Что важнее - сохранить лицо или личину?
Бесполезно сетовать на непочтительную молодежь,на нормы индуст-риального социума–в частности,на«изломанные и лживые жесты»,кото-рые«приносят много мук»73,а также на падение нравственности вообще.И ратовать за возвращение золотого века,который(якобы)царил в традицион-ном обществе в минувшую эпоху,тоже не следует.Никаких«тотальных мер»для улучшения личного самочувствия предпринять не получится.И не толь-ко потому,что на это не хватит ни власти,ни денег,ни прочих ресурсов, -но еще и потому,что упомянутые меры желанного эффекта не принесут.
Для повышения самооценки необходимо выработать позитивную точку зрения и на себя,и на мир вокруг себя.
73 Есенин С.Черный человек.
А для этого в первую очередь следует определить,какое место вы за-нимаете в вашем мире.То есть сопоставить социальный и индивидуальный компоненты видения мира.
Начнем с социального компонента.Как мы уже говорили,любой тип общества имеет свои недостатки.В традиционном социальная адаптация превращает человека в послушный механизм,а в индустриальном–в маска-радный персонаж.Впрочем,любая чрезмерная адаптированность по-своему опасна.В процессе координирования личных воззрений и социальных устоев мы часто вынуждены принимать чужое как свое–и можем зайти настолько далеко,что отторгнем свое как чужое.
Эта схема довольно точно описана в концепции социального характера,разработанной Э.Фроммом.Под влиянием требований общества одни из ха-рактерологических черт подавляются,другие–активно формируются,третьи
– гипертрофируются. «Человек перестает быть самим собой», - пишет Э. Фромм, - «он полностью усваивает тот тип личности,который ему предлага-ют модели культуры,и полностью становится таким,как другие,и каким они его ожидают…Этот механизм можно сравнить с защитной окраской некото-рых животных» –вот крайнее проявление социального характера,именуемое«автоматическим конформизмом». Автоматический конформизм – одна из защитных программ поведения,направленная на то,чтобы устранить проти-воречие между индивидом и обществом за счет утраты индивидом его непо-вторимых человеческих качеств.Э.Фромм сравнивал человека,максимально«сросшегося с общественными установками», с «автоматом, идентичным с миллионами других автоматов вокруг него,который не испытывает больше чувства одиночества и тревожности.Однако цена,которую он платит,велика
– это потеря самого себя».
Чем ближе характер человека к социальному характеру,тем более пол-ной становится его адаптация,тем успешнее он продвигается по социальной лестнице,но тем меньше остается у него индивидуальных черт,а вместо подлинного«Я»формируется«псевдо-Я»,или,как называл это психологиче-ское формирование К.Юнг, «маска», «персона».Словом,прессинг со сторо-
ны общественности так или иначе старается привести личность в маскарад и нацепить на нее«личину»,чтобы та приросла намертво.И мы,действитель-но,охотно используем маски,чтобы не возбуждать в посторонних людях не-
гативных эмоций и не провоцировать их на агрессивные проявления в наш адрес.Но!Носить маску–одно,а быть ею–другое.Ведь,пока человек не достиг той вершины автоматического конформизма,когда именно отсутст-вие души и личности дарит ему ощущение душевного и личного комфорта,ему очень тяжело и плохо.Его искалеченная,смятая общественными требо-ваниями индивидуальность беспрерывно болит и ноет,словно затекшая ко-нечность.
Единственное спасение–в тщательном сохранении и развитии собст-венного«Я»,несмотря на возникающие проблемы в карьере и общении.Этот индивидуальный компонент держит человека«на плаву»во все времена и при всяких нравах.Человек выжил,потому что оставался собой.Роль инди-
видуации74,главным образом,в том и состоит,чтобы противостоять автома-тическому конформизму.В то же время необходимо помнить:никакая инди-видуальность не в силах существовать,целиком отказавшись от социальной адаптации.И даже патологическое поведение предусматривает«мимикрию под лояльность».Мы–канатоходцы,а правильно выбранное видение мира–наш балансир.Вот почему здесь столько говорится о самопознании–оно за-лог верного выбора.
Вокруг нас невероятное количество«масок и декораций»,готовых в любой момент заменить нашу личность и наше восприятие на«стандартный вариант».
И нашествию«декораторов»приходится сопротивляться изо всех сил.Хотя все мы люди.И к тому же чрезвычайно занятые люди.Нам приходится решать столько конкретных задач,что высокие задачи нас только утомля-ют.Так хочется заглянуть в конец задачника,списать ответ оттуда,после че-го поставить галочку в списке благополучно завершенных дел.Французский политик Эдуар(Корректорам: именно Эдуар, а не Эдуард - бог его знает,
почему)Эррио говорил: «Доктрины имеют то преимущество,что избавляют от необходимости думать».
