Научно – популярный фильм. Темная материя.
Вопросы самоконтроля по видеоматериалам.
Пример плана ответа по вопросу:
Методологическое значение ленинского определения материи
- Главная проблема – необходимость руководствоваться диалектическим определением материи, так как метафизические трактовки материи вводят в заблуждение;
-в естествознании долгое время (с XVII до конца XIX столетия) атомы считались пределом делимости материи, а ее неуничтожимость связывалась с сохранением массы атома;
- истолкование массы как количества материи долгое время считалось основным, обеспечивающим построение научной картины мира. Неразрушимость атомов означала, что их количество в природе остается постоянным, это истолковывалось как сохранение материи;
- эти идеи мешали найти правильное объяснение явлениям, свидетельствующим о делимости атома;
- так явление радиоактивности, обнаруженное в 1896 году А. Беккерелем, шесть лет не получало научного объяснения;
-было установлено, что это излучение не может быть объяснено как выделение веществом ранее поглощенной энергии. Но если допустить, что атомы излучают энергию, не черпая ее ниоткуда, то нарушается закон сохранения энергии;
-только в 1902 году Э. Резерфорд и Ф. Содди сумели разрешить этот парадокс. Они доказали, что радиоактивность представляет собой результат спонтанного распада атомов и превращения химических элементов;
- в студенческие годы Э. Резерфорд развивал идею, согласно которой все объекты природы необходимо рассматривать как результат эволюции. Если с этих позиций подойти к представлениям об атоме, то его следовало рассматривать не как изначально данный, неизменный «первокирпичик» мира, а как возникший из других объектов;
- преодоление метафизических взглядов на материю было условием не только открытия делимости атома, но и последующей правильной интерпретации этого открытия;
- господствовавшее в среде физиков того времени отождествление неуничтожимости материи с неразрушимостью атомов привело к истолкованию делимости атома как исчезновения материи;
- противопоставляя этим взглядам диалектико-материалистическое определение материи, Ленин подчеркивал, что содержащаяся в нем идея неисчерпаемости материи позволяет справиться с возникшими трудностями.
- делимость атома с этих позиций означала не уничтожение материи, а расширение горизонта наших знаний о материи и открытие ее новых видов;
- диалектико-материалистическое понимание материи имеет важное значение и для общественных наук. Оно позволяет рассмотреть общественную жизнь как функционирование и развитие сложной материальной системы — человеческого общества;
- рассматривает сознание как особую реальность;
- определение материи предполагает, что материя неисчерпаема, существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит, обладает определенной, пусть очень сложной структурой.
Понятия
Материя, атрибутивные свойства материи, система, структура, элемент, структурный уровень организации, движение, развитие, синергетика, самоорганизация, пространство, время, единство мира.
Литература
Введение в философию. Учебник. Под. Ред. Фролова И.Т. М.,1989. Часть2.Глава 6.
2. Барашенков В.С. Кварки, протоны, Вселенная. М., 1987.
3. Дубровский В.Н., Молчанов Ю.Б. Эволюционирует ли время, пространство и причинность?// Вопросы философии. 1986. №6.
4. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М., 1974. Т. 1, С. 150.
5. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 275.
6. Герцен А.И. Письма об изучении природы. М., 1946. С. 105—106.
7. Кант И. Сочинения. М., 1965. Т. 3. С. 521.
8. Кузнецов Б.Г. Современная наука и философия. М., 1981.
9. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. ПСС. Т.18.
10. Миронов В.В. Философия. М., 2004
11. Моисеева Н.А. Сороковикова В.И. Философия. К., 20085. Моисеев Н.Н. Мир XXI века и христианская традиция // Вопросы философии. 1993. №8.
Материя
Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования самые различные явления, предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т. д. Все существующее — это и есть мир, к которому мы принадлежим.
Выделяя главные сферы бытия (природу, общество, сознание), мы неявно полагаем, что многообразие явлений, событий, процессов, включенных в эти сферы, объединено некоторой общей основой. Вместе с тем возникает вопрос: имеется ли нечто объединяющее сами эти сферы, можно ли говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира?
Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего для обозначения которой в философии была выработана категория субстанции (от лат. substantia — то, что лежит в основе). Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует.
Учения, объяснявшие единство мира исходя из одной субстанции, относятся к философии монизма. Но само понимание субстанции может быть различным: в качестве субстанции
можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому следует различать материалистический монизм (например, учение Фалеса, Гераклита, Спинозы) и идеалистический монизм (например, философия Платона, Гегеля). Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован двумя существующими исходными началами — материальным и идеальным. Первое из них объединяет сферу телесно-предметной реальности, а второе — сферу духа (Р. Декарт).
Марксистско-ленинская философия продолжает традицию материалистического монизма. Это значит, что многообразие бытия во всех его проявлениях она рассматривает под углом зрения их материального единства. Сознание же понимается не как субстанция, а как особое свойство материи, присущее не всем, а только высшим формам ее организации. Структурность, движение, пространство и время предстают как атрибутивные характеристики материи, то есть такие ее свойства, без которых материя не существует. Вместе с тем сами эти свойства не могут быть отделены от материи.
Мир, в котором мы живем и частью которого являемся,— это материальный, мир. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальную действительность.
В домарксовском материализме материя часто понималась как нечто существующее наряду с вещами, как некоторая телесность, праматерия, из которой возникают и в которой исчезают конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представление о субстанциональности материи, рассматривая ее как бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира. С этой точки зрения материя существует только в многообразии конкретных объектов, через них, а не наряду с ними.
Все эти характеристики находят свое концентрированное выражение в диалектико-материалистическом определении материи.