Массовым в литературе и иск-ве в целом или влиятельным в
Критике П. является на сегодняшний день.
И. П. Ильин
ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ 255
ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ —
Фр. SENSIBILITE POSTMODERNE, англ. POSTMODERN
SENSIBILITY, нем. POSTMODERNE SENSIBILITAT — термин
Постструктурализма и постмодернизма; специфич. форма
Мироощущения и соответствующий ей способ теоретич. реф-
Лексии, характерные для научного мышления совр. литературо-
Ведов постструктуралистско-постмодернистской ориентации.
Возникновение понятия П. Ч. связано с фактом переосмысле-
Ния постструктуралистских теорий как отражения постмодер-
Нистского менталитета, ставшим предметом серьезного обсуж-
Дения среди зап. философов и культурологов с середины 80-х
Годов. Под П. Ч. понимают два рода явлений. Первым аспек-
Том П. Ч. называют ощущение мира как хаоса, где отсутствуют
Какие-либо критерии ценностной и смысловой ориентации,
Мира, отмеченного, по утверждению теоретика постмодернизма
И. Хассана, "кризисом веры" во все ранее существовавшие
ценности. Первым провозвестником этой "эры пришествия
нигилизма" является Ф. Ницше с его работой "Воля к власти"
Созданной в 1883—1888 гг. Теперь же, сто лет спустя, отмеча-
ет Хассан, "большинство из нас с горечью признают, что такие
Понятия, как Бог, Царь, Человек, Разум, История и Государ-
Ство, некогда появившись, затем канули в Лету как принципы
Несокрушимого авторитета; и даже Язык — самое младшее
Божество нашей интеллектуальной элиты — находится под
Угрозой полной немощи, — еще один бог, не оправдавший
надежд" (98, с. 442).
В худож. сознании эта форма П. Ч. привела к убеждению,
Считает голл. исследователь Д. Фоккема, что любая попытка
сконструировать "модель мира" (в направлении чего двигалось
иск-во модернизма), с точки зрения художников-
Постмодернистов, абсолютно бессмысленна, как бы она ни
Оговаривалась или ограничивалась эпистемологической неуве-
Ренностью. Постмодернисты полагают в равной мере невоз-
Можным и бесполезным пытаться устанавливать какой-либо
Иерархич. порядок или какие-либо системы приоритетов в
Жизни. Если они и допускают существование модели мира, то
основанной лишь на "максимальной энтропии" на
"равновероятности и равноценности всех конститутивных
элементов" (81, с. 82-83). Фактически на уровне композиции
постмодернистский "взгляд на мир" выразился в стремлении
Воссоздать хаос жизни искусственно организованным хаосом
Принципиально фрагментарного повествования. Согласно англ.
ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ 256
Теоретику Д. Лоджу (129), гл. свойство текстов подобного
Типа заключается в том, что на уровне повествования они
создают у читателя "неуверенность" в ходе его развития. Амер.
Критик А. Уайлд (176) выделяет другой существенный их
признак — специфич. форму "корректирующей иронии" по
Отношению ко всем проявлениям жизни (см. пастиш).
Др. аспектом П. Ч., наиболее ярко проявившимся в сфере
теории критики, является особая "манера письма", характерная
Не только для литературоведов, но и для мн. совр. философов и
культурологов, к-рую можно было бы назвать "метафорической
эссеистикой" Речь идет о феномене "поэтического мышления"
Связанный с кризисом рационализма и отождествлением его
с "духом буржуазности" (традиция, восходящая в основном к
аргументации М. Вебера), этот феномен обязан своим теоре-
тич. оформлением прежде всего М. Хайдеггеру и его попытке
обосновать свой отход от традиционной "классической модели
западного философствования" авторитетом философско-
Эстетич. представлений восточного происхождения (102).
Особую роль в системе доказательств позднего Хайдеггера
Играет поэтич. язык худож. произв., восстанавливающий свои-
ми намекающими ассоциациями "подлинный" смысл
"первоначального слова" Ученый прибегает к технике словесно
выраженного "намека", т. е. к помощи не столько дискурсивно,
Логически обоснованной аргументации, сколько литературных,
Худож. средств, восходящих к платоновским диалогам и диало-
Гам восточной дидактики, как они применяются в индуизме,
Буддизме и в чаньских текстах, где раскрытие смысла понятия
идет (например в дзэновских диалогах-"коанах") поэтически-
Ассоциативным путем.