О высшем и низшем Эго, дэвакхане и «смерти души»
При объяснении этого была нарисована следующая диаграмма:
Б[уддхи]
При разъединении принципов во время смерти, можно сказать, что в[ысшее] Эго идет в дэвакхан вследствие опыта, приобретенного низшим.
В[ысшее] Эго на своем собственном плане есть Кумара. Низшая четверица распадается: тело гниет, лингашарира растворяется.
Высшее Эго, воплощаясь, испускает луч – н[изшее] Эго. Его энергии суть восходящие и нисходящие; восходящие тенденции становятся его дэвакханическими переживаниями, нисходящие являются камическими. В[ысший] Манас относится к Буддхи так же, как н[изший] манас – к высшему.
Что же касается проблемы ответственности, то ее можно пояснить примером. Если вы примете форму «Джека Потрошителя», то вам придется страдать за его злодеяния, ибо закон покарает убийцу и сочтет его ответственным. Точно так же и в[ысшее] Эго есть Христос, жертва вместо н[изшего] манаса. Эго берет на себя ответственность за каждое тело, которое оно одушевляет.
Вы занимаете деньги и даете их другому; другой же убегает – но именно вы несете ответственность.
Миссия в[ысшего] Эго – испустить луч, долженствующий стать душой ребенка.
Так, Эго воплощается в тысяче тел, беря на себя грехи и ответственность за каждое тело. При каждом воплощении излучается новый луч, тем не менее это все тот же луч в сущности своей, которая одна и та же в тебе, во мне и в каждом из нас. Отбросы воплощения разлагаются, все хорошее и доброе идет в дэвакхан.
Пламя вечно. От Пламени в[ысшего] Эго возгорается низшее, а от него – низший проводник и так далее.
И все же н[изший] манас является таковым, каковым себя делает. Он может действовать по-разному в одинаковых условиях, ибо он обладает разумом и осознанным знанием правоты и неправоты, добра и зла, что даровано ему. По сути, он наделен всеми свойствами Божественной Души. Благодаря этому Луч есть высший Манас, частица ответственности на земле.
Часть сущности есть сама эта сущность; но, пока она пребывает вне себя, так сказать, она может загрязниться и оскверниться.
Луч может проявляться на этой земле, потому что он может выделять свою майявирупу. Но высший не может, и посему ему приходится испускать Луч. Мы можем взирать на в[ысшее] Эго как на солнце, а на личные манасы – как на его лучи. Если мы уберем окружающий воздух и свет, то можно будет сказать, что луч возвратился к солнцу, то же относится к н[изшему] манасу и н[изшей] четверице.
В случае смерти души, н[изший] манас исчезает не более, чем камарупа после смерти. После разъединения луч, можно сказать, обрывается и роняется. После смерти такой человек не может идти в дэвакхан, также не может он и оставаться в кама-локе; судьба его – тотчас же воплотиться вновь. Такая сущность тогда представляет собой животную душу плюс разум разъединенного луча. Проявление этого разума в следующем рождении будет всецело зависеть от физического строения мозга и от образования. Такая душа может воссоединиться со своим в[ысшим] Эго в следующем рождении, если окружение ее таково, что может дать ей надежду на устремление (что есть «милость» у христиан); или же она может просуществовать два или три воплощения, луч будет становиться все слабее и слабее и постепенно рассеиваться, пока она не родится прирожденным идиотом, а затем и окончательно не растворится в низших формах.
С низшим манасом связаны величайшие тайны.
Что касается таких интеллектуальных гигантов, как Гексли*, Тиндаль* и т. д., то они отчасти находятся в том же состоянии, что и бездушные люди, ибо их в[ысшее] Эго парализовано, то есть их духовная природа атрофировалась.
Манас может передать свою сущность нескольким носителям, например майявирупе, камарупе и т. д. и даже элементалам, которых он может одушевить, как учили розенкрейцеры. (См. «Count de Gabalis»*).
Майявирупа
Майявирупе можно иногда придать столько жизненной энергии, что она перейдет на другой план и соединится с существами этого плана и тем самым их одушевит.
