ТЕМА № 1. ФИЛОСОФИЯ И КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ

Семинарское занятие № 1. Организационное.

Работа с философским текстом. Конспектирование. Специфика прочтения философского текста.

Семинарское занятие № 2. Этапы формирования психики человека.

Текст для самостоятельного изучения: Ильенков Э.В. "Откуда берется ум"

Вопросы и задания к тексту:

1. В чем состоит существенное отличие философии и психологии от наук биологического цикла?

2. Чем интересен для ученого опыт социолизации слепоглухих детей?

3. Выделите этапы формирования психики человека и охарактеризуйте каждый из них.

4. Дайте сравнительный анализ психики животного и психики человека.

5. Значение труда в процессе социолизации человека.

6. Почему Ильенков говорит о возникновении психики, а не ее пробуждении?

7. Разъясните смысл понятия " совместно-разделительная деятельность"

Семинарское занятие № 3. Стадии развития ума и цель изучения философии.

Текст для самостоятельного изучения: Ильенков Э.В."Учиться мыслить"

Вопросы и задания к тексту:

1. Почему в своем развитии человек должен "воспроизводить процесс духовного развития человечества"?

2. Почему люди часто "застревают на стадиях, которые давно пройдены человечеством"?

3. Кто такие педанты-догматики?

4. Как соотносятся понятия "проблема" и "вопрос"?

5. Назовите и охарактеризуйте стадии развития ума.

6. Покажите связь между догматизмом и скептицизмом.

7. Докажите, что статья Ильенкова является образцом диалектического мышления.

Семинарское занятие № 4. Философия и мировоззрение.

Текст для самостоятельного изучения: Лосев А.Ф." О мировоззрении"

Задание для студентов: студенты должны составить простой план текста и суметь объяснить переход от одного пункта плана к другому. Понятие "символа" будет вынесено на экзамен.

ТЕМА № 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Семинарское занятие № 5. Философ и смысл его деятельности.

Текст для самостоятельного изучения: Платон "Апология Сократа"

Дополнительная литература: Лосев А.Ф. Тахо-Годи А.А." Платон. Аристотель" М.,1995. Кесседи Ф.Х. Сократ М., 1988.

Вопросы и задания к тексту:

1. Перечислите обвинения, которые были выдвинуты против Сократа.

2. Воспроизведите аргументы Сократа в свою защиту.

3. Как Сократ относился к натурфилософам и софистам.

4. Что Сократ понимал под невежеством?

5.Чему учил Сократ и в чем видел свое призвание? В чем состоит мудрость Сократа?

6. Почему Сократа приговорили к смерти?

7. Почему Сократ стал символом философа?

8. Опишите ситуацию суда над Сократом в терминах "догматизм", "скептицизм", "диалектическое мышление"

9. Объясните последние слова Сократа на суде.

Помимо текста студенты должны знать биографию Сократа и понимать сущность его метода решения философских вопросов.

Семинарское занятие № 6-7. Учение Платона о душе.

Текст для самостоятельного изучения: Платон "Федон"

Вопросы и задания к тексту:

1. Восстановите события (время, место действия, действующие лица, сюжет), о которых идет речь в диалоге "Федон". Как они связаны с сюжетом "Апологии Сократа"?

2. Сформулируйте основную тему диалога. Как Платон решает проблему соотношения души и тела?

3. Почему Сократ отвергает самоубийство? Понял ли Сократа Клеомброт?

4. Воспроизведите возражения Кебета Сократу по вопросу о желанности смерти для философа.

5. В каком смысле философ желает умереть, и заслуживает такую участь?

Воспроизведите первое доказательство бессмертия души.

- Что такое противоположности и почему они предполагают друг друга?

- какой тезис доказывает Платон исходя из наличия противоположностей?

- как Платон делает вывод о бессмертии души?

Воспроизведите второе доказательство бессмертия души.

- Объясните тезис Платона: "Знание есть припоминание";

- на каком примере Платон рассматривает врожденное знание;

8. Объясните опыт социолизации слепоглухих детей с точки зрения Платона.

————————————————————————————————

Воспроизведите третье доказательство бессмертия души.

2. Объясните фразу: "Всем предназначено место, соответствующее их главной в мире заботе"

3. Какие сомнения высказывают собеседники Сократа по поводу его аргументов?

Воспроизведите четвертое доказательство бессмертия души.

Учение Платона о причинах.

6. Не противоречит ли четвертое доказательство первому?

7. Этические выводы из учения Платона о душе. Докажите, что Платон создает систему ценностей, которая противоречит ценностям языческого мира.

Наши рекомендации