Тема 8. Ценности личностного бытия
Вопросы для обсуждения:
· личность в культуре. Система ценностей. Мораль и право. Справедливость. Искусство. Понятия прекрасного и безобразного. Гуманизм и гуманность. Добро и зло;
· специфика человека среди прочих живых существ с точки зрения философской антропологии. Основополагающие культурные практики воспитания человека. Свобода и ответственность. Роль культурных норм и ценностей в организации поведения людей;
· смысл жизни. Будущее человечества.
Теоретический материал
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios – ценность и logos – учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.
Кант впервые употребляет понятие ценности в специальном узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности – это: требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные.
После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей.
Натуралистический психологизм Дж. Дьюи (1859–1952). В этой концепции ценности рассматриваются как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывают с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью.
Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Здесь ценности – не объективная реальность, а идеальное бытие. Они рассматриваются как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности, как добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей.
Персоналистический онтологизм. Наиболее видным представителем этого направления является М. Шелер, утверждавший объективный характер ценностей. Познание ценностей и их созерцание основано на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее, и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами.
Социологическая концепция ценностей. Основателем ее являетсяМ. Вебер, который ввел проблему ценностей в социологию. С его точки зрения, ценность – это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.
Схема 2
Общество, общественные условия – необходимое условие свободы личности. Однако нельзя забывать и о внутренней свободе человека, его духовном самоопределении (свободе духа, власти человека над своим телом и душой). Личная свобода самым непосредственным образом связана с ответственностью человека за все свои дела и поступки.
Ответственность – сознательная установка, готовность личности отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидуумов требования. Ответственность, как и свобода, может быть только осознанной. Она принимается человеком как его прямой долг, право, обязанность поступать в сложившихся обстоятельствах именно так, а не иначе, и брать на себя всю полноту вины в случае поражения или неудач. Ответственность как внутреннее чувство и принцип мышления и действия личности не возникает спонтанно, она формируется в процессе воспитания и является результатом всей практической деятельности личности. Ответственность, как и свобода, целостна. Однако, как и свобода, она может специфически проявляться в разных ее видах: правовой, нравственной, политической, экономической, эстетической. Чем шире рамки свободы личности в обществе, тем более значима ее ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей, и, наоборот, вместе с ограничением личной и общественной свободы сужается и ответственность. Ответственность – это регулятор поступков личности, внутренняя пружина дисциплины и самодисциплины человека, не позволяющая рассматривать и использовать свободу как вседозволенность. Именно такого рода связь свободы и ответственности отражает объективный конкретно –исторический характер взаимоотношения между личностью и обществом.
Различные точки зрения на «смысл жизни»:
1. Смысл жизни в жизни после смерти (веданта, буддизм, брахманизм, ислам, христианство). Смысл жизни, как указывают многие религии, – в подготовке к вечной жизни, жизни в ином мире, предлагающем усмирение всех земных желаний. Все сущее, в том числе и человек, вышло из духа Божества и стремится возвратиться в его лоно. Конечная цель жизни – «нирвана», «спасение души» и т. д. Однако этот смысл жизни эмпирически, опытно не ощутим, хотя и накоплен определенный материал о существовании «параллельного» духовного, идеального мира. Человек живет не ощущая смерти; жизнь – по существу практическое бессмертие.
2. Смысл жизни в самой жизни (в наибольшем получении удовольствий, счастья и т.п.). Здесь большой спектр учений – эвдомонизм, эпикуреизм, эгоизм, индивидуализм, утилитаризм и т. д. Суть этого «смысла жизни» – лови миг жизни и наслаждайся. Смысл жизни как бы задан потребностями, жизнью самого человеческого организма, а не Богом, историей, обществом и т. д.
3. Смысл жизни в труде, в построении «рая на земле» (коммунизма или другого общества изобилия). Эту точку зрения проводит марксистская, демократическая идеология. Люди – авторы и актеры своей судьбы, они стремятся к наилучшей жизни, а это лучшее и определяет жизнь в конкретных исторических обстоятельствах.
4. Смысл жизни в слиянии с природой (Пифагор, даосизм, Н. Федоров, Вл. Соловьев, Н. Бердяев и др.). Смыслом человеческого существования является следование естественному, природному порядку вещей. Такой смысл жизни включает как разумное удовлетворение человеческих естественных потребностей, так и сохранение целостности себя (как человека) и природы. Слияние с Дао, Богом, Мировой гармонией природы.
5. Постановка вопроса о «смысле жизни бессмысленна» (3. Фрейд, А. Камю и др.). По Фрейду, сама постановка такого вопроса свидетельствует о патологии сознания, об аномалии личности. Хотя можно сказать и обратное: определенной аномалией психики обладает человек, лишенный смысла жизни. Все те же психологи возводят смысл жизни в ранг душеврачующих, психотерапевтических средств (логотерапия по Франку).
