Нем. философом были восприняты даосские рассуждения об

"истинной мудрости" как об отсутствии профанического зна-

Ния, стиль философствования по ту сторону логич. мышления,

Любовь к парадоксу, интуитивизм, техника намека и гротескной

Мысли, раскрытие смысла при помощи поэтич. ассоциаций,

Метафорически, и главное — представление об особой роли

Иск-ва как наиболее верного пути осмысления глубинных онто-

Логич. и психологич. связей человека с миром вещей и миром

Идей.

Именно опора на худож. метод мышления стала формообра-

зующей и содержательной доминантой той модели "поэтического

мышления" к-рая легла в основу П. Ч. "Это мышление, —

Отмечает амер. исследователь Д. Хэллибертон, — вызвало инте-

РЕФЛЕКСИЯ 257

Pec не только у его (Хайдеггера — И. И.) коллег-философов

Т. Адорно, О. Беккера, Ж. Дерриды, М. Дюфренна, М. Фуко,

К. Ясперса, Э. Аевинаса, М. Мерло-Понти и Ж.-П. Сартра, но

И у таких культурологов, как М. Бензе, у социологов, таких как

А. Шютц и Л. Гольдман, у писателей, таких как М. Бланшо,

А. Мачадо, Дж. Ноллсон, О. Пас и У Перси" (95, с. VII).

Хайдеггер как никто другой спровоцировал огромное количество

дискуссий "о взаимоотношениях между философскими и литера-

Турными проблемами, между тем, что мы называем метафизиче-

Скими, эпистемологическими или онтологическими вопросами, с

Одной стороны, и, — с другой, проблемами художественной

презентации, формы и содержания, эстетической ценности" (там

же, с. VIII). Особо отмечено влияние Хайдеггера на оформление

Литературной и эстетич. практики США и Великобритании, на

Деятельность представителей амер. деконструктивизма: П. де

Мана, Р. Палмера, Дж. Риддлелла, У Спейноса и мн. др.

И. П. Ильин

РЕФЛЕКСИЯ — англ. REFLECTION, нем. REFLEKTION —

Термин феноменологии, обозначающий осознание собств.

Мыслей и переживаний. Обычно опыт осознания сознания

Субъекта проходит анонимно, внимание субъекта не направлено

на этот опыт. "В бодрствующей жизни, — пишет Э. Гуссерль,

— мы всегда заняты чем-то, — то этим, то тем, причем на

низшей ступени — непсихическим; например, воспринимая, мы

Заняты восприятием ветряной мельницы, направлены на нее и

Только на нее, в воспоминании мы заняты воспоминаемым, в

Мышлении — мыслями, в чувственно-оценивающей жизни —

Соответственно, прекрасным или каким-либо иным образом

Ценным для нас, в волевом стремлении — целями или средст-

вами... Только рефлексия, поворот взгляда от непосредственно

Тематического вводит как тему в поле зрения психическую

жизнь... В рефлективном восприятии и вообще опытном по-

Стижении она охватывается и сама становится темой разнооб-

разных занятий" (7, с. 65). Р. как новое опытное постижение

Латентна, но может быть раскрыта благодаря Р. более высокого

Уровня. Феноменологический опыт есть Р., в к-рой становится

Доступным психическое в его собственной сущности. Р. как

Опытное самопостижение является методом последовательного

Феноменологич. самораскрытия и служит основой всякого

Другого опыта — постижения опыта Другого, опыта сообщест-

Ва, природы, времени и т. п.

РЕЦЕПТИВНАЯ КРИТИКА

Самопостижение связано с концепцией интенсионально -

Сти. Жизнь сознания всегда протекает как жизнь, конституи-

Рующая в себе смысл, и как жизнь, конституирующая смысл из

Смысла. Феноменологии. Р. принимает во внимание реальное

Значение душевных фактов, т. е. их физическое существование.

Интенциональность в собственном Я, к-рая вводит в сферу

Чужого Я, и есть так называемое феноменологич. вчувствова-

Ние.

Е. А. Цурганова

РЕЦЕПТИВНАЯ КРИТИКА, или ШКОЛА РЕАКЦИИ

Ч И Т А Т Е Л Я — англ. RECEPTIVE CRITICISM, OR READERRESPONSE

SCHOOL — амер. разновидность рецептивно-

Эстетич. теорий, получивших широкое распространение в 70-е

Годы в Западной Европе, особенно в Германии. Стала попу-

Лярной в США с появлением работ Стэнли Фиша

"Пораженный грехом: читатель в "Потерянном рае" (1967) и

"Самопоглощаемые артефакты: восприятие литературы семна-

дцатого века" (1972). После публикации эссе "Ли-

тература в читателе: аффективная стилистика" (1970) (78, 77,

С. Фиш выдвинулся в число ведущих представителей

Критиков этой ориентации. Из европ. рецепционистов наиб,

Популярностью в США пользуется Вольфганг Изер, профес-

Сор ун-та в Констанце, и др. авторы программной антологии

"Рецептивная эстетика": теория и практика" (1975)

X. Р. Яусс, Р. Варнинг, М. Риффатерр (1, 305).

Наши рекомендации