Люди, питающие нежную любовь к своим домашним животным, в известной мере их одушевляют, и такие животные души развиваются очень быстро; взамен же такие люди получают животную жизненность и животный магнетизм. Однако акцентировать животную эволюцию противно природе, и все это в целом плохо.
Монадическая эволюция
Кумары не руководят эволюцией лунных питри. Чтобы понять последнюю, мы могли бы прибегнуть к аналогии крови.
Кровь можно уподобить вселенскому жизненному принципу, кровяные тельца – монадам. Различные типы кровяных телец суть то же, что и различные классы монад и различные царства; но не потому, что естество их различно, а из-за среды, в которой они находятся.
Чхайя есть постоянное семя, и Вейсман*, в своей теории наследственного зародыша, весьма близок к истине.
У Е. П. Б. спросили, существует ли на одно постоянное чхайя-семя одно Эго, одушевляющее его в серии воплощений; она ответила: «Нет, это Небо и Земля целуют друг друга».
Животные души пребывают в преходящих формах и оболочках, в которых они приобретают опыт и в которых подготовляют материалы для более высокой эволюции.
До семи лет астральный атави[стический] зародыш формирует и ваяет тело, после этого, наоборот, тело формирует астрал.
Астрал и разум естественно реагируют друг на друга.
Шкала эманаций
Свойства, Майявирупа и т. д.
N. B. Количество лучей в вышеприведенной диаграмме совершенно произвольно.
ЗАСЕДАНИЕ XX
22 апреля 1891 г.
Присутствуют: В. Р. О., К. В., Э. Т. С, К. Ф. Р., И. К.-О., Э. К., Г. А. В. К., Д. Р. С. М., Л. М. К.
Астральное тело
Отрывок в упанишадах, где сказано, что боги кормятся людьми*, означает то, что высшее Эго пожинает свой земной опыт через посредство низшего.
Астрал может выходить бессознательно для человека и витать поблизости. Чхайя есть то же самое, что и астральное тело; зародыш, или жизненная сущность, ее находится в селезенке. «Чхайя свернута в селезенке». Именно из нее формируется астрал; он развивает призрачно-туманную, спиралеобразную сущность – наподобие дымки, которая постепенно, по мере своего роста, приобретает форму. Но он не выделяется из физического, атом за атомом. Эта последняя межмолекулярная форма есть камарупа. Во время смерти каждая клеточка и каждая молекула выделяет свою сущность и из нее формируется астрал камарупы; но это не может произойти при жизни.
Чхайя, чтобы стать видимой, облекается в окружающую атмосферу, привлекая к себе атомы; лингашарира не могла бы сформироваться в вакууме. Явление астрального тела проливает свет на арабские и восточные сказки о джиннах и заключенных в бутылку ифритах и т. д.
Спиритические феномены, сходство с умершими людьми наиболее часто создаются воображением. Облачение таких фантомов слагается из живых атомов медиума и не является реальным одеянием, равно как и не имеет ничего общего с одеждой медиума. «За все облачения материализации приходится расплачиваться». Астрал поддерживает жизнь; он есть резервуар, или губка, жизни, впитывающая ее изо всех окружающих царств природы, и суть посредник между царствами пранической и физической жизни. Жизнь не может тотчас же перейти от субъективного к объективному, ибо Природа продвигается постепенно через каждую сферу.
Потому-то лингашарира является посредником между праной и нашим физическим телом и перекачивает в него жизнь. Следовательно, селезенка – весьма деликатный орган, но физическая селезенка является лишь прикрытием для истинной селезенки.
Итак, жизнь в действительности есть сама Божественность, Парабрахман. Но чтобы проявиться на физическом плане, она должна ассимилироваться; а так как чисто физическое слишком плотно, она должна иметь посредника, а именно астрал.
Астральная материя не однородна, и астральный свет есть не что иное, как тень истинного Божественного Света; он, однако, не молекулярен.
Те камарупические сущности, что ниже дэвакханического плана, находятся в камалоке и обладают лишь сообразительностью, как обезьяны. В четырех низших царствах нет сущностей, обладающих сообразительностью и могущих сообщаться с людьми, но элементалы имеют инстинкты, как и животные. Однако сильфы, элементалы воздуха, злобнейшие твари в мире, могут сообщаться; но они требуют умилостивления. Призраки, камарупические сущности, могут сообщать лишь то, что они видят прямо перед собой. Они видят в ауре людей все тонкости, хотя сами люди могут о них и не знать.
