Тема 5: «Средневековая философия: специфика и основные этапы»
Цель занятия: формирование компетенции № 2 посредством анализа учений, относящихся к эпохе Средневековья
Задачи:
- рассмотреть условия становления средневековой философии;
- выделить основные этапы в ее развитии;
- изучить философские взгляды основных представителей средневековой философии.
Студент должен знать:
1. До изучения темы: основные направления, школы и учения в античной философии;
2. После изучения темы: условия становления средневековой философии, ее особенности и основные этапы в развитии; философские учения мыслителей Средневековья.
Студент должен уметь:
- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по философским проблемам эпохи Средневековья;
- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.
Студент должен владеть:
- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;
- приемами ведения дискуссии и полемики;
- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.
Содержание занятия:
1. Вводный контроль:
1. Назовите первую философскую школу в Древней Греции и ее представителей?
2. Почему Гераклита считают диалектиком?
3. Кто из античных философов следовал принципу «Познай самого себя»?
4. Какие философские направления представлены Демокритом и Платоном?
5. Как Аристотель характеризовал материю и форму?
6. Что Эпикур считал высшим благом?
7. Что, согласно Диогену, делает человека свободным?
8. Каковы основные положения скептицизма?
2. Беседа по теме занятия:
1. Возникновение средневековой философии. Апологетика: основные направления и представители.
2. Установление официальной христианской доктрины. Каппадокийские отцы церкви. Западная патристика (Аврелий Августин).
3. Формирование и эволюция схоластики. Основные представители и проблемы.
4. Расцвет схоластики. Философия Фомы Аквинского.
5. Терминизм Уильяма Оккама.
Выводы:
Христианство дало новую интерпретацию сути природы, знания и веры. Если для язычника природа самоценна, самодостаточна и божественна, то для христианина Бог первичен, он вне природы, которая им сотворена («трансцендентность Бога»). Истинное бытие – Бог («Нетварное Бытие»), остальное – его творение («Тварное Бытие»). В своём развитии средневековая христианская философия прошла этапы апологетики, патристики и схоластики. Вершиной философии Средневековья можно считать философию Фомы Аквинского, сформулировавшего пять знаменитых доказательств бытия Бога и давшего компромиссное – между номинализмом и реализмом – решение проблемы универсалий (онтологического статуса общих понятий).
3. Практическая работа:
Найти ответы на поставленные по теме вопросы:
1. Для чего писали «Апологии» отцы церкви раннего христианского периода?
2. В чем различие двух направлений в апологетике и кто их представители?
3. На какую философскую традицию опирался в своих взглядах А. Августин?
4. В чем особенность схоластики?
5. В чем суть проблемы теодицеи, и какие основные подходы к ее решению сложились в средневековой христианской философии?
6. Охарактеризуйте проблему соотношения свободы воли и предопределения. Каковы возможные варианты ее решения?
7. В чем суть спора реалистов и номиналистов об универсалиях?
8. Какие доказательства бытия Бога приводил Ф. Аквинский?
9. В чем суть принципа, названного «Бритвой Оккама»?
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:
Задача 1.Вдумчиво прочитайте текстХристианского Символа Веры и ответьте на предложенные вопросы:
«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа с Отцом, через Которого всё сотворено. Ради нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком. Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого. И воскресшего в третий день согласно с Писаниями. И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца. И снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству же Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцом и Сыном, говорившего через пророков. В единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мёртвых и жизнь будущую. Аминь».
1. Каковы принципиальные отличия христианства от иудаизма и ислама?
2. В чем отличие Бога-Творца от платоновского Демиурга?
3. В чем уникальность образа Иисуса Христа по сравнению с языческими образами «полубогов» (детей того или иного бога и смертной женщины), таких как Геракл, Персей, Тесей и др.?
4. Как Вы считаете, почему Иисус Христос называет олицетворение зла, Дьявола, «лжецом и отцом лжи»? Почему, согласно «Божественной комедии» Данте, лжецы всех «мастей» (клеветники, льстецы, фальшивомонетчики, фальсификаторы, лицемеры, предатели и др.) в Аду наказываются строже, чем даже убийцы?
5. Почему, по-вашему, именно каиниты (дети Каина) стали первыми горожанами, изобретателями ремесел и искусств? (Быт. 4:17; 4:21; 4:22)
6. В чем смысл крестной муки Иисуса Христа?
7. Обоснуйте свою точку зрения на высказывание свт. Киприана Карфагенского (ум. в 258 г.н.э.): «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец».
8. В чем, согласно христианскому богословию, состоит цель каждого человека?
Задача 2.Напишите небольшое эссе (ок. 0,5 стр.), взяв за эпиграф один из нижеприведенных афоризмов средневековых мыслителей:
1. Не потому ли, что люди часто били своих пророков, души пророков стали совершеннее душ других людей? (суфий Руми).
2. Нужно выйти из круга Времени и войти в круг Любви (Руми).
3. Тело перед морем души – капля (Руми).
4. Как странно, что душа свою родину и те места, где она родилась и выросла, даже не вспоминает. Этот мир, будто сон, закрыл ей глаза, как облако закрывает звезды. Хотя душа обошла столь много городов, она все еще не очистилась от пыли их познания (Руми).
5. Человек внешне является частью мира, но, с точки зрения атрибутов, он есть основа мира. Внешне человека беспокоит комар, но внутренне он завоевывает небо (Руми).
6. Если хочешь построить новое, должен разрушить старое; если пшеница не обмолочена, как выпечь из нее хлеб? (Руми)
7. Вся вселенная наполнена мною, а я скрыт в ней (суфий Аттар).
9. Если бы разумный не мешал мне, невежественный был бы в моих руках как воск (Аттар).
10. Эй ты, который не в силах познать себя, как ты можешь познать Бога? (суфий Санайи).
11. Комар живет меньше слона: это потому, что кровопийцы недолговечны (Санайи).
12. Как большое количество дров часто подавляет собою пламень и гасит, производя очень много дыма, так и чрезмерная печаль нередко делает душу как бы чадною и мрачною и иссушает слезные воды («Лествица» преподобного отца Иоанна Дамаскина).
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.
2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.
3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.
4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.