6. Смысл жизни как служение (в русской философии). Служение – понятие, выражающее подлинное онтологическое (бытийное) существование человека, нормативное начало общественной и духовной жизни людей. Подлинный смысл жизни состоит не в угождении желаниям, не в утверждении своей воли, не в притязании на «права человека», а в служении обществу, культуре, Богу. Служение состоит в исполнении человечески должного, в осуществлении сверхличных заданий (истины, правды, долга, добра, красоты, Божественных заповедей). Именно такая деятельность, устремленная к «созвездию» идеалов и ценностей, наполняет жизнь смыслом, поднимает над бессмысленным потоком бытия, над простым человеческим существованием.
Смысл жизни отражает мировоззренческую жизненную позицию человека, его осознанный и обобщенный взгляд на жизнь, на ее конечную цель. В тоже время смысл жизни больше выражается в формах самой жизни. Личные выборы и поступки больше говорят о смысле жизни, чем слова. Потеря смысла жизни относится к разряду нравственной патологии личности.
Задания для индивидуальной (групповой) работы
Используя теоретический материал, ответьте на вопросы (оценивается до 3 баллов):
1. Поясните смысл высказывания Сократа: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и вселенную».
2. Марк Аврелий говорил: «Время человеческой жизни – миг; сущность – вечное течение; ощущение смутно; слава недостоверна. Одним словом: все относящееся к телу подобно потоку, относящееся к душе – сновиденью и дыму. Жизнь – борьба и странствие по чужбине; посмертная слава – забвение. Что же может вывести на путь? Ничего, кроме философии». Значит ли это, что смысл и наполненность существованию придают размышления? Если да, то какие?
3. Как вы думаете, что такое душа? Как трактуют это понятие философия, религия, наука? Можно ли утверждать, что душа – неотъемлемая часть личности, придающая смысл бренному существованию человека? Есть ли душа у животных и растений (вспомните сюжет пьесы М. Метерлинка «Синяя птица»)?
4. Как соотносятся понятия «душа» и «психика»? «Душа» и «сознание»? «Душа» и «тело»? «Душа» и «совесть»?
5. Как вы думаете, какое начало присуще исключительно человеку? Какие качества, способности, таланты? Что такое «сверхчеловеческое»? Возможен ли «сверхчеловек»? Были ли в истории попытки создать «сверхчеловека» (ницшеанство, расизм, фашизм и др.)? К чему они привели?
6. Какое из представленных мнений соответствует действительности: а) человек по природе своей коварен, мелочен, зол и порочен; поэтому направлять его нужно железной рукой; б) человек –существо доброе и способное к состраданию, насилием его ничему не научишь, нужны поощрение и убеждение. Если вы не согласны ни с одним из них, выскажите и обоснуйте свою точку зрения.
7. Можно ли утверждать, что человека человеком делает свободный выбор? Что такое человеческая свобода в философском смысле? Может ли человек быть абсолютно свободным? Означает ли свобода вседозволенность? Чем и как ограничивается свобода? Всегда ли свобода – благо, а ее ограничение – зло?
8. Объясните смысл высказываний: «Свобода начинается тогда, когда я говорю «нет» (Ж. - П. Сартр) и «Свобода – это осознанная альтернативность» (Э. Фромм). Какое из них, на Ваш взгляд, точнее отражает сущность свободы?
9. Как вы понимаете термины «примитивный человек»? «Природный человек»? «Современный человек»? «Цивилизованный человек»? «Вечный человек»? «Целостный человек»? «Отчужденный человек»?
10. В чем смысл человеческого бытия? Как к этой проблеме подходили различные философские школы? Почему на него невозможно и в принципе не нужно давать окончательный и исчерпывающий ответ? Что такое жизнь вообще и человеческая жизнь в частности?
Задание для индивидуальной работы
Используя различную литературу и ресурсы Интернета, напишите эссе на предложенную тему. Выбор темы осуществляется согласно списку в журнале (кроме своего номера можно сделать дополнительно сколько хочется).
Темы эссе
1. Моё мировоззрение.
2. Мифы современности.
3. Как я понимаю вопрос о бытии?
4. Вера и разум.
5. Идея Бога в жизни человека.
6. Я –человек.
7. Что я называю реальностью?
8. Свобода и необходимость в моей жизни.
9. Современный мир.
10. Будущее России.
11. Диалог и понимание.
12. Любовь.
13. Дар и труд.
14. Размышления о смерти.
15. Проблемы кибернетики и искусственного интеллекта.
16. Что такое истина?
17. Сила науки и границы научного знания.
18. Кто создаёт историю?
19. Возможно ли создать идеальное государство?
20. Ценности повседневной жизни.
21. Добро и зло.
22. Жизнь в информационном обществе.
Если ваша фамилия в журнале под номером 23, то выполняйте первую тему и т.д.
Как писать эссе
Эссе может занимать 2 –4 страницы.
1. При раскрытии темы сначала нужно обратиться к словарям и учебникам, чтобы написать определения и тех ученых, которые занимались этим вопросом.
2. Важно написать собственные мысли и мнения по данному вопросу. Как вы относитесь и как вы представляете то, что вам досталось в теме.