Привязанные к земле духи суть камалокические сущности, которые были столь материалистичны, что не могут раствориться в течение длительного времени. Они обладают лишь проблеском сознания и не знают, почему их держат. Некоторые спят, некоторые сохраняют проблеск сознания и претерпевают мучения. У тех же сущностей, дэвакхан которых очень краток, большая часть сознания остается в камалоке и может просуществовать там гораздо дольше обычного периода в 150 лет, сохраняясь до следующего воплощения духа. И тогда она становится «Обитателем Порога» и сражается с новым астралом.
Половой инстинкт является кульминацией камы, например, идиоты имеют подобные желания, равно как аппетит и т. д., и больше ничего.
Дэвакхан есть состояние на плане духовного сознания; камалока находится на плане физического сознания. Она есть тень животного мира и мира инстинктивных чувствований. Когда сознание мыслит о духовном, оно – на духовном плане. Если же мысли обращены к природе, цветам и т. д., тогда сознание пребывает на материальном плане.
Но если мысли сосредоточены на еде, питье и т. д., страстях, тогда сознание – на камалокическом плане, который является планом животных инстинктов, чистых и простых.
Последнее наставление, полученное В[нутренней] Г[руппой] из уст Е. П. Б.
Протоколы Внутренней Группы
РАЗНОЧТЕНИЯ
Разночтения: Заседание I,
20 августа 1890 г.
[Протоколы, с. 32, параграф «Пробуждение кундалини» и таблица: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», January, 1931, p. 173.]
Семь физических нади тянутся по позвоночному столбу от крестца до первого шейного позвонка; затем начинаются сверхфизические, четвертой из которых является гипофиз. Три высшие помещаются между гипофизом и шишковидной железой... Если перед этим будут ощущаться какие-либо физические эффекты, остановитесь. Мыслите о стадиях в цвете.
Голубой аурическое яйцо
(для стхулашариры)
Фиолетовый лингашарира
Оранжевый прана
Красный кама
Зеленый низший манас
Индиго высший Манас
Желтый Буддхи
[Протоколы, с. 33, параграф «Три жизненных потока»: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 537; V, с. 510*.]
Именно чистая Акаша восходит по сушумне: два ее аспекта протекают в иде и пингале.
Разночтения: Заседание II,
10 сентября 1890 г.
[Протоколы, с. 35, ответ на Вопрос 1: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», February, 1931, p. 297]
Первый вопрос есть последнее слово в магии. Это – кундалини, известная только адептам. Для нас, если бы нам о ней и рассказали, она была бы бесполезна и могла бы убить.
[Протоколы, с. 36, ответ на Вопрос 2, второй абзац: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», February, 1931, p. 297.]
Как могла бы она быть кармической, если бы адепт вкладывал в нее только то, что не относится к личности? Аурическая оболочка является чисто кармической.
[Протоколы, с. 36, параграф «Адепт. Аурическая оболочка. Глобус. Вселенная. Аурическая оболочка ребенка», первая строка: разночтение в «Тайной Доктрине». III, с. 538; V, с. 511.]
Адепт может привлекать что-либо в свое собственное аурическое яйцо из своей планеты или даже из аурического яйца Глобуса или Вселенной, в зависимости от его степени.
[Протоколы, с. 36, параграф «Адепт. Аурическая оболочка. Глобус. Вселенная. Аурическая оболочка ребенка», первая строка: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», February, 1931, p. 297.]
Адепт может привлекать что-либо в свое а[урическое] я[йцо] из планеты, к которой он принадлежит, а также из всего, что его окружает.
[Протоколы, с. 36, параграф «Адепт. Аурическая оболочка. Глобус. Вселенная. Аурическая оболочка ребенка»: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», February, 1931. p. 297.]
Аурическая оболочка ребенка содержит в себе только танхи предыдущего воплощения, и ребенок не несет ответственности до семи лет.
[Протоколы, с. 36, параграф «Аурическая оболочка – передатчик»: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 538; V, с. 511.]
Аурическое яйцо есть передатчик от периодических жизней к Жизни вечной, т. е. от праны к дживе. Оно исчезает, но остается.
