Рении кажется главным в системе Фиша, уступает место осве-
домленности читателя: "Временной поток всецело зависит от
Тех знаний, к-рыми обладает читатель; только принимая во
Внимание их взаимодействие с временным аспектом, необходи-
Мым для верного восприятия вербального ряда, можно предуга-
дать возникающую реакцию" (76, с. 143). Смысл произв.
Выявляется только тогда, когда поток чтения регулируется чем-
То другим, находящимся вне системы координат текста, а
Именно — матрицей возможных ассоциаций, к-рая и является
Конечным носителем смысла. Смысл произв. отыскивается,
Т. о., в тех впечатлениях, к-рые теперь рассматриваются как
Сумма предшествующих моменту чтения эпизодов из жизни
Читателя. Впечатления — это и есть реакция читателя; сигналы
Текста возбуждают механизмы порождения ассоциаций.
Введение такого понятия, как предшествующие знания, ста-
вит как форму, так и содержание худож. произв. в зависимость
От внетекстуальных и субъективных факторов. Такая позиция
Соответствует тому процессу чтения, к-рый и описывает фено-
Менологич. критика. Последовательно заменяя фрагментарный
подход "гармоничным" "целостным" в к-ром все осознается
Как происходящее одновременно и во всеобщей взаимосвязи,
"читатель постепенно приобретает внутреннее вдение мира,
Причем кульминация наступает тогда, когда реальный, состоя-
Щий из разрозненных частей мир превращается в символ обита-
ния его создателя" (77, с. 3), становится образом сознания
Читателя. Смысл текста можно осознать как собств. сознание.
Процесс чтения Фиш сводит к цепи озарений, к-рые возни-
Кают после прочтения каждого очередного отрывка текста,
Заключающего в себе какое-то суждение. Такое в высшей
Степени личное восприятие текста подразумевает, что эта цепь
РЕЦЕПТИВНАЯ КРИТИКА
Озарений зависит от имеющихся в произв. суждений и, следова-
Тельно, от объективно существующего языка произведения.
Отсюда в свою очередь следует вывод и о существовании
Произв. с его внешними признаками, такими, как начало и
конец, рамками к-рых ограничены факты, ставящие вопросы и
предполагающие ответы. Однако озарения, моменты интуитив-
Ного постижения каких-то истин наступают лишь в паузах,
Возникающих в процессе чтения. В эти моменты из посторон-
Него наблюдателя, к-рый получает отфильтрованную (через
Язык и логику) информацию, читатель превращается в челове-
Ка, видящего произв. изнутри. Благодаря возникшей связи,
Явления реальности предстают перед ним в новом свете.
"Повествование и его формы уходят из читательского поля
зрения, оставляя его лицом к лицу с действительностью" (76, с.
Понятие референтности, соотнесенности предмета с
Реальной действительностью, теперь возникает в виде конеч-
Ного смысла произведения; все предложения вновь обретают
Свое значение, поскольку они либо подтверждают, либо отри-
Цают нашу способность интуитивно понять мир. Рассудок же
Приводит свои собств. представления в соответствие с вновь
Обретенным смыслом с помощью языка.
В теории Фиша ощутимо сказывается дихотомия интуитивного
И рационального логич. познания. В его работах мысль развивает-
Ся по двум противоречащим друг другу направлениям. Одно из
Них подчеркивает непосредственность читательского контакта с
объектом познания и сохраняет связь с содержанием (в трактовке
Фиша — темой) произв. и его языком; согласно др. направлению,
содержание и рациональное, объективное начало, к-рое оно
Представляет, перестает существовать в той деятельности воспри-
Нимающего сознания, к-рую оно вызвало. Ощутима тенденция
Критика поместить реальное, внешнее внутрь читателя, объявить
Его свойством сознания. Хотя внешне текст представляется
"серией хорошо выверенных аргументов, логически обоснованных
Посылок, доказательств и заключений, читатель получает изнутри
Совсем иное представление о тексте, на формирование к-рого эти
внешние признаки не оказывают решающего влияния" (77, с.
280).
Такая "внутренне-внешняя структура" и свидетельствует, по
Фишу, о двух способах познания, рассудочном и интуитивном, к
К-рым в процессе чтения поочередно переходит читатель. Содер-
РИЗОМА
Жание произв. остается, но только в форме самораскрывающе-
гося видения, при этом понятие "я" или противопоставление