Тема 24: «Глобальные проблемы современности» (семинар 1)

Цель занятия: формирование компетенции № 2 путем анализа феномена глобальных проблем.

Задачи: - раскрыть специфику и виды глобальных проблем;

- проанализировать происхождение глобальных проблем и пути их решения.

Студент должен знать:

1. До изучения темы: общий круг философских проблем и основные подходы к их решению, предложенные крупнейшими мыслителями в разные эпохи.

2. После изучения темы: сущность глобальных проблем, их иерархию, причины и пути решения.

Студент должен уметь:

- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по глобальным проблемам современности;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.

Студент должен владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. Дайте определение социальной сферы жизни общества.

2. Проанализируйте структуру социальной сферы.

3. Раскройте структуру политической сферы жизни общества.

4. Назовите и охарактеризуйте основные теории происхождения государства.

5. Дайте анализ системы политической власти.

6. Политические партии.

7. Раскройте понятие «политическое сознание».

2. Беседа по теме занятия:

1. Сущность и виды глобальных проблем;

2. Происхождение глобальных проблем;

3. Пути решения глобальных проблем;

4. Иерархия глобальных проблем.

Выводы:

Перспективы современной цивилизации связаны с решением сложного комплекса глобальных проблем (от лат. «глобус», то есть Земля, земной шар), которые имеют планетарный характер и в силу этого могут быть решены только совокупными усилиями всего человечества. К числу глобальных проблем относятся: угроза мировой термоядерной войны; нарастающие «ножницы» в уровне экономического и культурного развития индустриальных и постиндустриальных стран и стран «третьего мира»; истощение природных ресурсов; катастрофические аномалии в демографической сфере (в виде «взрыва» рождаемости в странах Востока и намечающейся депопуляции в государствах евроамериканской цивилизации); глобальный экологический кризис и др.

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1. Охарактеризуйте роль Римского клуба в осмыслении глобальных проблем.

2. Раскройте суть термоядерной угрозы.

3. Охарактеризуйте демографическую проблему; в чем состоит её двойственность?

4. Раскройте суть современного экологического кризиса.

5. Какая глобальная проблема, на ваш взгляд, является наиболее серьезной? Ответ аргументируйте.

6. В чем заключается специфика взгляда К. Лоренца на иерархию глобальных проблем?

7. В чем состоит значение книги Д. Форрестера «Мировая динамика»?

4. для разбора на занятии:

Задача 1.«Каменный век кончился вовсе не оттого, что иссякли месторождения камня» (шейх Ямани). Какая точка зрения на угрозу мирового энергетического кризиса выражена в данном высказывании?

Задача 2.Как утверждает академик Н. Н. Моисеев (1917 – 2000) в книге «Судьба цивилизации. Путь разума» (2000), «цивилизация сможет сохранить себя, она имеет шанс дальнейшего развития. Но тогда и только тогда, когда экономика перестанет быть демиургом современного общества, когда она обретет то место, которое ей уготовано Природой, - поддерживать существование Человечества, а не определять его историю, когда восхождение к Разуму сделается действительно главной целью нашего биологического вида. … Я понимаю, что эта цель утопична. ... Ну что же, не приняв утопии, мы однажды примем реальность: КОНЕЦ ИСТОРИИ».

1. Почему превращение экономики в ведущую силу исторической динамики чревато концом истории?

2. Согласны ли Вы с утверждением, что если не сбываются утопии, сбываются антиутопии? Ответ обоснуйте.

3. Как Вы понимаете тот «Разум», восхождение к которому способно спасти человеческую цивилизацию от гибели?

Задача 3.Как пишет О. Шпенглер в работе «Годы решений» (1933): «Но сильной расе присуще не только неисчерпаемое число новорожденных, но и жесткий отсев через препятствия жизни, несчастья, болезни и войну. Медицина ХIХ века, истинный продукт рационализма, является, с этой точки зрения, также проявлением старения. Она продлевает каждую жизнь, будь она ценная или нет. Она продлевает даже смерть. Она замещает число детей числом стариков. Она соответствует мировоззрению «хлеба и зрелищ», когда она судит ценность жизни не по содержанию, а по количеству прожитых дней. Она устраняет естественный отбор и способствует этим падению расы. ... Известен факт, что значительные люди редко, или почти никогда не были единственными детьми. Семьи с малым количеством детей способствуют не только уменьшению количества, но и ухудшению качества расы. Проведите содержательный анализ критики Шпенглером современной научной медицины.

1. Проведите диспут на тему: «Является ли вырождение человечества побочным эффектом успехов научной медицины?»

2. Почему урбанизация и индустриализация, как правило, сопровождаются спадом рождаемости?

3. Объясните отмеченную Шпенглером связь между сокращением численности и ухудшением качества расы.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. – 3-е изд.,

перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 828 с.

3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. – 304 с.

4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

Наши рекомендации