Нем. философом были восприняты даосские рассуждения об
"истинной мудрости" как об отсутствии профанического зна-
Ния, стиль философствования по ту сторону логич. мышления,
Любовь к парадоксу, интуитивизм, техника намека и гротескной
Мысли, раскрытие смысла при помощи поэтич. ассоциаций,
Метафорически, и главное — представление об особой роли
Иск-ва как наиболее верного пути осмысления глубинных онто-
Логич. и психологич. связей человека с миром вещей и миром
Идей.
Именно опора на худож. метод мышления стала формообра-
зующей и содержательной доминантой той модели "поэтического
мышления" к-рая легла в основу П. Ч. "Это мышление, —
Отмечает амер. исследователь Д. Хэллибертон, — вызвало инте-
РЕФЛЕКСИЯ 257
Pec не только у его (Хайдеггера — И. И.) коллег-философов
Т. Адорно, О. Беккера, Ж. Дерриды, М. Дюфренна, М. Фуко,
К. Ясперса, Э. Аевинаса, М. Мерло-Понти и Ж.-П. Сартра, но
И у таких культурологов, как М. Бензе, у социологов, таких как
А. Шютц и Л. Гольдман, у писателей, таких как М. Бланшо,
А. Мачадо, Дж. Ноллсон, О. Пас и У Перси" (95, с. VII).
Хайдеггер как никто другой спровоцировал огромное количество
дискуссий "о взаимоотношениях между философскими и литера-
Турными проблемами, между тем, что мы называем метафизиче-
Скими, эпистемологическими или онтологическими вопросами, с
Одной стороны, и, — с другой, проблемами художественной
презентации, формы и содержания, эстетической ценности" (там
же, с. VIII). Особо отмечено влияние Хайдеггера на оформление
Литературной и эстетич. практики США и Великобритании, на
Деятельность представителей амер. деконструктивизма: П. де
Мана, Р. Палмера, Дж. Риддлелла, У Спейноса и мн. др.
И. П. Ильин
РЕФЛЕКСИЯ — англ. REFLECTION, нем. REFLEKTION —
Термин феноменологии, обозначающий осознание собств.
Мыслей и переживаний. Обычно опыт осознания сознания
Субъекта проходит анонимно, внимание субъекта не направлено
на этот опыт. "В бодрствующей жизни, — пишет Э. Гуссерль,
— мы всегда заняты чем-то, — то этим, то тем, причем на
низшей ступени — непсихическим; например, воспринимая, мы
Заняты восприятием ветряной мельницы, направлены на нее и
Только на нее, в воспоминании мы заняты воспоминаемым, в
Мышлении — мыслями, в чувственно-оценивающей жизни —
Соответственно, прекрасным или каким-либо иным образом
Ценным для нас, в волевом стремлении — целями или средст-
вами... Только рефлексия, поворот взгляда от непосредственно
Тематического вводит как тему в поле зрения психическую
жизнь... В рефлективном восприятии и вообще опытном по-
Стижении она охватывается и сама становится темой разнооб-
разных занятий" (7, с. 65). Р. как новое опытное постижение
Латентна, но может быть раскрыта благодаря Р. более высокого
Уровня. Феноменологический опыт есть Р., в к-рой становится
Доступным психическое в его собственной сущности. Р. как
Опытное самопостижение является методом последовательного
Феноменологич. самораскрытия и служит основой всякого
Другого опыта — постижения опыта Другого, опыта сообщест-
Ва, природы, времени и т. п.
РЕЦЕПТИВНАЯ КРИТИКА
Самопостижение связано с концепцией интенсионально -
Сти. Жизнь сознания всегда протекает как жизнь, конституи-
Рующая в себе смысл, и как жизнь, конституирующая смысл из
Смысла. Феноменологии. Р. принимает во внимание реальное
Значение душевных фактов, т. е. их физическое существование.
Интенциональность в собственном Я, к-рая вводит в сферу
Чужого Я, и есть так называемое феноменологич. вчувствова-
Ние.
Е. А. Цурганова
РЕЦЕПТИВНАЯ КРИТИКА, или ШКОЛА РЕАКЦИИ
Ч И Т А Т Е Л Я — англ. RECEPTIVE CRITICISM, OR READERRESPONSE
SCHOOL — амер. разновидность рецептивно-
Эстетич. теорий, получивших широкое распространение в 70-е
Годы в Западной Европе, особенно в Германии. Стала попу-
Лярной в США с появлением работ Стэнли Фиша
"Пораженный грехом: читатель в "Потерянном рае" (1967) и
"Самопоглощаемые артефакты: восприятие литературы семна-
дцатого века" (1972). После публикации эссе "Ли-
тература в читателе: аффективная стилистика" (1970) (78, 77,
С. Фиш выдвинулся в число ведущих представителей
Критиков этой ориентации. Из европ. рецепционистов наиб,
Популярностью в США пользуется Вольфганг Изер, профес-
Сор ун-та в Констанце, и др. авторы программной антологии
"Рецептивная эстетика": теория и практика" (1975)
X. Р. Яусс, Р. Варнинг, М. Риффатерр (1, 305).