежуточной аттестации | |
контактная | внеаудиторная СРС | |||
4/144 | 1, 2 | экзамен |
Барнаул, 2016
Обсуждена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин 31.08.2016 г., протокол № 1 | Согласовано. Зав. кафедрой ТРАМ Е.Ф. Шангина 01.09.2016 г. |
________________ подпись |
Утверждена Советом факультета художественного творчества
06.09.2016 г., протокол № 1
Рецензент: М.А. Носоченко, к. ф. н., доцент
Составитель: Л. М. Тюренкова, к. ф. н., доцент
Философия: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура», профиль подготовки «Руководство любительским театром», квалификация выпускника – бакалавр, форма обучения – очная, заочная / сост. Л.М. Тюренкова ; Алт. гос. инст. культуры, каф. гуманитарных дисциплин. – Барнаул, 2016. – 50 с.
Рабочая программа учебной дисциплины «Философия» включает основное содержание обучения по данному курсу. В ней определены цели и задачи, структура учебного предмета, содержание разделов и тем, используемые образовательные технологии, вопросы для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, сведения об учебно-методическом, информационном и материально-техническом обеспечении дисциплины.
Программа предназначена для обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура».
СОДЕРЖАНИЕ
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины «Философия» – формирование у обучающихся представления о специфике философии как способе познания мира.
Задачи дисциплины:
- выработать у обучающихся навыки самостоятельного мышления, последовательных, логически обоснованных рассуждений, затрагивающих вопросы политики, экономики, этики, эстетики, культуры;
- сформировать навыки применения философского анализа к проблемам научных исследований;
- дать понимание роли философского знания в развитии цивилизации, видеть ценность научной рациональности в формировании духовности;
- научить ориентироваться в научных, философских, религиозных картинах мира, знать назначение и смысл жизни человека.
1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Дисциплина «Философия» входит в раздел «Б.1. Дисциплины. Базовая часть» учебного плана основной образовательной программы, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура»
Для успешного освоения учебной дисциплины должна быть сформирована 1 компетенция (ОК-1)
Индекс компетенции | Компетенции выпускника | Предшествующие дисциплины | Параллельные дисциплины | Последующие дисциплины |
ОК-1 | способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины(ОК-1)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования на 1 этапе формирования компетенций:
Индекс компетенции | Пороговый уровень (оценка: удовлетворительно) | Повышенный уровень (оценка: хорошо, отлично) |
ОК-1 | Знать: - философскую терминологию; - исторические типы философии; - философские концепции государства и общества; - философское учение о человеке; Уметь: – применять философскую терминологию; – применять полученные знания в различных областях профессиональной деятельности; – видеть взаимосвязь предметов, явлений систем. Владеть: – навыками работы с научно-исследовательской литературой, первоисточниками. | Знать: - основные философские школы и концепции; - научную, философскую картину мира; - познавательные возможности философского знания; - философские концепции государства и общества; - философское учение о человеке; Уметь: – применять полученные знания в различных областях профессиональной деятельности; – видеть и логически обосновывать различие взглядов, идей, концепций; – представлять рассматриваемые проблемы в развитии. Владеть: – методами анализа философских проблем; – навыками применения полученных теоретических знаний о человеке, обществе в учебной и профессиональной деятельности; – приемами поиска, систематизации и свободного изложения материала по той или иной проблеме. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоёмкость: очная форма обучения: 4 зач. е. / 144 часа, в том числе: контактная работа - 72 часа, внеаудиторная СРС - 72 часа;
заочная форма обучения: 4 зач. е. / 144 часа, в том числе: контактная работа: 12 часов, внеаудиторная СРС - 132 часа.
Форма промежуточной аттестации: очная форма обучения – экзамен во втором семестре; заочная форма обучения – экзамен во втором семестре.
