Тема 24: «Глобальные проблемы современности» (семинар 2)

Цель занятия: формирование компетенции № 2 посредством анализа цивилизационных перспектив России перед лицом глобальных проблем.

Задачи:

- проанализировать связь глобального моделирования с решением глобальных проблем; - рассмотреть роль России в решении глобальных проблем;

- оценить цивилизационную перспективу России.

Студент должен знать:

1. До изучения темы: общий круг философских проблем и основные подходы к их решению, предложенные крупнейшими мыслителями в разные эпохи.

2. После изучения темы: сущность глобальных проблем, их иерархию, причины и пути решения.

Студент должен уметь:

- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по глобальным проблемам современности;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.

Студент должен владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. Охарактеризуйте основные глобальные проблемы.

2. В чем заключается основная сложность решения современных глобальных проблем?

3. Почему в качестве условия решения глобальных проблем называют преодоление стихийности развития человечества?

4. Перечислите факторы, которые В. И. Вернадский считал необходимыми для перехода биосферы в ноосферу.

5. Какие проекты в области альтернативной энергетики вам известны?

6. Какие причины лежат в основе депопуляции европейских народов («старения нации»)?

2. Беседа по теме занятия:

1. Специфика научного прогнозирования.

2. Социальное прогнозирование и социальное конструирование.

3. Россия перед вызовом глобальных проблем.

Выводы:

Ни одна из глобальных проблем не может быть решена без предварительного преодоления стихийности в развитии земной цивилизации, без перехода к согласованным и планомерным действиям в общепланетарном масштабе. Речь идет о так называемой «направленной эволюции», необходимым средством осуществления которой является глобальное прогнозирование. Особую роль в разрешении современного кризиса человеческой цивилизации, симптомом которого являются глобальные проблемы, может сыграть Россия – в силу своего уникального геополитического и культурного потенциала.

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1. Раскройте понятия утопии, дистопии, антиутопии. Приведите примеры (из литературы и/или истории).

2. Чем «футурология» отличается от «прогностики»?

3. Охарактеризуйте основные методы научного прогнозирования (метод экстраполяции, «нормативное прогнозирование»).

4. Охарактеризуйте феномен «самосбывающихся прогнозов».

5. В чем состоит вклад научной фантастики в методологию научного прогнозирования?

6. В чем состоит цивилизационная специфика России?

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1. Дайте критический анализ утверждений из «Мировой динамики» Дж. Форрестера (р. 1918):

«Рост производства продуктов питания, промышленных товаров и занимаемой территории способствует не только поддержанию, но и увеличению количества населения». «Со временем рост [населения] наталкивается на пределы, налагаемые природой. Почва и природные ресурсы истощаются, а способность биосферы Земли разлагать загрязнения не беспредельна».

«Уровень питания, вероятно, сильнейший регулятор численности населения. Если количество пищи на душу населения падает, то, безусловно, темп смертности должен резко возрастать вплоть до бесконечно большой величины при отсутствии пищи».

«Многие индустриальные страны сейчас развиваются очень быстро и всё больше нуждаются в природных ресурсах, которые поступают в основном из развивающихся стран. Что же произойдет, когда страны-экспортеры сырья начнут сокращать поставки, предвидя, что скоро они сами начнут нуждаться в сырье? … Не возникнет ли новая эра мировых конфликтов, первопричиной которых станет отсутствие сырья?».

«Рост загрязнения будет продолжаться до тех пор, пока не подавит процессы, вызывающие загрязнение».

«Эта глава [последняя] показывает, что глобальное равновесие в принципе возможно».

Задача 2.Как выразился современный российскийфилософ Ф. И. Гиренок (р. 1948): «Русские всегда были и будут идеей. Тем, чего нет, что невозможно осуществить. Мы всегда существовали в невозможности своего существования» (Гиренок Ф.И. Эйдос русской империи // Ф-я хозяйства. - №4(28). - 2003).

1. Как Вы понимаете данное высказывание? Согласны ли Вы с ним? Ответ подкрепите примерами.