[Протоколы, с. 36, параграф «Аурическая оболочка – передатчик»: разночтение в Тетради И. К.-О.: «Theosophist», February, 1931, p. 297.]
Аурическая оболочка есть передатчик от одной серии жизней к Единой Жизни. Вроде светочувствительной пластинки.
[Протоколы, с. 36, параграф «Идиот»: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 538; V, с. 511]
Аурическое яйцо идиота нельзя назвать человеческим, то есть оно не окрашено Манасом. Это скорее акашические вибрации, нежели само аурическое яйцо – материальная оболочка, подобная той, что есть у растения, минерала и иного предмета.
[Протоколы, с. 36, параграф «Идиот»: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist». February, 1931, p. 297]
У идиота вообще нет аурической оболочки; у него только материальная оболочка.
[Протоколы, с. 37, параграф «Исповедь»: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», February, 1931, p. 297.]
Великий грех в р[имско]-к[атолической] и г[реческой] религиях, стало быть, являет собой грех исповедальный; он переносит внешнюю материю в аурическую оболочку и тем самым зароняет чуждые элементы, так как исповедник вмешивается в аурическую оболочку.
[Протоколы, с. 37-38, ответ на Вопрос 3: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 539; V, с. 511-512.]
Да, это аурическое яйцо. Аурическое яйцо при рождении совершенно чисто, но вопрос в том, будет ли окрашивать его высший или низший манас на седьмом году жизни. Манасическое расширение есть чистая Акаша. Луч Манаса спускается в водоворот низших принципов и, будучи обесцвеченным и потому ограниченным камическими танхами и дефектами телесного организма, образует личность. Наследственная карма может настигнуть ребенка до седьмого года, но никакая индивидуальная карма не может начать действовать до нисхождения Манаса.
Аурическое яйцо является для человека тем же, чем астральный свет – для Земли, эфир – для астрального света, Акаша – для эфира.
Критические состояния не включены в это перечисление. Они суть лайя центры, или недостающие звенья в нашем сознании, и отделяют эти четыре плана друг от друга.
[Протоколы, с. 38, ответ на Вопрос 3: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», February, 1931, p. 297-298.]
Высший Манас избирает себе новое рождение в кармических пределах, танхах; [это и] окружающая среда определяют конституцию низшего манаса.
Все, что имеет благие намерения, должно иметь и благие следствия, это есть бессознательная белая магия. Вопрос в том, что окажется сильнее. Намерение есть все. Никакая моральная карма не настигнет ребенка до семи лет. Только карма его родителей может на нем сказаться: например, дитя, рожденное горбатым.
Аурическая оболочка является для человека тем же, чем Акаша – для эфира, эфир – для астрального света, астральный свет – для Земли.
[Протоколы, с. 38, параграф «Обитатель»: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 539; V, с. 512.]
«Обитатель Порога» обнаруживается в двух случаях: а) в случае отделения Треугольника от Четверицы; б) когда камические желания и страсти столь сильны, что камарупа продолжает существовать в камалоке дольше периода дэвакхана Эго и, следовательно, сохраняется после перевоплощения дэвакханической сущности (например, если перевоплощение происходит в течение двухсот или трехсот лет).
«Обитатель», привлеченный в силу сродства к перевоплощающемуся Эго, которому он принадлежал, и будучи не в состоянии достичь его, прицепляется к каме новой личности и становится Обитателем Порога, усиливая камический элемент и тем наделяя его опасной силой. Некоторые по этой причине сходят с ума.
[Протоколы, с. 38. параграф «Обитатель»: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», February, 1931, p. 298]
Желания и страсти могут быть настолько сильными, что они не исчезают обычным образом в камалоке; но им может быть придано столь много от личности, что они могут стать «Обитателем Порога» для перевоплощающегося эго, усиливая, в силу сродства, камический элемент в нем, тем самым наделяя его опасной силой.
[Протоколы, с. 38-39, параграф «Интеллект»: разночтение в Тетради И. К.-О.: «Theosophist», February, 1931, p. 298.]
