Массовым в литературе и иск-ве в целом или влиятельным в

Критике П. является на сегодняшний день.

И. П. Ильин

ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ 255

ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ —

Фр. SENSIBILITE POSTMODERNE, англ. POSTMODERN

SENSIBILITY, нем. POSTMODERNE SENSIBILITAT — термин

Постструктурализма и постмодернизма; специфич. форма

Мироощущения и соответствующий ей способ теоретич. реф-

Лексии, характерные для научного мышления совр. литературо-

Ведов постструктуралистско-постмодернистской ориентации.

Возникновение понятия П. Ч. связано с фактом переосмысле-

Ния постструктуралистских теорий как отражения постмодер-

Нистского менталитета, ставшим предметом серьезного обсуж-

Дения среди зап. философов и культурологов с середины 80-х

Годов. Под П. Ч. понимают два рода явлений. Первым аспек-

Том П. Ч. называют ощущение мира как хаоса, где отсутствуют

Какие-либо критерии ценностной и смысловой ориентации,

Мира, отмеченного, по утверждению теоретика постмодернизма

И. Хассана, "кризисом веры" во все ранее существовавшие

ценности. Первым провозвестником этой "эры пришествия

нигилизма" является Ф. Ницше с его работой "Воля к власти"

Созданной в 1883—1888 гг. Теперь же, сто лет спустя, отмеча-

ет Хассан, "большинство из нас с горечью признают, что такие

Понятия, как Бог, Царь, Человек, Разум, История и Государ-

Ство, некогда появившись, затем канули в Лету как принципы

Несокрушимого авторитета; и даже Язык — самое младшее

Божество нашей интеллектуальной элиты — находится под

Угрозой полной немощи, — еще один бог, не оправдавший

надежд" (98, с. 442).

В худож. сознании эта форма П. Ч. привела к убеждению,

Считает голл. исследователь Д. Фоккема, что любая попытка

сконструировать "модель мира" (в направлении чего двигалось

иск-во модернизма), с точки зрения художников-

Постмодернистов, абсолютно бессмысленна, как бы она ни

Оговаривалась или ограничивалась эпистемологической неуве-

Ренностью. Постмодернисты полагают в равной мере невоз-

Можным и бесполезным пытаться устанавливать какой-либо

Иерархич. порядок или какие-либо системы приоритетов в

Жизни. Если они и допускают существование модели мира, то

основанной лишь на "максимальной энтропии" на

"равновероятности и равноценности всех конститутивных

элементов" (81, с. 82-83). Фактически на уровне композиции

постмодернистский "взгляд на мир" выразился в стремлении

Воссоздать хаос жизни искусственно организованным хаосом

Принципиально фрагментарного повествования. Согласно англ.

ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ 256

Теоретику Д. Лоджу (129), гл. свойство текстов подобного

Типа заключается в том, что на уровне повествования они

создают у читателя "неуверенность" в ходе его развития. Амер.

Критик А. Уайлд (176) выделяет другой существенный их

признак — специфич. форму "корректирующей иронии" по

Отношению ко всем проявлениям жизни (см. пастиш).

Др. аспектом П. Ч., наиболее ярко проявившимся в сфере

теории критики, является особая "манера письма", характерная

Не только для литературоведов, но и для мн. совр. философов и

культурологов, к-рую можно было бы назвать "метафорической

эссеистикой" Речь идет о феномене "поэтического мышления"

Связанный с кризисом рационализма и отождествлением его

с "духом буржуазности" (традиция, восходящая в основном к

аргументации М. Вебера), этот феномен обязан своим теоре-

тич. оформлением прежде всего М. Хайдеггеру и его попытке

обосновать свой отход от традиционной "классической модели

западного философствования" авторитетом философско-

Эстетич. представлений восточного происхождения (102).

Особую роль в системе доказательств позднего Хайдеггера

Играет поэтич. язык худож. произв., восстанавливающий свои-

ми намекающими ассоциациями "подлинный" смысл

"первоначального слова" Ученый прибегает к технике словесно

выраженного "намека", т. е. к помощи не столько дискурсивно,

Логически обоснованной аргументации, сколько литературных,

Худож. средств, восходящих к платоновским диалогам и диало-

Гам восточной дидактики, как они применяются в индуизме,

Буддизме и в чаньских текстах, где раскрытие смысла понятия

идет (например в дзэновских диалогах-"коанах") поэтически-

Ассоциативным путем.

Наши рекомендации