Научного познания, т. е. картины мира, основанной на данных

Естественных наук, приводит постмодернистов к эпистемоло-

Гической неуверенности, убеждению, что наиболее адекватное

Постижение действительности доступно не естественным и

Точным наукам или традиционной философии, опирающейся на

Систематич. формализованный понятийный аппарат логики с ее

Строгими законами взаимоотношения посылок и следствий, а

интуитивному "поэтическому мышлению" с его ассоциативно-

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Стью, образностью, метафоричностью и мгновенными открове-

Ниями инсайта. Причем эта точка зрения получила распростра-

Нение не только среди представителей гуманитарных, но также

И естественных наук: физики, химии, биологии и т. д. Это

Специфич. видение мира как хаоса, лишенного причинно-

следственных связей и ценностных ориентиров, "мира децен-

трированного" предстающего сознанию лишь в виде иерархи-

Чески неупорядоченных фрагментов, и получило определение

Постмодернистской чувствительности.

Практически все теоретики П. отмечают то значение, к-рое

Имел для становления их концепций труд Ж.-Ф. Лиотара

"Постмодернистский удел" (130). Точка зрения Лиотара

заключается в том, что "если все упростить до предела, то под

"постмодернизмом" понимается недоверие к "метарассказам"

(там же, с. 7). "Метарассказом" он обозначает все те

"объяснительные системы" к-рые, по его мнению, организуют

бурж. общество и служат для него средством самооправдания:

Религию, историю, науку, психологию, иск-во (иначе говоря,

любое "знание"). Для франц. исследователя "век постмодерна"

в целом характеризуется эрозией веры в "великие метаповест-

вования" в "метарассказы" легитимирующие, объясняющие и

"тотализирующие" представления о реальности. Сегодня мы

являемся свидетелями раздробления, расщепления "великих

историй" и появления множества более простых, мелких, ло-

кальных "историй-рассказов" Смысл этих "крайне парадок-

сальных" по своей природе повествований — не узаконить, не

легитимизировать знание, а "драматизировать наше понимание

кризиса" Характеризуя науку постмодерна, Лиотар заявляет,

что она занята "поисками нестабильностей"; например, "теория

катастроф" Рене Тома прямо направлена против понятия

"стабильная система" Детерминизм сохраняется только в виде

"маленьких островков" в мире всеобщей нестабильности, когда

все внимание концентрируется на "единичных фактах", на

"несоизмеримых величинах" и "локальных" процессах (130, с.

В результате господствующим признаком культуры эры

постмодерна" оказывается эклектизм, к-рый "является нулевой

степенью общей культуры... Становясь китчем, искусство

Способствует неразборчивости вкуса. Художники, владельцы

Картинных галерей, критика и публика толпой стекаются туда,

где "что-то происходит" Однако истинная реальность этого

"что-то происходит" — это реальность денег: при отсутствии

ПОСТМОДЕРНИЗМ 251

Эстетических критериев оказывается возможным и полезным

Определять ценность произведений искусства по той прибыли,

Которую они дают. Подобная реальность примиряет все, даже

Самые противоречивые тенденции в искусстве, при условии, что

Эти тенденции и потребности обладают покупательной способ-

Ностью ' (129а, С. 334-335).

Важную, если не ведущую роль в поддержке этого

"познавательного эклектизма" играют средства массовой ин-

формации, или, как их называет Лиотар, "информатика", кото-

Рая, пропагандируя гедонистич. отношение к жизни, закрепляет

Состояние бездумного потребительского отношения к иск-ву. В

Этих условиях, практически по единогласному мнению теорети-

ков П., для "серьезного художника" возможна лишь одна

перспектива — воображаемая деконструкция "политики языко-

вых игр" позволяющая понять "фиктивный характер" языко-

Вого сознания. Отсюда и специфика иск-ва постмодерна, к-рое

"выдвигает на передний план непредставимое, неизобразимое в

самом изображении... Оно отказывается утешаться прекрасны-

Ми формами, консенсусом вкуса. Оно ищет новые способы



Наши рекомендации