2.1. Календарно-тематический план[1]
Очная форма обучения
№ | Наименование разделов и тем | Семестр | Виды учебной работы, включая внеаудиторную СРС и трудоёмкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации | |||||||
Лекции | Семинары | Контролируемая СРС | Внеаудиторная СРС | ||||||||
Введение | |||||||||||
РАЗДЕЛ 1. Роль философии в жизни человека и общества | |||||||||||
Тема 1.1. Философия и мировоззрение. | УО-11 | ||||||||||
Тема 1.2. Философия как развивающаяся система знаний. | УО-1 | ||||||||||
Тема 1.3. Философия в духовной культуре общества. | УО-1 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 2. История философии | |||||||||||
Тема 2.1. Философия Древней Индии, Древнего Китая. | ПР-4 | ||||||||||
Тема 2.2. Философия античности и Древней Греции. | УО-1 | ||||||||||
Тема 2.3. Философия Средних веков и Возрождения. | УО-1 | ||||||||||
Тема 2.4. Философия Нового времени. | УО-1 | ||||||||||
Тема 2.5. Философия XX века. | УО-1 | ||||||||||
Тема 2.6. Русская философия. | УО-1 | ||||||||||
РАЗДЕЛ 3. Основные предметно-проблемные сферы философии | |||||||||||
Тема 3.1. Бытие как философское понятие. Онтология. | УО-1 | ||||||||||
Тема 3.2. Философское понятие движения. Диалектика. | УО-1 | ||||||||||
Тема 3.3. Пространство и время. | УО-1 | ||||||||||
Тема 3.4. Детерминизм и индетерминизм. | УО-1 | ||||||||||
Тема 3.5. Философские аспекты сознания. | УО-1 | ||||||||||
Тема 3.6. Гносеология. | УО-1 | ||||||||||
Раздел 4. Человек и общество | |||||||||||
Тема 4.1. Природа человека. | ПР-4 | ||||||||||
Тема 4.2. Философское учение об обществе. | ПР-4 | ||||||||||
Тема 4.3. Философский анализ культуры. | ПР-4 | ||||||||||
Форма промежуточной аттестации | УО-4, Экзамен | ||||||||||
Общая трудоемкость | |||||||||||
1. Форма оценочного средства: устный опрос (УО): собеседование (УО-1); экзамен (УО-4); письменная работа (ПР): реферат (ПР-4);
Календарно-тематический план
Заочная форма обучения
№ | Наименование разделов и тем | Семестр | Виды учебной работы, включая внеаудиторную СРС и трудоёмкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации | |||
Лекции | Семинары | Внеаудиторная СРС | |||||
Введение | |||||||
РАЗДЕЛ 1. . Роль философии в жизни человека и общества | |||||||
Тема 1.1. Философия и мировоззрение | УО-1 | ||||||||
Тема 1.2. Философия как развивающаяся система знаний | УО-1 | ||||||||
Тема 1.3. Философия в духовной культуре общества | УО-1 | ||||||||
РАЗДЕЛ 2. . История философии | |||||||||
Тема 2.1. Философия древней Индии, Древнего Китая | УО-1 | ||||||||
Тема 2.2. Философия античности и Древней Греции | УО-1 | ||||||||
Тема 2.3. Философия Средних веков и Возрождения | УО-1 | ||||||||
Тема 2.4. Философия Нового времени | УО-1 | ||||||||
Тема 2.5. Философия ХХ века | УО-1 | ||||||||
Тема 2.6. Русская философия | УО-1 | ||||||||
РАЗДЕЛ 3. Основные предметно-проблемные сферы философии | |||||||||
Тема 3.1. Бытие как философское понятие. Онтология. | УО-1 | ||||||||
Тема 3.2. Философское понятие движения. Диалектика. | УО-1 | ||||||||
Тема 3.3. Пространство и время. | УО-1 | ||||||||
Тема 3.4. Детерминизм и индетерминизм. | УО-1 | ||||||||
Тема 3.5. Философские аспекты сознания | УО-1 | ||||||||
Тема 3.6. Гносеология | УО-1 | ||||||||
РАЗДЕЛ 4. Человек и общество | |||||||||
Тема 4.1. Природа человека | УО-1 | ||||||||
Тема 4.2. Философское учение об обществе | УО-1 | ||||||||
Тема 4.3. Философский анализ культуры | УО-1 | ||||||||
Форма промежуточной аттестации | УО-4; Экзамен | ||||||||
Общая трудоемкость | |||||||||
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Студент должен владеть культурой философского мышления, быть способным анализировать социально-значимые философские проблемы.
