Тема 6: «Философия эпохи Возрождения»

Цель занятия: формирование компетенции № 2 посредством анализа основных направлений и учений в философии эпохи Возрождения.

Задачи:

- рассмотреть специфику эпохи Возрождения;

- изучить взгляды на человека, общество и природу основных представителей философии этой эпохи.

Студент должен знать:

1. До изучения темы: основные направления, школы и учения в античной и средневековой философии;

2. После изучения темы: основные философские направления и концепции мыслителей эпохи Возрождения.

Студент должен уметь:

- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по философским проблемам эпохи Возрождения;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.

Студент должен владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. Какой была центральная проблема древнегреческой натурфилософии?

2. Почему Гераклита считают диалектиком?

3. Кто из античных философов следовал принципу «Познай самого себя»?

4. Что Эпикур считал высшим благом?

5. На какую философскую традицию опирался в своих взглядах А. Августин?

6. Идеи какого древнегреческого мыслителя Ф. Аквинский взял за основу своей философии?

7. Объясните одно из доказательств бытия Божьего, сформулированных Ф. Аквинским.

8. В чем суть спора реалистов и номиналистов об универсалиях?

2. Беседа по теме занятия:

1. Эпоха Возрождения и гуманистическое мировоззрение (Ф. Петрарка, Дж. Манетти, Л. Валла).

2. Ренессансный неоплатонизм: Н. Кузанский, М. Фичино, Пико делла Мирандола.

3. Социально-политические концепции эпохи Возрождения:

3.1.Философия истории и политики Н. Макиавелли.

3.2.Социальные утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.

4. Новое естествознание в эпоху Возрождения (Леонардо и Н. Коперник).

5. Натурфилософия Б. Телезио и Д. Бруно.

Выводы:

Мыслителями эпохи Возрождения от Петрарки до Галилея была разработана картина мира и человека, глубоко отличная от средневековой. На смену учению о сакральной структуре мироздания, о ценностной иерархии пространства, о противостоянии бесконечности Бога конечности мира, вечности – временному и тленному бытию приходит новое представление об однородности физического пространства вечной и бесконечной Вселенной.

Характерная для средневековья статическая гармония мира, опирающаяся на ценностную иерархию и систему «естественных мест», была заменена динамической гармонией, в которой коренными особенностями мироустройства и условиями его совершенства становятся движение и изменчивость. Философы эпохи Возрождения подготовили переход к новому экспериментально – математическому естествознанию, к эпохе классической механики и новой философии XVII века.

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1. В чем специфическая суть гуманизма эпохи Возрождения?

2. В чем проявилось изменение ценностей в эпоху Ренессанса?

3. В чем гуманисты Возрождения видели сходство человека с богом?

4. В чем Ф. Петрарка видел доблесть человека?

5. Что А. Ф. Лосев назвал «обратной стороной» ренессансного титанизма? Почему?

6. Каково мировоззренческое значение новой космологии Н. Коперника?

7. Каковы особенности нового метода познания, который разрабатывал Леонардо?

8. Каковы особенности натурфилософии Д. Бруно?

9. Что понимал под «героическим энтузиазмом» Д. Бруно?

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1. Соотнесите:

Автор: Произведение:

а) Т. Мор 1) «Похвала глупости»

б) Н. Макиавелли 2) «Божественная комедия»

в) А. Данте 3) «Утопия»

г) Э. Роттердамский 4) «Государь»

Задача 2. Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) в своем утопическом трактате «Город Солнца» (1602) выделяет следующие признаки идеального общества:

Верховным правителем является Метафизик («Солнце»)– обязательно человек энциклопедических знаний, но, прежде всего, освоивший лучше других философию и богословие. «Никто … не возводится в это звание ранее достижения тридцатипятилетнего возраста. Должность эта несменяема до тех пор, пока не найдется такого, кто окажется мудрее своего предшественника и способнее его к управлению».

Мужчины и женщины носят «почти одинаковую» военную униформу.

В городе Солнца существует министерство Любви, которое занимается проблемами демографии и селекции населения: «солярии» (жители города Солнца) «издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой»).

Имущество обобществлено, ибо частная собственность – источник эгоизма, зависти и раздора. «Но когда мы отрешимся от себялюбия, у нас остается только любовь к общине».

«Благородство» определяется не по роду, а по компетентности и заслугам в своей отрасли.

Нет понятия престижности той или иной службы, каждая воспринимается как самая почетная: «одинаково почтенно ногам ходить, заду испражняться, а глазам видеть и языку говорить», поэтому «никто не считает для себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и т. д.».

1. Проведите критический анализ устоев города Солнца.

2. Возможно ли, на Ваш взгляд, идеальное общество, то есть общество, основанное не на социальной несправедливости? Ответ аргументируйте.

3. Предложите свою модель идеального общества (с учетом экономических, политических, демографических, социальных и прочих параметров).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.

3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.

4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412с.

Наши рекомендации