Изображения, но не для того, чтобы получить от них эстетиче-
Ское наслаждение, а для того, чтобы с еще большей остротой
Передать ощущение того, что нельзя представить. Постмодер-
Нистский писатель или художник находится в положении фило-
Софа: текст, который он пишет, произведение, которое он
Создает, в принципе не подчиняется заранее установленным
Правилам, ему нельзя выносить приговор, не подлежащий
Обжалованию, применяя к нему общеизвестные критерии оцен-
Ки. Эти правила и категории и есть как раз то, что ищет само
произведение искусства" (129а, с. 340-341).
Отталкиваясь от концепций Лиотара и амер. теоретика
И. Хассана, голл. исследователь Д. Фоккема попытался
Спроецировать мировоззренч. предпосылки П. на его худож.
стилистику. П. для него — это прежде всего особый "взгляд на
мир", "продукт долгого процесса секуляризации и-дегуманиза-
ции" (81, с. 81). Если в эпоху Возрождения, по его мнению,
Возникли условия для появления концепции антропологич.
Универсума, то в XIX и X X вв. под влиянием наук — от
Биологии до космологии — стало все более затруднительным
защищать представление о человеке как о центре космоса: "В
конце концов оно оказалось несостоятельным и даже нелепым"
(81, с. 82). Поэтому постмодернистский "взгляд на мир"
Характеризуется убеждением, что любая попытка сконструиро-
ПОСТМОДЕРНИЗМ
вать "модель мира" — как бы она ни оговаривалась или ограни-
чивалась "эпистемологическими сомнениями" — бессмысленна.
Создается впечатление, пишет Фоккема, что художники-пост-
Модернисты считают в равной мере невозможным и бесполез-
Ным пытаться устанавливать какой-либо иерархический поря-
Док или какие-либо системы приоритетов в жизни. Если они и
Допускают существование модели мира, то основанной лишь на
"максимальной энтропии", на "равновероятности и равноценно-
сти всех конститутивных элементов" (там же, с. 82-83).
Одним из наиболее распространенных принципов определе-
Ния специфики иск-ва П. является подход к нему как к своеоб-
разному худож. коду, т. е. своду правил организации "текста"
худож. произведения (под "текстом" с семиотич. т. з. подразу-
Мевается семантич. и формальный аспект любого произв. иск-
Ва, поскольку для того, чтобы быть воспринятым, оно должно
быть "прочитано" реципиентом). Трудность этого подхода
Заключается в том, что П. с формальной т. з. выступает как
Иск-во, сознательно отвергающее всякие правила и ограниче-
Ния, выработанные предшествующей культурной традицией.
Поэтому в качестве основополагающего принципа организации
Постмодернистского текста Д. Фоккема называет понятие
Нонселеки,ии, феномен которой неоднократно отмечался и др.
исследователями (например, Д. Лоджем, И. Хассаном и др.).
Мировоззренч. противоречивость художников-
Постмодернистов, их попытки передать свое восприятие хаотич-
Ности мира сознательно организованным хаосом худож. про-
Изв., скептич. отношение к любым авторитетам и как следствие
— иронич. их трактовка, подчеркивание условности худож.-
изобразительных средств литературы ("обнажение приема")
Абсолютизируются постмодернистской критикой, превращают-
Ся в осн. принципы художественности как таковой и переносят-
Ся на всю мировую литературу. Познавательный релятивизм
Теоретиков П. заставляет их с особым вниманием относиться к
проблеме "авторитета письма", поскольку в виде текстов любой
Историч. эпохи он является для них единственной конкретной
данностью, с к-рой они готовы иметь дело. Этот "авторитет"
Характеризуется ими как специфич. власть языка худож. про-
изв., способного своими внутренними (например для литерату-
Ры — чисто риторическими) средствами создать самодовлею-
Щий мир дискурса.
Этот "авторитет" текста, не соотнесенный с действительно-
стью, обосновывается исключительно "интертекстуально" (т. е.
ПОСТМОДЕРНИЗМ 253
"авторитетом" др. текстов), иными словами — имеющимися в
Исследуемом тексте ссылками и аллюзиями на др. тексты, уже
Приобретшие свой авторитет в результате закрепившейся в
Рамках определенной культурной среды традиции воспринимать
Их как источник безусловных и неоспоримых аксиом. В конеч-
ном счете, "авторитет" отождествляется с тем набором риторич.