Собственно-научный Научно-учебный Научно-популярный

- Диссертация - Учебник - Научные книги

- Автореферат - Лекции - Справочники

- Научная статья - Энциклопедии

- Монография

- Доклад

Научная статья и монография - оригинальные произведения исследовательского характера, относящиеся к собственно научному стилю. Это так называемые первичные жанры научного стиля, так как они пишутся специалистами и для специалистов.

Монография - научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса.

Научная статья - сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования.

Рецензия – это письменный разбор, предполагающий: 1) комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.); 2) обобщенную аргументированную оценку; 3) выводы о значимости работы.
Отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к публикации, на соискание ученой степени и т. д.

Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные.

Доклад или отчёт — один из видов монологической речи, публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста.

Научному стилю присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: 1) предварительное обдумывание высказываний, 2) монологичный характер, 3) строгий отбор языковых средств, 4) тяготение к нормированной речи.
Исконная форма существования научной речи – письменная. Письменная форма долговременно фиксирует информацию, а наука требует именно этого. Письменная форма дает возможность обращаться к информации многократно.

В научной речи господствует монолог. Даже научный диалог представляет собой серию чередующихся монологов. Научный монолог приобретает форму произведения с продуманным отбором содержания, четкостью построения, оптимальностью речевого оформления.

Дидактический материал

Задание 1. Прочитайте текст, составьте вопросы к нему. Определите подстиль текста. Определите основное коммуникативное намерение автора текста (сообщить новую информацию, оценить событие или факт, убедить в чем-либо читателя, оказать на него воздействие).

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы «износ» организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.
В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной.

Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа.

Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

Задание 2. Перескажите текст «Труд» с опорой на вопросы задания 1. (Помните об отличиях письменного и устного текстов).

В письменном тексте В устном тексте
длинные и сложные предложения; много существительных и прилагательных; предложения связаны с помощью местоимений: он (она, оно, они), это, такой и других, например: Экономика – это социальная наука. Онаизучает жизнь общества.   короткие и простые предложения; много различных глаголов; предложения связаны с помощью повторения основных слов темы, например: Экономика – это социальная наука. Экономика изучает жизнь общества.

Задание 3.Приведите аргументы и факты, доказывающие нижеприведенные мысли и высказывания о труде известных деятелей культуры, наук и политики:

    • Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда человек не может соблюсти свое человеческое достоинство" (Л.Н. Толстой);
    • "Жизнь без труда - воровство, труд без искусства - варварство" (Д. Рескин);
    • "Труд - это отец удовольствия" (Стендаль);
    • "Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды" (Вольтер);
    • "Лучше ничего не делать, чем делать ничего" (Л.Н. Толстой);
    • "Свободный труд нужен человеку не сам по себе, а для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства" (К.Д. Ушинский);
    • "По степени большего или меньшего уважения к труду и по умению оценивать труд... соответственно его истинной ценности - можно узнать степень цивилизованности народа" (Н.А. Добролюбов);
    • "К занятому человеку редко ходят в гости бездельники, к кипящему горшку мухи не летят" (Б. Франклин);
    • "Тот, кто хочет - делает больше, чем тот, кто может" (Г. Мерье);
    • "Труд не позорит человека; к несчастью, попадаются люди, позорящие труд" (У.С. Грант);
    • "В дом труженика голод заглядывает, но зайти туда боится" (Б. Франклин);
    • "Жена писателя никак не может понять одного: когда писатель глазеет в окно, он тоже работает" (Б. Рэскоу);
    • "Если бездельник не раздражает вас, значит, вы сами чем-то похожи на него" (Э.У. Хоу).

Задание 4.В каких жанрах научного стиля могут использоваться данные определения?

В "Краткой философской энциклопедии" труд определяется как "процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление вещи". Труд рассматривается как "стремление стать над вещью", как "способ познания вещи и самого себя" (см. Краткая философская энциклопедия, 1994. С. 463). В "Философском энциклопедическом словаре" труд определяется как "целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей" (см. Философский энциклопедический словарь, 2003. С. 696).