Е. П. Б. сказала: «Я знавала адептов с интеллектом не выше среднего, которые суть высочайшие адепты; именно доброта, чистота и добродетель даруют высочайшее адептство. Интеллектуальность ведет к гордыне. Вы должны быть слишком духовны, чтобы иметь гордыню. Ибо духовность отвращает от гордыни и тщеславия».
[Протоколы, с. 39, параграф «Метафизика»: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 540; V, с. 512-513.]
Метафизика суть чертог высшего Манаса; тогда как физика есть царство кама-манаса, который мыслит в сфере физической науки и о материальных вещах. Кама-манас, как и всякий другой принцип, семеричен. Математик без духовности, каким бы великим он ни был, не постигнет метафизики; но метафизик овладеет высшими концепциями математики и применит их без изучения последней. Для прирожденного метафизика психический план не будет иметь большого значения: он увидит его погрешности сразу же, как только на него вступит, поскольку это не то, что он ищет.
[Протоколы, с. 39, параграф «Метафизика»: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», February, 1931, p. 298.]
Кама-манасическое мышление представляет собой функционирование материального мозга. Кама-манас есть материальная мыслящая сущность. Манас есть метафизическая сущность.
Метафизик овладеет математикой и применит ее. Кама имеет отношение к физике; Манас – к метафизике.
[Протоколы, с. 42, параграф «Эксперимент», 4-е и 5-е предложения: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 541; V, с. 512-514.]
Тело можно уподобить инструменту, а Эго – музыканту. Вы начинаете с того, что производите следствия на самом себе; затем понемногу вы научаетесь играть на таттвах и принципах; сперва выучите ноты, потом аккорды, затем мелодии.
[Протоколы, с. 42-43, параграф «Эксперимент», последнее предложение: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 541; V, с. 512-514.]
Помните, что вы должны слить Четверицу с Треугольником. Низший манас втягивается вверх, с камой, праной и лингой, оставляя за собой лишь физическое тело – низшее подкрепляет высшее.
[Протоколы, с. 42, параграф «Эксперимент», последнее предложение: разночтение в Тетради К. Ф. P.; «Theosophical Forum», July, 1940, p. 57.]
Помните, что вы должны слить cс ▲. Низший манас втягивается вверх, с камой, праной и лингой, оставляя за собой лишь физическое тело – низшее подкрепляет высшее.
Разночтения: Заседание III,
17 сентября 1890 г.
[Протоколы, с. 45-46, ответ на Вопрос 9: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 542; V, с. 515.]
Из этой триады мы можем составить себе некоторое представление о Манасе, каким бы смутным оно ни было, тогда как Атман представить вообще нельзя.
[Протоколы, с. 46-47, параграф «Движение», первые два предложения: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 542; V, с. 515.]
Движение есть абстрактное божество; на высшем плане оно арупа, абсолют; но на низшем оно чисто механическое. Психическое действие находится в сфере физического движения.
[Протоколы, с. 49, ответ на Вопрос 13, первые два предложения: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 544; V, с. 517.]
Опять спрашиваете слишком много. Ниданы, цепь причин и следствий (не в смысле, придаваемом им востоковедами) не порождаются невежеством.
[Протоколы, с. 52, Вопрос 18: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 545; V, с. 518.]
Антахкарана есть связующее звено между высшим и низшим Эго; не соответствует ли она проецируемой пуповине?
Разночтения: Заседание IV,
24 сентября 1890 г.
[Протоколы, с. 59, Вопрос 27: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 548; V, с. 521.]
О физическом предмете говорилось как о семеричном на физическом плане, поскольку мы можем: 1) непосредственно до него дотрагиваться; 2) воспроизводить его на ретине; 3) вспоминать его; 4) видеть его во сне; 5) рассматривать его анатомически; 6) видеть его дезинтегрированным; 7) – а что седьмое?
Таковы семь способов, при помощи которых мы его рассматриваем: семеричность – это наш способ видеть вещь. Является ли она объективно семеричной?
[Протоколы, с. 60, параграф «Звук», после последнего предложения: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 549; V, с. 522.]
(Слух есть вибрация молекулярных частиц; последовательность прослеживается в следующем предложении: «Ученик чувствует, слышит, видит».)