Раздел 2. История философии
Чтобы войти в мир творчества великих философов, требуется настойчивое и систематическое изучение философии и ее истории. Историко-философские вопросы являются одними из самых трудных при изучении философии из-за большого количества школ, течений, направлений, да и просто из-за большого объема философских вопросов. Западная философия начинается с 6 века до н.э. и продолжается до сегодняшнего дня, т.е. существует более 2600 лет. В разные исторические эпохи философия выдвигает на первый план те или иные идеи, предполагает те или иные решения поставленных проблем.
Тема 2. 1 Философия Древней Индии, Древнего Китая
Возникновение философии. «Осевое время» истории и зарождения философской мысли.
Древнеиндийскую философию. Веды и ведийскую традицию в духовной культуре Индии. Религиозно-философский комплекс Упанишад. Ортодоксальные школы древнеиндийской философии. Философскую космологию. Неортодоксальные философские школы Древней Индии. Буддизм. Космизм как характерная черта древнеиндийской философии.
Древнекитайскую философию. Особенности становления и развития философии в Древнем Китае. Практическую философию Конфуция. Конфуцианство как религиозно-этическую философию. Философию даосизма. Взаимосвязь философии, религии, государства в Древнем Китае.
Единство и различие проблем поставленных древнеиндийской и древнекитайской философией
Тема 2.2 Философия античности и Древней Греции.
Особенности и характерные черты античной философии. Построение универсальной системы знания, поиск первоначал бытия и познания. Милетскую школу и натурфилософию Гераклита.
Школу Пифагора: поиски количественных закономерностей.
Апории Зенона как выработки философских представлений о веществе, пространстве и времени.
Атомизм Демокрита и Эпикура, Методологию и этику атомистов.
Софистику как способ получения нового знания.
Школу Сократа. Умопостигаемость общего. Этический рационализм Сократа. Диалог как принцип диалектического мышления.
Философию Платона. Мир вещей и мир идей. Понимание идеи как предела становления вещей. Достижения античного объективного идеализма. Учение об обществе Платона.
Философию Аристотеля. Логику и методологию Аристотеля. Учение об обществе и этику Аристотеля.
Значение античной философии для развития современной философской мысли.
Тема 2.3 Философия Средних веков и Возрождения.
Истоки и специфику средневековой христианской философии. Зарождение христианства и христианского богословия в античном мире. Этапы развития христианской философии. Теоцентризм средневековой философии. Патристику и схоластику. Учение о человеке. Эсхатологическое понимание исторического процесса. Спор о природе универсалий. Соотношение реализма и номинализма. Откровение и вера. Средневековую теодицею.
Арабо-мусульманская философия Средних веков. Античные истоки арабо-мусульманской философии. Калам (спекулятивная теология), фальсафа (философия), суфизм (мистическое учение) как основные течения арабо-мусульманской философии.
Основные философские проблемы средневековой философии. Проблема соотношения веры и разума. Доказательства бытия Бога. Человек кА образ и подобие Бога. Соотношение души и тела. Проблема свободы воли. История как столкновение божественного предопределения и человеческой свободы. Свобода как освобождение человеческого духа от природной необходимости.
Позднее средневековье. Значение и роль средневековой философии. Влияние основных идей средневековой философии на современную религиозную философию.
Специфику философии эпохи Возрождения. Изменения социально-экономической жизни в 14-15 вв. Духовная децентрализация. Секуляризация культуры и общественной жизни. Переход от религиозной культуры к светской. Утверждение силы и безграничности разума. Возрожденческий гуманизм. Пантеизм. Антропоцентризм, гуманизм, индивидуализм и эстетизм философии Возрождения. Подготовка философских предпосылок научной революции. Коперниканская революция в астрономии, ее философское значение. Пантеистическая натурфилософия Дж. Бруно. Научно-философское творчество Г. Галилея и формирование методологической программы экспериментально-математического естествознания.