Задание 5.

Прочитайте советы студентам. Определите жанр текста. Подготовьте устное и письменное высказывания по содержанию текста. Скажите:

1. Что для вас было особенно интересно узнать из текста и почему?

2.О каких фактах вы узнали впервые? Укажите факты и сведения из текста, которые уже были известны вам.

3.Понадобится ли вам информация, содержащаяся в данном тексте?

Если соотносить понятия: труд, учеба и отдых, то надо помнить о том, что труд - это, прежде всего, целесообразная продуктивная деятельность, имеющая свой определенный результат. Хотя при более пристальном анализе оказывается, что и отдых, и учеба также имеют свой специфический результат, поэтому сложно провести четкую границу между этими понятиями.

Учеба – это очень тяжелый и требующий терпения труд. И никакие фокусы не спасут от этого труда – знания не придут по щелчку пальцев или взмаху волшебной палочки. Однако, есть весьма несложные способы сделать этот тяжкий труд намного эффективней, увлекательней и интересней. Некоторые советы, которые помогают грызть гранит науки. Итак, приступим:

Совет 1: слушайте аудиокниги.

Самая большая проблема обучения – нехватка времени. На самом деле его не так сложно найти. Добраться до школы, института, возвратиться домой – все это занимает много времени. Используйте его – слушайте аудиокниги. У большинства школьников и студентов есть мобильные телефоны со встроенным MP3-плеером. Вместо музыки слушайте, например, русскую классику. В Интернете очень много художественной и научной литературы в свободном доступе. Большинство книг читается профессиональными дикторами, поэтому прослушивание такой книги – одно удовольствие. Даже "Война и мир" Толстого или "Преступление и наказание" Достоевского покажется вам легким и приятным чтением. Не слушайте аудиокниги во время сна – вы ничего не запомните! Однако, читать тоже надо: аудиокнига – это дополнение к традиционному чтению.

Совет 2: смотрите новости и документалистику.

Новости надо смотреть не только потому, что хорошо бы знать, что происходит в мире, но это отличный способ расширения кругозора. Смотреть документальные фильмы – это хорошее дополнение к учебникам и аудиокнигам. Фильм более наглядно показывает/описывает событие, факт, лицо. К тому же, это намного увлекательней.

Совет 3: ведите электронные конспекты.

Электронный конспект ускоряет процесс работы во всех смыслах. Если у вас есть ноутбук, то берите его с собой в ВУЗ (в школе, вряд ли, ученикам это позволят) и ведите конспекты в нем. При этом руки меньше устают. Набрать текст с клавиатуры можно намного быстрее, чем записать его ручкой – у вас будет время еще раз прочесть, что вы записали, пока остальные записывают. Освойте слепой 10-ти пальцев метод ввода текста – то есть "печатать" так, чтобы не смотреть на клавиатуру. К тому же, впоследствии нужную запись можно найти намного быстрее, чем рыться в кипе тетрадей.

Совет 4: компьютер не только для игр, помните это.

Компьютер и правда может быть хорошим помощником по учебе. В Интернете можно найти много полезной информации. Используйте словари, энциклопедии (например, Wikipedia). Все это ускорит вашу работу.

Совет 5: читайте энциклопедии.

Энциклопедия – это обо всем по чуть-чуть в доступной форме. Старайтесь выбирать энциклопедии с иллюстрациями – это улучшит восприятие информации. Читайте то, что вам интересно. Расширяйте кругозор – он очень поможет в будущем.

Совет 6: откройте толковый словарь.

Весьма интересный метод расширения кругозора! Откройте толковый словарь и просматривайте его методично: от А до Я. Останавливайтесь на незнакомых словах. Старайтесь запомнить те слова, которые, по вашему мнению, могут Вам пригодиться. По 1-2 страницы в день вполне достаточно. Очень скоро, вы даже сами не заметите как скоро, ваш словарный запас пополнится, а кругозор расширится.

Совет 7: беседуйте с учителем, задавайте вопросы.

