И профессиональные базы данных

1. Научно-образовательная литература http://www.aldebaran.ru

2. Общие сведения о философии, различные философские словари http://www.Philosophy.ru

3. Российская государственная библиотека (РГБ) (Сайт включает в себя литературу по философии в электронном варианте) http://www.rsl.ru

4. Российская национальная библиотека (РНБ) (Сайт включает в себя выдержки из энциклопедий, литературу по философии) http://www.nlr.ru

5. Сайт, включающий выдержки из энциклопедий, литературу по философии http://www.phenomen.ru

6. Философские словари и энциклопедии; термины по истории философии; философские термины в трактовке различных авторов; прочие философские словари http://www.terme.ru

7. Философские словари и энциклопедии http://www.slovari.yandex.ru

8. Электронный ресурс к коллекциям баз данных компании EBSCO Publishing.

9. Электронная библиотека ПНИПУ http://lib.pstu.ru/.

10. Электронно-библиотечная система «Издательство Лань» http://e.lanbook.com/books.

11. Электронная библиотека КемТИППа, раздел «Философия» http://www.kemtipp.ru

12. Электронная библиотека по философии http://www.gumer.info.ru

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

МОДУЛЬ 1. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Философия – теоретически формируемое миропонимание

Вопросы для обсуждения:

· философия как первая форма теоретического отношения к миру;

· происхождение философии, её отличие от прочих типов мировоззрений (мифологического, религиозного);

· предмет и функции философии;

· структура философского знания;

· коренной вопрос философии.

Теоретический материал

Термин «философия» древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает «любовь к мудрости» («филео» – люблю, «софия» – мудрость). Современная философия – это, прежде всего, наука и, более того, – ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем.

Следует подчеркнуть, что в условиях новых реалий развития науки и общества присущее древним мыслителям связывание философии с мудростью до сих пор сохраняет свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время с особой остротой выявляется главное назначение философии – дать человеку надежные ориентиры мудрости.

Но что такое мудрость? Какие качества делают человека не просто умным, образованным, а именно мудрым? Интуитивно ясно, что мудрость связана с таким видением и пониманием действительности, которое превосходит обыденные и конкретно-научные, специальные знания своей целостностью, глубиной, масштабностью, практической действенностью. Известен афоризм, дающий сжатую, но весьма точную характеристику различий между умным и мудрым человеком: «Умный всегда найдет выход из трудного положения, а мудрый никогда в это положение не попадет».

Философия – это обобщенное, целостное, глобальное осмысление действительности, имеющее целью формирование у мыслящего человека надежных ориентиров мудрости.Данное определение является, несомненно, очень общим. Между тем, философия стремится соединить беспредельность охвата действительности с точностью и конкретностью своих выводов и рекомендаций.

В силу сложности многогранности своего предмета философия исторически развивалась плюралистически, т. е. вырабатывала различные, подчас противоречивые, представления о самой себе и мире. Можно выделить несколько альтернативных определений философии. 1. Философия – это учение о людях, о должном, об идеале, о ценностях или смыслах (Платон, платонизм, неокантианство, Гуссерль). Философия – это учение обо всем существующем, а не только духовной сфере (французские материалисты, Гегель, Фейербах). 2. Философия – это учение о бытии как таковом, в первую очередь, человеческом бытии (древнеиндийские и древнекитайские школы философии, средневековая философия, неотомизм, персонализм, экзистенциализм). Философия есть учение о познании или нравственности, или счастья, или человека вообще (Юм, Кант, позитивизм, древнегреческие и древнекитайские школы, мусульманская философия, антропологическая философия). 3. Философия есть наука или должна быть наукой (Аристотель, Декарт, Фихте, Гегель). Философия есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (марксизм, диалектический материализм). Философия не есть наука, не должна и не может быть ею (иррационализм, интуитивизм, экзистенциализм, К. Поппер). 4. Философия есть специфическое мировоззрение. Философия не есть мировоззрение, а особая интеллектуальная деятельность, связанная с анализом языка, в частности, языка науки, культуры (неопозитивизм, лингвистическая философия, структурализм, герменевтика).

Обилие противоречивых определений философии породило распространенное мнение, что философы не знают, что представляет собой философия и зачем она нужна. Но на самом деле, это не так. Философия, исторически развиваясь, переходила от одного определения к другому, повергая отрицанию или обогащая свое прежнее содержание. Различные понимания философии отражают лишь различные аспекты, уровни постижения реальности, бытия, ступени развития самой философии, самопознания человечества и самого человека. Но во всем многообразии философских направлений и учений просматриваются контуры единой, универсальной философии, опирающейся на все истинное в различных концепциях (материалистических, идеалистических и др.).

Философией движет не просто любовь к знанию, а неукротимое стремление к истине как адекватному постижению мира и смыслу как выявлению целостного значения вещи, явления, того или иного содержания в системе бытия. Философия ориентирована на целостное познание и понимание мира. Она охватывает все знания о вещах, подводит итоги развития человеческого опыта, культуры и самого человека. Только на основе синтеза, интеграции знаний о реальности можно безошибочно решать мировоззренческие проблемы, верно ориентировать человека в сложностях бытия природы и общества, человеческого познания.

Наши рекомендации