Вдобавок взрослому человеку кажется,что он–такая целостная,сфор-мированная,устоявшаяся личность,которую не проймет никакая психологи-ческая обработка.Вот почему мы так легко попадаемся на идеологические крючки–мы их просто-напросто не видим.И покорно укладываем в нашу индивидуальную систему ценностей кирпичи–да что там,целые блоки–стереотипных«сверхценностей»,рекомендованных извне.Мы словно не-стойкие покупатели перед умелыми коммивояжерами, «втюхивающими»нам то или иной мнение по тому или иному поводу.А в результате мы и не заме-чаем,как перестраивается наша система приоритетов.
Системы приоритетов,они же пирамиды ценностей,складываются и перекладываются в сознании человека в течение всей жизни.Внизу помеща-ется все легко добываемое,обыденное,не требующее особого внимания;на вершине–самое вожделенное,самое недосягаемое,самое драгоценное.И та-ких пирамид в нашем«Я»,как правило,присутствует не одна,а несколько.Есть системы ценностей,сформированные сверхзадачей–религиозной идео-логией,например,или произведениями Ф.М.Достоевского.Есть пирамиды,сложенные социальными нормами,принятыми в том кругу,в котором мы вращаемся–и никто не станет спорить,что у богемы одна система ценно-стей,а у банковских клерков–другая.А есть структуры индивидуальные,сделанные«по спецзаказу» -сообразно личным вкусам и пристрастиям.Но в конечном итоге решение,принятое в конкретной ситуации,не может зави-сеть сразу от всех«пирамидальных систем» –приходится выбирать одну в качестве ориентира.И здесь-то начинается основной«разброд и шатания»,результат которых в большой степени зависит от того,в каком обществе вы-рос человек–в традиционном или в индустриальном.
74Индивидуация–термин,предложенный К.Юнгом.Им обозначается естественно необходимый процесс образования и обособления единичных существ,развитие индивидуальных психологических свойств и качеств,делающих человека неповторимым.
Разница между традиционным и индустриальным сознанием так вели-ка,что даже небольшие подвижки в сторону одного из полюсов серьезно от-ражаются на массовом сознании.А значит,и на той самой«средней пирами-де»,сложенной из социальных норм,сформированных определенными соци-альными группами.Впрочем,читатель наверняка уже задается вопросом:за-чем весь этот экскурс в социологию и в теорию массового сознания?Затем,что большинство реакций,которые кажутся нам«глубоко личными»,рожда-ется скорее коллективным мироощущением,нежели нашим собственным.
Мы и не замечаем,что видим современную молодежь«из своего вчера»,а не«из их сегодня».
И пытаемся судить–или хотя бы обсуждать–их поведение согласно нормам,внедрившимся в наше сознание лет двадцать тому назад.Старшее поколение,поколение семидесятых-восьмидесятых,в основном сформирова-лось,как вы понимаете,в эпоху застоя,в строго регламентированной среде–то есть в более традиционном обществе,где«семейное происхождение»бы-ло так же важно,как и в крепостное время.В«постперестроечную эпоху»клановые,сословные установки понемногу стали уходить из сознания людей.Этот процесс начался совсем недавно–когда государство,наконец,освобо-дило нас от шор и предоставило право на собственную оценку информации.Естественно,смена идеологии заняла самый короткий срок,а вот перестрой-ка«идеологически выдержанного»сознания будет долгой.
Все мы время от времени возвращаемся к старым ориентирам,пытаясь облегчить себе задачу.Во всяком случае,выражения«из плохой семьи», «из хорошей семьи»вполне актуальны,наше впечатление от человека зачастую обусловлено ими.Тем более,если этот человек–партнер вашего собственно-го чада,нынешний или будущий,брачный или деловой.И мы нередко забы-ваем,что психологические установки младших сложились уже в другом об-ществе.В индустриальном.В том самом«мире каменных джунглей»,где ус-пех и неуспех зависят во многом от личных качеств.Где отсутствие необхо-димых данных невозможно компенсировать«фамильными достоинствами».Молодежь видит,как представители«хороших семей»прозябают в более чем скромных условиях,бездарно растрачивая жизнь в попытках сохранить пыльные останки«фамильного достояния».И как болидами пролетают по небу никому не известные ранее«суперновые суперзвезды».