Совершенно не стыдно чего-то не знать. Если вы сомневаетесь в чем-то или чего-то не знаете – спросите у учителя/преподавателя. И если вы внимательно выслушаете ответ, то уверяю вас, вы надолго это запомните. Чем больше вы будете общаться с педагогом на уроке/лекции по теме предмета, тем больше вы запомните.

Совет 8: пишите шпаргалки.

Шпаргалки писать можно. Настоятельно советую это делать. Использовать их нельзя – это правда. Но вам не придется их использовать. Написание шпаргалки – это крайне эффективный способ обучения. Пока вы пишете ее – вы стараетесь умести как можно больше информации на небольшом клочке бумаги. Тем самым вы удивительно эффективно систематизируете информацию, которая намного лучше усваивается. Написав хорошую шпаргалку – вы почти все запомните и она вам не понадобится.

Совет 9: заучивайте по утрам.

Учеба не обходится без зубрежки. Например, надо выучить стихотворение. Не делайте этого перед сном – результат будет крайне неудовлетворительным. Вы просто потратите время впустую. Учите по утрам, пока голова "свежая", и вы выучите стихотворение в 10 раз быстрее.

Совет 10: придерживайтесь графика, высыпайтесь.

обнаружения малейших информативных неточностей, логических нарушений, которые Старайтесь сделать все до полуночи, чтобы у вас была возможность хорошо выспаться. Сидеть на лекции/уроке "вареной колбасой" (то есть, не выспавшимся) – невероятно неэффективно. Вы будете все время мыслями в кровати, ваша бдительность утрачена, вы ничего не запомните на лекции. Составьте себе график и придерживайтесь его, чтобы избегать систематического недосыпания.

В заключение...

Разумеется, это далеко не полный список советов, который могли бы помочь по учебе, однако и этого вполне достаточно, значительно разнообразить и улучшить процесс обучения. Все вышесказанное проверено на личном опыте и отлично действует. Люди разные, поэтому вполне вероятно, что не все советы помогут каждому. Удачи и терпения в этом непростом труде - учебе!

Задание 5.Составьте текст «Что такое отдых?» и напишите к нему аннотацию.

Задания для СРО:

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Режим дня студента»

Составитель: ст.преп. Азкенова Ж.К.

Неделя 13

Тема: Языковые средства научного текста.

КЛК «Места отдыха и здравницы Казахстана»

Вопросы:

1.Использование языковых средств в устной и письменной форме в научных текстах.

2.Конструкции для выражения характеристики, признаков лица, предмета, явлений.

Цели:

- выявление особенностей научных текстов на всех лингвистических уровнях; обучение студентов языковому анализу научного текста;

- развитие умений построения и выбора различных конструкций, применяемых для выражения характеристики, признаков лица, предмета и явлений в научном стиле;

- развитие интереса к языку, любви к природе и стране.

Количество часов: 3

Методы и приемы: работа в парах,

Справочный материал

Научные тексты должны писаться в определенном строгом стиле. Это вызвано необходимостью избежать двусмысленностей и многозначностей тех или иных научных понятий. Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее. Поэтому исконной формой существования научной речи является письменная, что объясняется таким ее определяющим признаком, как понятийное отражение действительности, логичность изложения, доказательность и аргументированность.

Понятия, которыми оперирует научное мышление, выражаются обычно многокомпонентными структурами, характерными именно для письменной речи. Это происходит потому, что письменная форма более удобна и надежна в смысле неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины.

Особенности научного стиля в текстах проявляются на всех лингвистических уровнях - фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом. В сравнении с письменной формой научного текста в устной форме фонетический потенциал не имеет определяющего значения, его роль заключается в поддержке стилистической специфики на других уровнях. Для полного и глубокого восприятия смысла научного текста необходимо

- обеспечить четкое восприятие словесной формы;

- замедленный темп произношения слов (понятийных словосочетаний);

- стандартность интонации;

- подчиненность интонации синтаксическому строю научной речи.

