Понятие мировоззрения и его исторические типы. Философия, религия, наука

Представления о мире и месте в нем человека и есть то, что называют мировоззрением. Для того чтобы оно возникло и сформировалось (стихийно или целенаправленно)? необходимы определенные знания и ценностные устремления.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, это жизненная позиция, познавательная, ценностная и поведенческая ориентация человека.

В историческом развитии мировоззрения можно выделить следующие типы: миф, религия, философия.

· мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств);

· религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания)

· философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум.

Предмет философии, ее разделы и функции.

Предмет философии – «весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде, познание предельных оснований природы, человека, общества и культуры».

В ходе развития философии сложилось много её взаимосвязанных разделов:

1. Онтология (учение о наиболее общих принципах бытия). Такими принципами являются:

• мир существует реально, объективно;

• первичным, основой всего существующего, является материя;

• мир и вся окружающая действительность находятся в движении, развитии;

• всё находится во взаимосвязи, взаимообусловленности, в мире действуют всеобщие законы.

2. Гносеология (учение о познании);

3. Этика (учение о нравственности);

4. Философия и методология науки;

5. Эстетика (учение о прекрасном в жизни и искусстве);

6. Социальная философия (учение об обществе и культуре);

7. Логика (наука, изучающая формальные законы мышления).

Функции:

Мировоззренческая функция, с помощью которой строится единая картина мира. Она позволяет человеку понять смысл его жизни и деятельности

Методологическая функция состоит в разработке всеобщих методов познания.

Аксиологическая (ценностная) функция ориентирует человека и общество на определенную систему ценностей.

Интегрирующая функция философии позволяет объединить знания из различных наук в стройную систему знаний о реальной действительности.

Основные характеристики материализма и идеализма в философии. Методы философии

Вопрос в философии: Что считать первичным: материю или созна­ние?

Так, идеалисты за первичное принимают идею, сознание, понятие, ощущение. Что касается материалистов, то они исходят из следующих прин­ципиальных положений:

• мир материален, он существует реально, объективно, независимо от сознания и воли людей;

• материя первична, она - основа (субстанция) реальных предметов, явлений, а соз­нание вторично, производно от материи и является особым её свойством;

• научный материализм вскрывает связь между материальным и идеальным, их взаимодействие;

• материализм (да и объективный идеализм также) исходит из того, что мир познаваем

Диалектический и метафизический методы.

Диалектический метод зародился ещё в античном мире, а в Новое время его развил Гегель. Сущность ее выражена в следующих принципиальных положениях:

1. Диалектический метод рассматривает явления, предметы, всю окружающую действительность во взаимосвязи, единстве, причинной обусловленности.

2. Этот метод исходит из того, что всё в окружающей действительности, в том числе конкретные предметы, явления находится в движении, развитии, которое совершается от простого к сложному, путём возникновения новых качеств и новых свойств.

3. Предметам, явлениям свойственны внутренние противоположные тенденции, находящиеся в единстве и противоречии.

Исходными положениями метафизического метода являются:

• игнорирование всеобщей связи, взаимообусловленности и единства в объективном мире;

• упрощенное толкование движения - лишь как простого перемещения тел в пространстве;

• понимание развития лишь как постепенного процесса, как простого количественного увеличения без возникновения новых качеств и свойств, без скачков в развитии;

• отрицание наличия в предметах, явлениях внутренних противоположностей, противоречий как источников движения, развития.


Наши рекомендации