Тема 2.4 Философия Нового времени.
Причины научной революции 17 века и появление методологии экспериментально-математического естествознания. Развитие классического естествознания и складывание механистической картины мира.
Эмпиризм и рационализм. Философия Ф. Бэкона: обоснование роли опыта в познании. Философия Р. Декарта: принцип сомнения и поиск рационального порядка. Идея универсального метода.
Правовые идеи Т. Гоббса. Сенсуализм Д. Локка. Агностицизм Д. Юма.
Философские и педагогические идеи эпохи Просвещения. Философию французского просвещения (Вольтер, Руссо) и материализма (Гольбах, Дидро). Концепции социального равенства.
Немецкую классическую философию. Философию И. Канта. Концепции пространства и времени И. Канта и И. Ньютона. Диалектику и законы диалектики Г. Гегеля.
Постнеклассическую философию: С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.
Возникновение и основные положения марксистской философии.
Тема 2.5 Философия ХХ века.
Основные течения философской мысли ХХ века. Интуитивизм А. Бергсона. Философию воли и власти Ф. Ницше. Философскую антропологию М. Шелера, А. Гелена. Неотомизм. Персонализм. Структурализм (Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс), постструктурализм (Р. Барт). «Первый позитивизм» О. Конт: закон трех стадий познания, закон подчинения воображения наблюдению, классификация наук. «Второй позитивизм» Э. Маха и Р. Авенариуса: попытка приобрести фундамент науки в мире ощущений. Различие наук о природе и наук о духе. Основные направления в современной философии (философия науки, философия языка, философия человека). Неопозитивизм: опора на логический анализ и анализ высказываний, принцип верификации. Проблему демаркации ненаучного, научного и философского знания. Постпозитивизм. Критический рационализм К. Поппера: принцип фальсификации, квазидарвиновскую модель роста научного знания. Методологию научно-исследовательских программ И. Локатоса. Концепцию научных революций Т. Куна. Лингвистический поворот в философии ХХ века. Язык как форма жизни и деятельности. Экзистенциализм: бытие человека в мире. Основные экзистенции: страх, тревога, ожидание. Основные идеи М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, К. Ясперса. Феноменология Э. Гуссерля.
Аналитическую философию. Развитие философии науки (Б. Рассел, Л. Витгенштейн). Герменевтику.
Возникновение психоанализа (З.Фрейд, Э. Фромм, К.Г. Юнг). Экзистенциализм.
Тема 2.6 Русская философия.
Периодизацию русской философии. Проблему смысла истории, места и роли России в мировом историческом процессе: западники и славянофилы. Позитивизм и материализм в России. Философские концепции В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова. Государство, история, культура в произведениях русских философов. Нравственную и социально-политическую направленность русской философии. Осмысление природы и человека. Религиозно-философские искания русских философов. Философские темы русской литературы. Современную философскую мысль в России. Мировое значение русской философской мысли.
Семинарские занятия
Очная форма обучения
Семестр | Номер темы дисциплины | Наименование семинарских занятий (краткое содержание) | Методика проведения семинарских занятий для обучающихся с ОВЗ и инвалидами |
Тема 1.1 | Философия и мировоззрение 1. Философия и мировоззрение. Мировоззренческие убеждения, верования и взгляды. Уровни и типы мировоззрения. 2. Философское знание и его специфика. Предмет философии. Философия как мировоззрение, методология, мудрость. 3. Многообразие форм философских направлений. Философский плюрализм современности. Список литературы: 1. Философия: учебник для студентов вузов/под ред. В.П. Ратникова. –Юнити-Дана, 2014 г. - 671 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 2. Философия: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - Юнити-Дана . - 2012 . - 1 468 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru.