[Протоколы, с. 62, ответ на Вопрос 30, последнее предложение: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 548; V, с. 521 и в Тетради К. Ф. Р.; «Theosophical Forum», August, 1940, p. 137.]
Шишковидная железа соответствует Божественной Мысли. Гипофиз есть орган психического плана.
Разночтения: Заседание,
12 ноября 1890 г.
[Протоколы, с. 65. первый абзац: разночтение в Тетради И К-О.; «Theosophist», February, 1931, р. 298-299]
Было признано необходимым реорганизовать группу в объединение присягнувших членов, и после продолжительной дискуссии группа решила связать себя специальной клятвой. Существовали разногласия по поводу того, насколько далеко должна простираться клятва, и в конечном итоге всеми присутствующими была принята и подписана следующая форма. ([Э. Т. Стерди] и [Г. Кислингбери] отдельно дали клятву Внутренней Группы, когда деятельность ее была временно прекращена).
Разночтения: Заседание V,
26 ноября 1890 г.
[Протоколы, с. 67, параграф «Космическое сознание»: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», March, 1931, p. 423.]
Затем Е. П. Б. продолжила объяснение «космического сознания», которое, как и все остальное, находится на семи планах, три из них – непостижимы, а четыре познаются лишь высочайшим адептом.
[Протоколы, с. 69, предложение, начинающееся с «Они соотносятся... »: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 553; V, с. 526.]
Три низших пракритических соотносятся с тремя низшими последующего астрального плана.
[Протоколы, с. 71, конец страницы: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 554; V, с. 527; диаграмма, отсутствующая в Протоколах Алисы Лейтон Клифер.]
———————————————————————
4-й космический план Космический кама-манас
Фохат
———————————————————————
3-й космический план Космическая Жизнь
Джива-Фохат Праническая кама
———————————————————————
2-й космический план Космический астрал
———————————————————————
1-й космический план Космическое Тело
пракритический
[Протоколы, с. 71, конец страницы: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosoplrist», April, 1931, p. 131; диаграмма, отсутствующая в Протоколах Алисы Лейтон Клифер.]
[Космические планы: вторая диаграмма.]
——————————————————
IV Космический кама-манас
Фохат
——————————————————
III Космическая Жизнь. Джива. Фохат
Кама-пранический
——————————————————
II Космический астральный
Астральный
——————————————————
I Космическое Тело Пракрити
[Протоколы, с. 71, конец страницы: разночтение в Тетради И. К -О.; «Theosophist», April, 1931, p. 131; диаграмма и текст отсутствуют в Протоколах Алисы Лейтон Клифер.]
Общие заметки
Цвет Иерархии План
Желтый | Астральный | Буддхический | ||
Индиго | " | Манас | ||
Зеленый | низший | манасический | ||
Красный | " | кама манасический | ||
Оранжевый | " | психический, или пранический | ||
Фиолетовый | " | астральный | ||
Голубой | " | объективный |
Космический пракритический
1. Цвет.
2. Звук.
3. Звук материализуется в дух металлов, т. е. металлических элементалов.
4. Они, опять-таки, материализуются в физические металлы; затем гармоническая и вибрирующая сущность переходит в
5. Растения, наделяя их цветом и запахом, причем оба эти «свойства» зависят от скорости вибрации этой энергии на единицу времени.
6. От растений она переходит в животных.
7. Наконец кульминирует в «принципы» человека.
Семь призматических цветов суть непосредственные эманации семи Иерархий Бытия, каждая из которых имеет непосредственное отношение к одному из человеческих принципов, поскольку каждая из этих Иерархий является, по сути, создателем и источником соответствующих человеческих принципов.
Разночтения: Заседание VI,
3 декабря 1890 г.
[Протоколы, с. 72, Диаграмма I: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 555; V, с. 528.]
Шесть космических планов с аурическим яйцом в качестве седьмого
[Протоколы, с. 75, параграф «1. Чувственное, объективное сознание»: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 557; V, с. 530.]
Чувственное объективное сознание включает в себя все, относящееся к пяти физическим чувствам человека и главенствующее в животных, птицах, рыбах и некоторых насекомых.
[Протоколы, с. 72, Диаграмма I: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», June, 1931, p. 302.]
I Космос
[Протоколы, с. 73, Диаграмма II: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 556; V, с. 529.]
