У Трой широко использовал в своих ст. как юнгианские, так и
Фрейзеровские концепции. Он знал и высоко ценил работы
Англ. мифокритиков, особенно Дж. Уэстон и К. Стилла. Но в
Отличие от них У Трой использует мифологич. метод для
Анализа самой совр. литературы (К. Стилл, как и Г Мэррей,
дошел лишь до Шекспира), и не только для анализа творчества
Отдельных писателей, но и литературных направлений. Он
стремится показать, например, что романтизм был не более чем
"возрождением мифа в сознании Запада". С мифокритич.
Точки зрения рассматривается творчество Д. Г. Лоуренса, с
его, если верить У Трою, "монотемой" об умирающем божест-
ве; С. Фицджералда, репродуцировавшего якобы в "Великом
Гэтсби" ритуал инициации, а также творчество некоторых др.
Авторов.
Большое влияние на становление и развитие амер. мифоло-
Гич. критики оказали работы Р. Чейза и Н. Фрая, выступив-
Ших в качестве не только исследователей литературы, но и
Теоретиков рассматриваемой методологии. Р. Чейз решительно
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА 234
Осудил все попытки определить мифологию как древнюю фило-
Софию или идеологию. Миф — это только худож. произв. и
ничего более, утверждал исследователь. "Я понимаю миф как
Производное от искусства, а не наоборот. Миф и является в
сущности искусством" Преувеличенный акцент, сделанный
Р. Чейзом на худож., творческом аспекте мифа, явился реакци-
Ей на засилие разл. околонаучных трактовок, авторы к-рых
стремились "вчитать" в мифологию свои идеи. Примером
Такого вчитывания является фрейдистская концепция мифа,
Осуждаемая Р Чейзом. Защищая таким образом миф, Р Чейз,
В сущности, защищает иск-во, его самоценность от многочисл.
Попыток сделать его придатком идеологии или социологии.
Определив миф как разновидность словесного творчества,
Р Чейз сделал генератором этого творчества вечное стремле-
ние человека "связать естественное со сверхъестественным"
Поскольку это стремление есть всегда, как всегда существует
Загадочное, таинственное и неизвестное, то и мифотворчество
Является постоянной функцией человечества, считает исследо-
Ватель. Р. Чейз не очень охотно применяет свою теорию при
Анализе конкретных произв., а в поздних работах вообще отхо-
Дит от своих прежних концепций.
Н. Фрай более эклектичен в своих теориях (28, 29, 85, 86,
Он сочетает эволюционистский подход к мифу с элемен-
Тами структурализма, широко использует как фрейзеровский,
Так и юнгианский подходы. Миф он представляет тем ядром,
Первичной клеточкой, из к-рой развивается вся последующая
литература, возвращаясь на определенном витке к своим перво-
Истокам. Модернистскую литературу Н. Фрай понимает как
Новую мифологию, предельно расширяя границы существова-
Ния мифологии (У Трой, как было отмечено, довел ее до эпохи
романтизма). Мифоцентризм, по мысли Н. Фрая, даст науке о
литературе твердую основу, ибо "критика остро нуждается в
Координирующем принципе, в центральной концепции, которая,
Подобно теории эволюции в биологии, помогла бы осознать
литературные явления как части одного целого" (85. с. 16).
Н. Фрай повторяет вслед за К. Юнгом, что "первобытные
формулы" т. е. "архетипы" постоянно встречаются в произве-
дениях классиков, и, более того, "существует общая тенденция
к воспроизведению этих формул" (85, с. 17). Он даже опреде-
ляет "центральный миф" всего худож. творчества. Это связан-
Ный с природными циклами и мечтой о золотом веке миф об
Отъезде героя на поиски приключений. Вокруг этого центра, по
МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА 235
мысли Н. Фрая, вращается вся литература с ее центростреми-
Тельными к центробежными потенциями. Н. Фрай широко и
Эклектически использует самые разл. теории. Его фрейзеров-
Ская и фрейдистско-юнгианская ориентация проступает, напри-
мер, в следующем определении одного из жанров литературы:
"Рыцарский роман, говоря языком снов, означает попытки
Либидо найти удовлетворение. На языке же ритуала он знаме-
нует собой победу плодородия над опустошенной землей" (85,
С. 188).
Мифокритич. методология, будучи изначально плюралисти-
Ческой, открывает широкие возможности скорее для творче-
Ской, чем для строго научной критики. Этому способствует и
Отсутствие строго научной концепции мифа. Творческие воз-
Можности мифологич. критики в значительно большей степени