2. Какой путь, на ваш взгляд, перспективнее для России: встраивание в Западноевропейскую цивилизацию, альянс с одной из восточных цивилизаций или же позиционирование себя в качестве самостоятельной цивилизации? Ответ обоснуйте.

Задача 3. Как пишет современный православный мыслитель и миссионер о. А. Кураев (р. 1963): «Мир глобализации требует разрушить традиционные социальные скрепы: свобода от церкви, свобода от семьи, свобода от национальности, свобода от традиций, а значит, от связанности с родиной и своим народом. По определению Жака Аттали, цивилизация двадцать первого века — это цивилизация кочевников; ей нужно максимально свободное перемещение финансовых и трудовых ресурсов в масштабах планеты. А для этого у людей как трудовых ресурсов не должно быть никакой иной идентичности, кроме профессиональной, — ни религиозной, ни национальной, ни семейной, ни даже половой, по большому счету. Чтобы "Матрица" успешно имела тебя, у тебя должен быть универсальный разъем, в который можно было бы вставить нужный кабель».

1. Возможна ли абсолютная свобода? Почему?

2. Согласны ли Вы с мыслью автора о том, что свобода от всевозможных идентичностей является лишь формой тотального подавления личности в современном обществе потребления? Ответ обоснуйте.

3. Прокомментируйте мысль В. И. Ленина: «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Как можно добиться предельной свободы от общества, в котором живешь?

4. Что в данном случае подразумевается под «Матрицей»? Можно ли из нее сбежать, как в одноименном фильме? (при ответе можете опираться на статью современного «левого» философа А. Тарасова «Матрица» или борьба бабла с ослом).

5. В чем принципиальная разница между коммунизмом и капитализмом? Какая из этих систем (а может, некая третья) может обеспечить продуктивную интеграцию человечества?

Задача 4. В своем аналитическом предисловии к философско-футурологической дилогии «Туманность Андромеды» (1957) - «Час Быка» (1968) русского ученого-палеонтолога и философа-космиста И. А. Ефремова (1908 – 1972) современный политолог и футуролог С. Переслегин (род. в 1960 г.) пишет: «Как десятилетием или двумя позже будет показано И. Пригожиным, самоорганизующие процессы в обязательном порядке должны содержать автокаталитические петли: структурные рекуррентности, контуры обратной связи по информации/материи/энергии – любые конструкты, Представлением которых является древний образ Змеи, кусающей свой хвост. "Чтобы создать клетку, нужна клетка, чтобы получить ДНК нужна ДНК". Будущее нуждается в метафорах Будущего; смыслы постличиночного человечества необходимо включить в систему реальных человеческих отношений».

1. Объясните данное рассуждение своими словами, уточнив значение неизвестных терминов по словарю.

2. На конкретных примерах попробуйте продемонстрировать (или опровергнуть) прогностическую ценность научной фантастики (можно использовать примеры из фантастических произведений И. А. Ефремова, в частности, указанных в задании).

3. Может ли научная фантастика создавать модели утопических обществ? Ответ аргументируйте.

4. Попробуйте описать (можно в форме небольшого НФ-рассказа – от одного предложения до нескольких страниц), каким будет «постличиночное человечество» (в терминологии трансгуманизма: «постчеловечество»). В работе коснитесь, в частности, таких вопросов: чем постчеловек будет отличаться от современного человека (в лучшую или/и в худшую сторону), насколько реален такой эволюционный переход, произойдет ли полное замещение постчеловеком человека современного типа или они будут сосуществовать и, в последнем случае, каким именно образом?

5. Имеют ли какое-либо положительное значение для общества несбывшиеся научные (научно-фантастические) прогнозы? Какое именно?

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Коротков Н. В. Онтология и гносеология фантастики / Н. В. Коротков. – Киров: ООО

«Радуга‑ПРЕСС», 2014. – 155 с.

2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. – 3-е изд.,

перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 828 с.

3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. – 304 с.

4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

Наши рекомендации