В примечании сказано: «Четвертый Глобус каждой планетной цепи».
Вышеприведенная диаграмма представляет собой модель всех солнечных систем.
Махат, единичный до оживотворения Вселенной, дифференцируется, когда ее оживотворяет, как и дифференцируется Манас в человеке.
[Протоколы, с. 73, Диаграмма II: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», June, 1931, p. 303.]
II
[Протоколы, с. 74, параграф «Шива, Вишну, Брахма»: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 557; V, с. 530.]
Шива есть четвероликий Брахма; Создатель, Охранитель, Разрушитель и Возродитель.
[Протоколы, с. 79. параграф «Дополнительные заметки (из тетради А. Б.)»: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», June, 1931, p. 303.]
Монады «входят» не больше, чем садится солнце, т. е. это иллюзия.
Разночтения: Заседание VII,
17 декабря 1890 г.
[Протоколы, с. 81. первая диаграмма: разночтение в «Тайной Доктрине», III. с. 560; V. с. 533]
[Протоколы, с. 81, первая диаграмма: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», July, 1931. p. 435.]
[Протоколы, с. 81, вторая диаграмма: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 561; V, с. 534.]
Второстепенные записи*
[Протоколы, с. 83: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 559; V, с. 532 и в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», July, 1931, p. 437.]
Во время медитации не следует накрывать голову, она покрывается в самадхи.
Ранние атланты имели от 300 до 400 футов роста*. Ирландцы были потомками атлантов. Ирландия была заселена уцелевшими народами Испании и Атлантиды, когда Англия все еще покоилась под волнами.
Пифагор был Посвященным, одним из величайших ученых. Его ученик, Архит, был удивительно способным в части прикладной науки. Платон и Евклид были Посвященными, но не Сократ. Ни один истинный Посвященный не был женат. Евклид научился своей геометрии в мистериях. Современные мужи науки лишь заново открывают старые Истины.
Слово саrуа означает Мастер.
Аурический флюид есть корреляция атомов на высшем плане и нисхождение на этот низший в виде неощутимых и незримых пластических субстанций, порожденных и направляемых скрытою Волей. Аурический свет, или то, что Рейхенбах* называет «од», свет, [который] окружает каждый одушевленный и неодушевленный предмет в Природе, является, с другой стороны, лишь астральным отражением, эманирующим из предметов; его особенный цвет и цвета, сочетания и разновидности последних выражают собой состояние гун, или качеств, и характерных свойств каждого особого объекта и субъекта, аура же человеческого существа является наисильнейшей из всех.
Разночтения: Заседание IX,
31 декабря 1890 г.
[Протоколы, с. 87, параграф «Циклы»: разночтение в «Тайной Доктрине». III, с. 563; V, с. 536.]
Циклы и эпохи зависят от сознания: мы не впервые здесь; циклы возвращаются, ибо мы возвращаемся в сознательное существование.
[Протоколы, с. 88, параграф «Луна»: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 563; V, с. 536.]
Влияние Луны, главным образом, кама-манасическое, или психофизиологическое; она воздействует на психологический мозг, на мозговой разум.
[Протоколы, с. 88, параграф «Луна»: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», October, 1931, p. 27.]
Влияние Луны, главным образом, камическо-манасическое или психологическое; она воздействует на психологический мозг.
[Протоколы, с. 88, параграф «Смерть»: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 563; V, с. 537.]
Индусы взирают на смерть как на явление нечистое, вследствие распада тела и перехода с одного плана на другой. «Я верю в преображение, а не в смерть».
[Протоколы, с. 88, параграф «Атомы»: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 563; V, с. 537.]
Атом есть душа молекулы. Он суть шесть принципов, а молекула есть тело его. Атом являет собой Атман объективного Космоса, т. е. он на седьмом плане низшей пракрити.
[Протоколы, с. 88, параграф «Атомы»: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», October, 1931, p. 27.]
Атомы суть принципы молекул (числом шесть). Атом находится на седьмом подплане седьмого космического плана, т. е. на материальном видимом плане.
Разночтения: Заседание X,
7 января 1891 г.
[Протоколы, с. 89-90, параграфы с наименованиями лок и тал: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 564; V, с. 537.]
