Древнекитайская философия охватывает период от появления первых философских идей и до III в. н.э.
Небо для китайцев является первоосновой и первопричиной всего сущего. Страна так и называется - Поднебесная.
Реальный мир представляли в это время в виде бесконечно сложной игры космических и земных соответствий.
Китайцам присуще изначальное стремление к переживанию абсолютной полноты и самодостаточности жизни, неотличимой от необъятности и полноты порождающего мир начала.
Характерной чертой древнекитайских философских систем также является их оторванность от конкретных научных знаний.
Зарождение философских школ Китая в VI-III вв. до н.э.
Конфуцианство (со II века до н.э. официальная госидеология) создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.). Конфуцианство видит путь к гармонии в соблюдении каждым подробных правил этикета, основанных на принципе «Хорошо делай свое и не лезь в чужое».
Даосизм (основатель Лао-цзы) – только недеяние позволяет Гармонии самоосуществиться. Путь (Дао) сам себя прокладывает, если ему не мешать.
Легизм: справедливые и строгие законы, поощрение и наказание – вот средства достижения гармонии.
Раннегреческая натурфилософия и атомизм. Философия Пифагора.
Раннегреческая философия (7-5 вв. до н.э.) возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе.
Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главным вопросом древнегреческой философии был вопрос о первоначале мира. В отличие от мифологии философы пытались ответить на вопрос: «Из чего все произошло?» Поэтому главная особенностью ранней классики – есть натурфилософия.
Родоначальник греческой философии Фалес рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного начала - воды.
Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского. Главное произведение Гераклита - «О природе». Гераклит в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь.
Основателем другой философской школы является Пифагор (584-500 гг. до н.э.), решавший ту же проблему о первоначале мира. Его исходная позиция: «Все есть число»; «Число владеет вещами». Числа создают космический миропорядок. Пифагорейцы усматривали в числах свойства и отношения, присущие различным органическим сочетаниям сущего; в числе и математических отношениях они видели объяснение скрытого смысла явлений и законов природы.
Диалектика Гераклита и элейская школа философии.
Однако широкую популярность в последующие века Гераклит завоевал себе не учением о субстанции, а своей диалектикой. Он исходит из того, что в мироздании нет ничего неизменного (все течет, все изменяется и нельзя войти дважды в одну и ту же реку). Ничто не может в мире повторяться, все абсолютно изменчиво, все и все преходяще, даже одно и то же обладает противоположными качествами в разных отношениях. Примером тому может служить высказывание, что прекраснейшая из обезьян безобразна, если ее сравнить с родом человеческим.
Борьба по Гераклиту - главный закон мироздания, причина всякого возникновения. Борьба носит всеобщий характер, все возникает или рождается по необходимости и благодаря борьбе.
Элейская школа философии. Кратко учение представителей можно свести к следующим тезисам:
· Бытие едино.
· Множественность не сводима к единому, иллюзорна.
· Опыт не дает достоверного познания мира.
Этический рационализм Сократа. Сократические школы. Сократ (469-399 гг. до н.э.).
В центре внимания Сократа, как и софистов, был человек, и его не интересовали вопросы мироздания, физики, субстанции. Главными вопросами для Сократа были проблемы самопознания человека как общественного и нравственного существа. Поэтому философия Сократа получила название этического антропологизма.
В подходе к проблеме истинного знания Сократ придерживается противоположного софистам мнения. Он считает, что каждый человек имеет свое мнение, но истина для всех должна быть одной. Для достижения истинного знания Сократ разработал метод, который назвал "майевтика", что дословно переводится как повивальное искусство.
Цель майевтики - всестороннее обсуждение какого-либо предмета, определенного понятия