Роль философии в жизни человека и общества. Функции философии

Философия органично вплетена в ткань человеческого общества и испытывает на себе большое и разноплановое воздействие с её стороны. В наибольшей степени на философскую мысль влияют социальные процессы, общественный и политический строй, государство, формы познания (наука, религия, искусство и др.). В этом смысле философия – это «дочь» исторического времени, конкретной эпохи.

Со своей стороны философия сама активно влияет на исторический процесс – своими передовыми идеями, постановкой и осмыслением назревших социальных и иных проблем. Известно, что крупнейшие революции в истории человечества – Великая французская (XVIII в.) и Великая Октябрьская в России (XX в.) – вначале вызревали в головах передовых мыслителей, а уже затем осуществлялись практически.

Влияние философии на культуру человека и общества проявляется ещё в том, что через постановку и осмысление мировоззренческих вопросов философия проникает в различные сферы познавательной деятельности и «присутствует» там. Философское содержание имеется в мифах и религии, в научных текстах и народной мудрости (афоризмы, пословицы и др.), в различных видах искусства и публицистике. Т.о., философия «вездесуща», она существует во всём содержании познавательной деятельности человека. Вот почему является верным тезис о том, что философия – это ядро, сердцевина духовной культуры человека и общества.

В общем виде роль философии в жизни человека и общества проявляется в её социокультурных функциях.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются её цели, задачи, назначение.

Мировоззренческая функция - способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция - заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно – теоретическая функция - выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая функция - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т.е. механизм познания).
Критическая функция - роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличения достоверности знания.
Аксиологическая функция (с греч. axios – ценный) - заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально–нравственных, эстетических, социальных и др. Цель данной функции – быть «ситом», через которое необходимо пропускать всё нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.
Социальная функция - заключается в том, чтобы объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно – гуманистическая функция - состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция - заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Общекультурная функция - знакомит человека с высшими достижениями мировой интеллектуальной культуры, является показателем уровня образованности и культуры человека.
Интегрирующая функция - систематизирует и обобщает данные всех наук, т.е. выступает как наиболее общая «наука наук».


Основными являются функции мировоззренческая и методологическая: они характерны только для философии, формирующей как общую картину мира, так и методы для других наук. Остальные функции являются дополняющими.

Т.о., определение функций философии показывает, что она выступает в двух основных качествах:

- как форма мировоззрения;

- как особая наука.

Возникает вопрос: «С какой целью человек, начав философствовать две с половиной тысячи лет назад, продолжает заниматься этим и сейчас?» Ответ один: чтобы понять мир, в котором он живёт, изменить его к лучшему. В частности изменить мир, как полагает английский философ Б.Рассел, «лучше всего и вернее всего» путём морального совершенствования и самосовершенствования.

Кому не нужна философия? - философия опасна для всех форм догматизма, фанатизма, фюрерства, начинавших строительство «нового мира» с истребления тех, кто был способен размышлять иначе, чем предписывала власть: в самостоятельном мышлении усматривалась реальная опасность для тоталитарной власти. История демонстрирует немало случаев борьбы с философами – от изгнания из родной страны до сжигания на кострах. В XXв. массовые истребления и изгнания практиковались в фашистской Германии и в молодой Советской России (в 1922г. целая плеяда известных философов была отправлена в пожизненную эмиграцию на «философском пароходе», многих оставшихся ждали лагеря и смертные приговоры); - она не нужна современному массовому обществу – продукту политических и информационных технологий и рекламы, пропагандирующих упрощённый взгляд на вещи. Философия мешает массам выполнять приказы, послушно стоять у конвейера, бездумно покупать рекламируемые товары и некритично верить всему тому, что показывают, говорят, печатают средства массовой информации.
Кому нужна философия? - философия – это выбор интеллектуально независимого, внутренне свободного человека. Она обеспечивает тому, кто ищет истину, полную свободу поиска; - философия необходима обществу в целом: как яркое проявление свободомыслия, она постоянно ищет и предугадывает пути социальных изменений, формируя новые идеи или предупреждая о будущих сложностях. Философия – квинтэссенция изменений, без которых развитие невозможно.

В наше время, как и в предшествующие века, философия всё ещё остаётся элитарной формой культуры. Но с прогрессом общества, с превращением человеческого труда в творчество, в гармонию интеллектуальных и эстетических устремлений философия перестанет быть чисто профессиональным занятием, уделом и монополией немногих. Шаг за шагом она становится сердцевиной образа жизни и образа мысли каждого человека демократического, цивилизованного общества.

Наши рекомендации