Цель изучения темы: В рамках теории человека выделить основные этапы его социализации.

Основные вопросы темы: Человек как высшая форма развития мира. Потенциальный и актуальный человек. Периоды социализации человека.

Представленные в мировой философии понятия, определения, варианты понимания человека весьма различны. Мы придерживаемся одного из них.

Человек- это универсальный объект исследования, средоточие всех мыслимых теоретических и практических проблем. Человек самоутверждается в мире надрефлексно, целеопределенно. В своей деятельности, как целесообразном взаимодействии с миром, человек перекрывает пределы наличного, творит новое, наращивает массив бытия. В этом его инаковость, отличие от всех других форм бытия. В так представленном понимании человека схвачена идея развития: высшие формы бытия основаны на низших, содержат их в себе в снятом виде. Если мир развивается, то человек предстает высшей формой состояния мирового процесса.

Развитие мира приводит к возникновению человека, социальных систем. Возникновение и развитие социальных систем выступает, с одной стороны результатом, а с другой - способом развития человека. В этом качестве историческое развитие социальных систем объективно ориентировано на развитие человека. Отсюда огромной важности вывод: человек выступает универсальным критерием оценки развития социальных систем. Этот критерий применим и к оценке образовательных систем, особенно, если речь идет об обновлении, модернизации, реформировании системы образования: надлежит отбросить все, что не работает на развитие человека, усилить, обновить, привнести, все то, что способствует его развитию.

Несмотря на все это, человек сегодня наименее исследованный объект. Человека исследуют самые различные науки: анатомия, психология, социология, медицина, педагогика, эстетика, политика и т. д. Это неизбежно лишает научный портрет человека целостности, делает этот портрет фрагментарным. Интегрального научного портрета человека, теории человека нет до сих пор, создание такой теории находится в стадии становления. И дело не в том, что не осознается необходимость такой работы. Дело - в чрезвычайной сложности объекта, каковым является человек. Сложность эта безмерно возрастает, ибо изучать человека должен опять таки человек. Т. е. требуется самоосознание человеком самого себя, требуется рефлексия человека, нужны не только научные знания о человеке, но и оценка появления человека в мире, его отношений с миром и самим собой. Такое изучение человека возможно лишь в рамках философии. Иными словами, теория человека - это философская наука, раздел философии, философская антропология(греч. anthropos - человек).

Итак, если мы изучаем философию образования (глубинные, предельные свойства системы «Человек - Образование - Общество - Государство»), то надлежит представить философскую картину, философский портрет человека, как индивида, как единичного представителя человеческого рода.

Философский подход к изучению человека предполагает включение его в более широкое понятие «объект». Генетический (греч. genesis - происхождение, становление) принцип анализа объекта (небытие - возникновение - становление - уничтожение), будучи примененным к человеку приводит к понятию его жизненного пути: рождение, становление, развитие, судьба, смерть и т. д. Двигаясь по своему жизненному пути, человек претерпевает различные изменения, превращения, метаморфозы, переходит из одного состояния в другое. В крупном плане в теории человека выделяется два состояния человека:

1. Потенциальный человек.

2. Актуальный человек.

Выделение названных состояний человека имеет самое прямое отношение к философии образования. Дадим краткую философскую характеристику каждому состоянию человека.

Потенциальный человек. Понимание человека как социального существа с полноценным биопсихическим субстратом имеет две составляющие, две ипостаси – биологическую (точнее биопсихофизиологическую) и социальную. Отсюда и двуплановость понятия потенциального человека: 1) добиологическое - до акта рождения - существование человека, которое детерминировано генетическими программами предков человека и 2) досоциальное существование человека - родившийся человек только должен стать человеком, он еще только «кандидат в человека». С точки зрения образования мы фокусируем внимание на социальной составляющей человека. Проблему социальной составляющей трудно переоценить. Ведь собственно человеческие, т. е. социальные его качества не передаются по генетическим каналам, их надлежит сформировать. А это - главнейшая, генеральная функция образования. Следовательно, уже на этом этапе мы находим истоки многих проблем реального образования: долгосрочное планирование сети образовательных учреждений со всей их инфраструктурой (кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение и т. д.), содержание будущего образования, содержание и система подготовки педагогических кадров и т. д.

Актуальный человек. В социальном смысле, как представитель человеческого рода человек формируется в процессе социализации - процессе трансляции и освоения (усвоения, присвоения) человеческой культуры, всего социального опыта. Вся полнота содержания понятия образования присутствует именно здесь: образование выступает одной из главных институциональных (образование = социальный институт) форм социализации.

Социализация человека осуществляется в течении всей его жизни, в различных - организованных и неорганизованных - формах, с различной глубиной, содержанием, скоростью и т. д. В этом случае в процессе социализации неизбежно выделяются ее этапы. Крупным планом удобно выделить следующие три этапа, периода социализации.

I.Идентификация (актуальный человек как индивид). На этом этапе только что родившийся человек приобретает общее, присущее всем людям, всему человеческому роду (идентифицирует себя с человеческим родом): осваивает основной канал и способ коммуникации - речь, учится ходить, осваивает базовые правила общежития и нормы поведения (санитарно-гигиенические, морально-нравственные и т.д.), начатки способов освоения мира (художественно-образный, логико-понятийный) и т. д. Общее задается и усваивается ребенком на биопсихическом субстрате, генетически задающем неповторимость особенность, каждого человека (телосложение, рост, цвет кожи, глаз, волос, походка, голос, дактилоскопическая карта, психический тип и т. д.). Единство генетически заданного и общего в человеке схватывается понятием индивид. Становление индивида и происходит в процессе идентификации. С определенной долей условности период идентификации можно ограничить дошкольным возрастом (до 6 – 7 лет).

II.Индивидуализация (актуальный человек как индивидуальность).Уже на первом этапе социализации индивид наделяется социальными качествами. Богатство качеств индивида является той основой, на которой в процессе дальнейшей социализации происходит становление и развитие социально неповторимых, оригинальных, специфических, особенных качеств человека, выделяющих его из человеческого рода: быстрота мышления, задатки, способности к тому или иному виду деятельности, свойства характера и т. д. Неповторимость, особенность человека определяется понятием индивидуальность. Опять - таки с определенной условностью период индивидуализации (становление индивидуальности) можно отнести к школьному возрасту (6-7 лет - 16-17 лет).

III.Персонализация (актуальный человек как личность). Персонализация представляет собой третий - высший - этап социализации, являясь целью всего процесса социализации в целом. На этапе персонализации формируется личность-социально активный человек, субъект человеческой истории. Личность - это предельное, высшее состояние человека как единичного представителя человечества. На этапе именно персонализации развитие человека принимает формы саморазвития (образование - самообразование, воспитание - самовоспитание, деятельность - самодеятельность и т. д.). В известной степени персонализация совпадает со всей самодеятельной, самостоятельной частью жизненного пути человека. Что касается образования как институциональной формы социализации человека, то персонализация соответствует профессиональной фазе образования, особенно высшего, и, следовательно, соответствует возрасту с 17-18 лет до 22-23 лет системы, задаваемой философскими категориями «общее» (индивид), «единичное» (индивидуальность), «особенное» (личность).

Контрольные вопросы и задания

1. Аргументируйте тезис о человеке как высшей форме состояния мира.

2. Что значит «потенциальный человек»?

3. Что значит «актуальный человек»?

4. Назовите и охарактеризуйте основные этапы социализации человека.

Тема 4

Наши рекомендации