ТЕМА № 1. ФИЛОСОФИЯ И КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ
Семинарское занятие № 1. Организационное.
Работа с философским текстом. Конспектирование. Специфика прочтения философского текста.
Семинарское занятие № 2. Этапы формирования психики человека.
Текст для самостоятельного изучения: Ильенков Э.В. "Откуда берется ум"
Вопросы и задания к тексту:
1. В чем состоит существенное отличие философии и психологии от наук биологического цикла?
2. Чем интересен для ученого опыт социолизации слепоглухих детей?
3. Выделите этапы формирования психики человека и охарактеризуйте каждый из них.
4. Дайте сравнительный анализ психики животного и психики человека.
5. Значение труда в процессе социолизации человека.
6. Почему Ильенков говорит о возникновении психики, а не ее пробуждении?
7. Разъясните смысл понятия " совместно-разделительная деятельность"
Семинарское занятие № 3. Стадии развития ума и цель изучения философии.
Текст для самостоятельного изучения: Ильенков Э.В."Учиться мыслить"
Вопросы и задания к тексту:
1. Почему в своем развитии человек должен "воспроизводить процесс духовного развития человечества"?
2. Почему люди часто "застревают на стадиях, которые давно пройдены человечеством"?
3. Кто такие педанты-догматики?
4. Как соотносятся понятия "проблема" и "вопрос"?
5. Назовите и охарактеризуйте стадии развития ума.
6. Покажите связь между догматизмом и скептицизмом.
7. Докажите, что статья Ильенкова является образцом диалектического мышления.
Семинарское занятие № 4. Философия и мировоззрение.
Текст для самостоятельного изучения: Лосев А.Ф." О мировоззрении"
Задание для студентов: студенты должны составить простой план текста и суметь объяснить переход от одного пункта плана к другому. Понятие "символа" будет вынесено на экзамен.
ТЕМА № 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Семинарское занятие № 5. Философ и смысл его деятельности.
Текст для самостоятельного изучения: Платон "Апология Сократа"
Дополнительная литература: Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А." Платон. Аристотель" М.,1995. Кесседи Ф.Х. Сократ М., 1988.
Вопросы и задания к тексту:
1. Перечислите обвинения, которые были выдвинуты против Сократа.
2. Воспроизведите аргументы Сократа в свою защиту.
3. Как Сократ относился к натурфилософам и софистам.
4. Что Сократ понимал под невежеством?
5.Чему учил Сократ и в чем видел свое призвание? В чем состоит мудрость Сократа?
6. Почему Сократа приговорили к смерти?
7. Почему Сократ стал символом философа?
8. Опишите ситуацию суда над Сократом в терминах "догматизм", "скептицизм", "диалектическое мышление"
9. Объясните последние слова Сократа на суде.
Помимо текста студенты должны знать биографию Сократа и понимать сущность его метода решения философских вопросов.
Семинарское занятие № 6-7. Учение Платона о душе.
Текст для самостоятельного изучения: Платон "Федон"
Вопросы и задания к тексту:
1. Восстановите события (время, место действия, действующие лица, сюжет), о которых идет речь в диалоге "Федон". Как они связаны с сюжетом "Апологии Сократа"?
2. Сформулируйте основную тему диалога. Как Платон решает проблему соотношения души и тела?
3. Почему Сократ отвергает самоубийство? Понял ли Сократа Клеомброт?
4. Воспроизведите возражения Кебета Сократу по вопросу о желанности смерти для философа.
5. В каком смысле философ желает умереть, и заслуживает такую участь?
Воспроизведите первое доказательство бессмертия души.
- Что такое противоположности и почему они предполагают друг друга?
- какой тезис доказывает Платон исходя из наличия противоположностей?
- как Платон делает вывод о бессмертии души?
Воспроизведите второе доказательство бессмертия души.
- Объясните тезис Платона: "Знание есть припоминание";
- на каком примере Платон рассматривает врожденное знание;
8. Объясните опыт социолизации слепоглухих детей с точки зрения Платона.
————————————————————————————————
Воспроизведите третье доказательство бессмертия души.
2. Объясните фразу: "Всем предназначено место, соответствующее их главной в мире заботе"
3. Какие сомнения высказывают собеседники Сократа по поводу его аргументов?
Воспроизведите четвертое доказательство бессмертия души.
Учение Платона о причинах.
6. Не противоречит ли четвертое доказательство первому?
7. Этические выводы из учения Платона о душе. Докажите, что Платон создает систему ценностей, которая противоречит ценностям языческого мира.