К особенностям произносительного научного стиля, как стиля книжного, относятся: ослабленная редукция гласных и ассимиляция согласных; отчетливое произношение безударных слогов (с приближением к буквенному произношению), произношение заимствованных и интернациональных слов с приближением к интернациональной норме и др. На лексическом уровне проявляется отвлеченный и обобщенный характер научного текста, в котором широко употребляются слова с абстрактным значением (явление, применение, изучение, исследование) и терминология. Лексику научной речи составляют:

1. общеупотребительная лексика;

2. общенаучная лексика;

3. терминологическая лексика.

К общеупотребительной лексике относятся слова, которые используются и в общем языке, и в научных текстах.

Общенаучная лексика – это непосредственная часть научной речи. Общенаучная слова закреплены за определенными понятиями, но не являются терминами (элемент, процесс, система, функция). Терминологическая лексика занимает большое место в научной литературе. Терминированность – одна из основных стилевых характеристик научного стиля. Различают два вида терминов: 1) общенаучные и 2) специальные (узкоспециальные, номенклатурные).

Грамматический уровень характеризуется выбором форм слова и построением словосочетаний, предложений. В научном тексте широко используются глаголы несовершенного вида, так как от них образуются формы настоящего времени. Часто употребляются как глаголы настоящего времени, так и прошедшего времени (в форме 3-го лица множественного числа без указания на субъект действия). Если чередование форм настоящего и прошедшего времени в других стилях делает речь образной, то в научном тексте они указывают на закономерность явления, что подчеркивается контекстом. В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с суффиксом -ся/-сь) в страдательном (пассивном) значении. Преобладают глаголы изъявительного наклонения, а глаголы повелительного наклонения – в редких случаях, в основном при описании опытов (например: проверьте результаты…).

Типичной чертой научных текстов является именной характер, то есть частое употребление имен существительных, прилагательных (в сравнении с глаголами эти части речи преобладают). Значительно реже, чем в других стилях, употребляются одушевленные существительные. Среди существительных мужского и женского рода большое место также занимает отвлеченная лексика. Так, для научного стиля характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (обмен веществ, коробка передач). В научных текстах характерно частое употребление родительного падежа с предлогом для (прибор для монтажа). Своеобразно проявляется в научной речи категория числа имен существительных: распространено употребление формы единственного числа вместо множественного, которые служат для обозначения обобщенного понятия или неделимой совокупности и общности либо на отдельные считаемые предметы. Например:

- высокопрочные стали, смазочные масла, лечебные чаи, соли, минеральные воды (обозначение сорта или вида данного вещества);

- снега, мхи, грязи, солончаки (сплошную массу вещества на каком-либо пространстве);

- мощности, емкости, скорости, культуры (некоторые отвлеченные понятия);

- глубины, длины, теплоты, температуры, максимумы, минимумы (понятия, выражающие количественные показатели).

Используются в научных текстах прилагательные и причастия в значении указательных местоимений “этот, такой". Например: Минералы, входящие в данную группу, имеют темную окраску. Прилагательное “следующие” в значении местоимения “такие” подчеркивает последовательность перечисления особенностей, признаков и т.д. Имена прилагательные в роли определения широко употребляются в терминологическом значении (гласные и согласные звуки - уголовный кодекс, условные рефлексы).

Широко употребительными в научном стиле являются именные составные сказуемые с краткими причастиями типа “может быть использован”. Именной характер научного стиля объясняется и высоким процентом употребления в ней предлогов.

В научно-технической литературе, как правило, не употребляются, в силу их неопределенности, неконкретности, местоимения что-то, кое-что, что-нибудь. В научных текстах своеобразно проявляется категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, более обобщенным. В них не принято употреблять местоимение 1 лица ед. ч. “Я", его заменяют местоимением “Мы”. Это, как считается, создает атмосферу авторской скромности и объективности. В связи с этим в научных текстах употребляются неопределенно-личные и безличные предложения. Для создания эмоциональности, экспрессии в научном стиле используются наречия (гораздо, чрезвычайно). Встречаются специальные средства (слова, словосочетания и предложения), указывающие на:

- последовательность развития мыслей (вначале, потом, прежде всего);

- связь предыдущей и последующей информации (как указывалось, как отмечалось, как уже говорилось);

- причинно-следственные отношения (но, благодаря этому, вследствие чего, поэтому);

- на переход к новой теме (рассмотрим теперь, перейдем к рассмотрению);

- близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков (как, здесь, тот же).

