Тема 3.8. Ценности как ориентации человеческого бытия и регулятивы общественной жизни

Аксиология: предмет и содержание философских учений о нормативной базе человеческого общежития. Ценность как норма. Природа ценностей и принципы их классификации. Исторические школы ценностей и их динамика. Нравственные ценности. Смыслообразующий характер ценностей.

Ценности современной цивилизации. Общепланетарный характер общественных процессов и глобализация духовной сферы человечества. Информационное общество и перспективы его развития. Ноосферное движение. Взаимодействие культур в сценариях будущего.

Ценностные ориентации личности и их соотношение с ценностной школой цивилизации, в которой живет человек.

Практический курс

Тема 1. Философия как явлениекультуры

Тема 2. Философия как метафизика

Тема 3. Диалектика и метафизика как философские способы познания

Тема 4. Способы и формы бытия человека в мире

Тема 5. Общество: основы философского анализа

Тема 6. Философия истории

Тема 7. Сознание

Тема 8. Познание

Тема 9. Человек как проблема философии

Тема 10. Человек в информационно-техногенном мире. Будущее человечества

Учебным планом предусмотрен реферат, выполняющийся в течение третьего и четвертого семестров.

Целью реферативной работы являетсязакрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине, получение навыков научно-исследовательской работы, применения на практике философской методологии.

Выбор темы реферата может определяться следующими вопросами.

СПИСОК ТЕМ РЕФЕРАТОВ

1. Сущность и функции культуры.

2. Мифология как феномен культуры.

3. Мифология: прошлое и настоящее.

4. Философия - наука или мировоззрение?

5. Философия как «дозорный» культуры.

6. Трансформация содержания понятия « материя» в истории философии.

7. Мировоззренческие и методологические основания дихотомии материализма и идеализма.

8. История философии как история бытия мысли.

9. Специфика философии как выражение специфики национальной культуры.

10. Основания периодизации истории философской мысли.

11. Основная проблематика современной философии и главные ее решения.

12. Особенности становления русской философии.

13. Проблема свободы в русской философии.

14. Судьбы философии в России.

15. Русский космизм как философское явление.

16. Философия как метафизика: онтологический и гносеологический аспекты.

17. Взаимозависимость онтологии и гносеологии.

18. «Новая метафизика» как выражение современной социокультурной ситуации.

19. Деятельность как субстанция социальной жизни и культуры.

20. Концепции практики: К. Маркс, М. Вебер, Г. Маркузе, П. Бурдье сравнительный анализ).

21. Структура человеческой деятельности и ее историческая обусловленность.

22. Законы природы и законы общества: общее и специфическое.

23. Социальная справедливость: идеал и реальность.

24. Социальное пространство и социальное время.

25. Основные идеи социального конструктивизма.

26. Возможен ли «социальный эксперимент»?

27. Модели социальной реальности и их методологические основания.

28. Цивилизация как феномен истории.

29. Метафизические основания моделей общественного устройства.

30. Сознание как бытийное образование.

31. Образ и понимание сознания в контексте основных философских направлений.

32. Структура общественного сознания и ее историческая обусловленность.

33. Жизненный мир как местопребывание человека.

34. Диалектический и метафизический способы познания.

35. Проблема познаваемости мира и ее основные решения.

36. Субъектно-объектная схема познания и ее историческая обусловленность.

37. Научная рациональность как ценность культуры.

38. Образы и способы описания человека в истории философии.

39. Человеческое бытие: историко-философский анализ.

40. Человек и мир; человек в мире: различные мировоззренческие и жизненные ориентации.

41. Природа и сущность человека.

42. Человек как главная ценность: исторические, культурные, социальные предпосылки.

43. Проблема человека в западной философии к.19 - нач.20вв.

44. Игра как феномен человеческого бытия.

45. «Игра» в этикет и этика игры.

46. Социокультурные качества игры.

47. Философский анализ «языковых игр».

48. Мораль: история возникновения и развития.

49. Эстетическое восприятие мира: исторические формы, основные компоненты, социальная роль.

50. Взаимодействие этики, эстетики, идеологии.

51. Моральные ценности и ориентации личности.

52. Духовные интересы, идеалы, цели.

53. Наука и религия: конфронтация или диалог?

54. Религия и нравственность.

55. Политика и нравственность.

56. Этика бизнеса.

57. Этика и этикет.

58. Ценностные аспекты развития науки и ответственность ученых.

59. Нравственные ориентиры в технической деятельности.

60. Язык как выразительное средство интеллектуально-эмоциональных качеств человека.

61. Творчество как свобода самореализации в жизни человека и общества.

62. Искусственный интеллект; надежды и возможности реализации.

63. Наука в системе образования.

64. Интуиция в научном поиске.

65. Проблема научного творчества.

66. Наука в проектной культуре.

67. Инновационный характер науки и традиция в культуре.

68. Наука как фактор эволюции современной цивилизации.

69. Культура традиционного общества.

70. Сущность кризиса техногенной цивилизации.

71. Посттехногенная цивилизация: приоритетные ценности и парадигмы жизнедеятельности.

72. Техника как основание и ценность техногенной цивилизации.

73. Научно-техническое творчество: социально-философские проблемы.

74. Сущность и содержание техники как социального явления.

75. Этапы развития НТР. Последствия НТП.

76. Типы детерминации развития техники.

77. Православный храм как «овеществленное миропонимание».

78. Традиция и новаторство в строительстве и архитектуре.

По истории философии могут быть также представлены рефераты, где анализируются конкретные произведения философов.

Законченная работа не позже 15-й недели семестра предъявляется руководителю. После проверки работы студенту назначается время защиты. При наличии в тексте большого числа грамматических, логических и проч. ошибок и несоответствия предъявляемому уровню написания данной работы, а также в случае небрежного оформления текста, работа возвращается на доработку.

Общая оценка за реферат проставляется с учетом работы студента в течение семестра, качества представленной работы и ее защиты.

Среднее время самостоятельной работы студента на выполнение реферата составляет 10 часов.

Наши рекомендации