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 1.2. | Философия как развивающаяся система знаний
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 1.3. | Философия в духовной культуре общества 1. Многообразие форм духовной жизни общества и их взаимосвязь с философией. 2. Философия и религия. 3. Философия и мораль. 4. Философия и право. 5. Философия и искусство. 6. Философия и современная наука. 7.Философия как самосознание культуры. Философия и культурные универсалии эпохи. Философия культуры и культура философствования. 8. Различие культур Запада и Востока. Список литературы: 1. Философия: учебник для студентов вузов/под ред. В.П. Ратникова. –Юнити-Дана, 2014 г. - 671 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 2. Философия: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - Юнити-Дана . - 2012 . - 1 468 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 3. Разин Александр Владимирович Философия : учебное пособие /А. В. Разин. - М. : Проспект, 2014. - 493 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 4. Нижников Сергей Анатольевич Философия : учебник по дисциплине "Философия" /С. А. Нижников. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 459 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 5. Философия [Текст] : учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2014. - 575 с. - (Бакалавр. Базовый курс). 6. Гриф Гуревич, Павел Семенович. Философия [Текст] : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2013. - 574 с. - (Бакалавр. Базовый курс). | Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 2.1. | Философия Древней Индии и Древнего Китая
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 2.2 | Философия античности и Древней Греции
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 2.3 | Философия Средних веков и Возрождения 1. Истоки и специфика средневековой христианской философии. Этапы развития христианской философии. Теоцентризм. 2. Патристика и схоластика. Откровение и вера. Душа и тело. Свобода воли. 3. Арабо-мусульманская философия Средних веков. Калам (спекулятивная теология), фальсафа (философия), суфизм (мистическое учение) как основные течения арабо-мусульманской философии. 4. Изменения социально-экономической жизни в 14-15 вв. в Европе. Секуляризация культуры и общественной жизни. Переход от религиозной культуры к светской. 5. Философские основы научной революции. Антропоцентризм, гуманизм, индивидуализм, Список литературы: 1. Философия: учебник для студентов вузов/под ред. В.П. Ратникова. –Юнити-Дана, 2014 г. - 671 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 2. Философия: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - Юнити-Дана . - 2012 . - 1 468 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 3. Разин Александр Владимирович Философия : учебное пособие /А. В. Разин. - М. : Проспект, 2014. - 493 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 4. Нижников Сергей Анатольевич Философия : учебник по дисциплине "Философия" /С. А. Нижников. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 459 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 5. Философия [Текст] : учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2014. - 575 с. - (Бакалавр. Базовый курс). 6. Гриф Гуревич, Павел Семенович. Философия [Текст] : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2013. - 574 с. - (Бакалавр. Базовый курс). | Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 2.4 | Философия Нового времени и современности
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 2.5 | Философия 20 века
| Дифференцированное обучение - методы индивидуального личностно ориентированного обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья и личностных психолого-физиологических особенностей | |
Тема 3.1 | Бытие как философское понятие. Онтология. 1. Содержание категории «бытие» Бытие вещей, процессов и состояний природы. Бытие человека и общества. Бытие произведенных человеком вещей. 2. Бытие и субстанция. Бытие и реальность. Бытие и существование. Единство мира. Монизм, дуализм, плюрализм. 3. Античные философы о бытии – Парменид, Зенон Элейский. Онтология Платона. 4. Средневековая онтология. Бог как абсолютное бытие. Идея субстанции в философии Возрождения. 5. Философия экзистенциализма о бытии. 6. Философское учение о материи. Проблема первоначала вещей. Материя и субстанция. 7. Понятие «картина мира». Формирование научной картины мира. Современное представление о единстве мира. Список литературы: 1. Философия: учебник для студентов вузов/под ред. В.П. Ратникова. –Юнити-Дана, 2014 г. - 671 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 2. Философия: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - Юнити-Дана . - 2012 . - 1 468 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru. 3. Разин Александр Владимирович Философия : учебное пособие /А. В. Разин. - М. : Проспект, 2014. - 493 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 4. Нижников Сергей Анатольевич Философия : учебник по дисциплине "Философия" /С. А. Нижников. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 459 с. – Режим доступа:http://нэб.рф 5. Философия [Текст] : учеб. для бакалавров / ред. В. Н. Лавриненко. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2014. - 575 с. - (Бакалавр. Базовый курс). 6. Гриф Гуревич, Павел Семенович. Философия [Текст] : учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2013. - 574 с. - (Бакалавр. Базовый курс). | Дифференцированное обуч |