В научном тексте широко применяются различные виды сокращений: графически (изд-во), буквенные аббревиатуры (ГОСТ), сложносокращенные слова (Госплан), сокращение без гласных (млрд), сокращения смешанной формы (НИИцветмет).

Для научных текстов характерно стремление к синтаксической компрессии - к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Это проявляется в построении словосочетаний, предложений, в их особенностях, то есть в синтаксисе, что более всего отражает связь с мышлением. Поскольку логичность - одна из основных стилевых черт научного текста, для его синтаксиса характерны структуры, выражающие чисто понятийное содержание. Такой основной структурой во многих языках является полносоставное повествовательное предложение с нейтральным (в стилевом отношении) лексическим наполнением, с логически правильным (нормативным), прямым порядком слов и с союзной связью между частями предложения.

Для научного стиля характерно широкое распространение безличных предложений разных типов. Наиболее продуктивны в научных текстах сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины, условия, времени, следствия и др. Характерно употребление однородных членов предложения, которые перечисляют логически однородные понятия. Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на то, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение, каков источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.).

Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста.

При построении предложений чаше употребляются существительные, чем глаголы (в основном даются названия понятий, реже – названия действий). Для уточнения содержания понятия с указанием на различные его признаки используются имена прилагательные, которые выполняют терминологическую функцию. Для выражения характеристики, признака лица, предмета, явления, в научном тексте используются такие конструкции, как:

- иметь какую форму (структуру, строение, цвет, объем, размеры);

- иметь форму (структуру, строение, цвет, объем, размеры чего);

- предмет какой формы (структуры, строения, цвета, объема, размера);

- составлять какой вес (объем, размер);

- достигать какого веса (объема, размера);

- обладать чем (прочностью, знаниями, волей, высоким тембром, устойчивостью);

- обладать свойством (способностью) что делать (делиться, выражать);

- устойчив (чувствителен, инертен) к чему;

- пригоден (опасен, не пригоден, вреден) для чего (для кого, кому);

- свойственен (известен, понятен) кому (ученым);

- богат (обилен, беден, знаменит, замечателен) чем (минералами, водами, историческими памятниками);

- так (настолько) разработан (надежно, просто), что;

- такой разработанный (надежный, простой), что.

Дидактический материал

Задания для выполнения в парах:

  1. Выберите один из предложенных ниже текстов.
  2. Проанализируйте лексический состав текста, выделив в отдельные группы виды лексики (общеупотребительная, общенаучная, терминологическая, слова-доминанты).
  3. Установите, имеются ли в тексте узкоспециальные термины и какова их функция?
  4. Определите в тексте частотность слов с отвлеченным, абстрактным значением.
  5. Установите, какой падеж имени существительного преобладает в тексте и почему. Определите, имеется ли в тексте цепочка существительных в родительном падеже.
  6. Проанализируйте лексику текста с точки зрения соотношения имен существительных и глаголов, установите, что преобладает в тексте и почему.
  7. Найдите и выпишите из текста отглагольные существительные, объясните способы их образования.
  8. Установите, какой вид, какое время и лицо глагола наиболее употребляются в тексте и почему.
  9. Определите характер глаголов, используемых в тексте, выделив их в отдельные группы.
  10. Прочитайте текст, укажите синтаксические средства, в которых реализуются признаки научного стиля.
  11. Найдите в тексте предложения с однородными членами, укажите, с какой целью они употребляются.
  12. Определите, какие виды предложений по составу (безличные, личные, неопределенно-личные) преобладают в тексте и почему.
  13. Дайте характеристику текста с позиции определения лингвистических уровней.
  14. Выпишите из текста конструкции, используемые для выражения характеристики предмета.
  15. Определите информационную роль порядка слов в тексте. Укажите, какими грамматическими средствами выражена основная информация.

Наши рекомендации