1. Общая экзотерическая, ортодоксальная и тантрическая категория:
Бхурлока
Бхуварлока
Сварлока
Махарлока Вторая семерица
Джанарлока суть отражение
Тапарлока
Сатьялока
2. Категория санкхья и некоторых ведантистов:
Брахмалока
Питрилока
Сомалока
Индралока
Гандхарвалока
Ракшасалока
Якшалока
и восьмая
[Протоколы, с. 92, параграф «1. Атала», последние два предложения: разночтение в «Тайной Доктрине», III. с. 565-566; V, с. 539 и в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», November, 1931, p. 157.]
Иерархия эта вмещает в себе изначальный план, все, что было, есть и будет, от начала до конца Махаманвантары; тут все и вся. Утверждение это не следует, однако, понимать как предпосылающее кисмет: последний идет вразрез со всеми учениями оккультизма.
[Протоколы, с. 96: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 568; V, с. 541.]
Таблица*
5 + 5 танматр 2 субъективные
5 + 5 бхут 2 "
5 + 5 джнанендрий 2 "
5 + 5 кармендрий 2 "
——— —
20 + 20 8
20 + 20 + 8 + майя = 49
[Протоколы, с. 96: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», November, 1931, p. 160.]
Таблица
5 танматр (рудиментов) + 2 субъективные
5 бхут (элементов) + 2
5 джнанендрий (органов чувств) + 2
5 кармендрий + 2
—
20 х 2 + 8 + майя = 49
Разночтения: Заметки,
11 января 1891 г.
[Протоколы, с. 100-101, Диаграмма: разночтение в «Тайной Доктрине», III. напротив с. 569; V, напротив с. 543.]
[Приводятся лишь различия между Диаграммой в Протоколах Алисы Лейтон Клифер и Диаграммой в «Тайной Доктрине». На место клетки внутри Диаграммы указывают номер страницы, ряд и колонка.]
[Разночтение на с. 101, второй ряд, седьмая колонка]
1. Корень носа, между бровями. Высоко развит у некоторых животных, таких, как собаки и другие.
[Разночтение на с. 101, третий ряд, седьмая колонка]
2. Селезенка и печень: первая более духовна; последняя на материальном плане. Селезенка соответствует мизинцу левой руки; печень – мизинцу правой.
[Разночтение на с. 101, четвертый ряд, четвертая колонка.]
3. Через магнетическое восприятие: зрение.
[Разночтение на с. 101, шестой ряд, четвертая колонка.]
5. Через чисто ментальное восприятие.
[Разночтение на с. 101, восьмой ряд, четвертая колонка.]
7. Духовное, через аурическое синтетическое восприятие.
Разночтения: Заседание XIII,
28 января 1891 г.
[Протоколы, с. 112, параграф «Самосознание», пятое предложение: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 573; V, с. 546.]
Так и Юм, когда говорит, что при интроспекции он видит лишь чувствования и не может найти никакого «Я», забывает, что без «Я» никакое видение или чувствование невозможно.
[Протоколы, с. 112, параграф «Самосознание», пятое предложение: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», January, 1932, p. 409.]
Так и Юм, когда он говорит, что при интроспекции он видит лишь чувствования и не может найти никакого «Я», забывает, что без «Я» никакое ощущение или чувствование невозможно.
[Протоколы, с. 112, параграф «Самосознание»: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 573; V, с. 546.]
Клетки ног сознательны, но они – рабы идеи; они не самосознательны, они не могут порождать идеи, хотя, когда они утомлены, они могут передать мозгу ощущение тяжести и тем зародить идею усталости.
[Протоколы, с. 112, параграф «Самосознание», разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», January, 1932, p. 410.]
Клетки ног сознательны, но они рабы идеи; они не самосознательны, они не могут порождать идеи, хотя, когда они утомлены, они могут передать человеку ощущение тяжести и тем зародить идею усталости.
[Протоколы, с. 112-113, параграф «Память, и т. д. и ум»: разночтение в «Тайной Доктрине», III, с. 574; V, с. 547.]
Есть ли память нечто, в нас рожденное для того, чтобы породить Эго? Знание, чувство, воля суть коллеги ума, но не способности его. Память есть нечто искусственное и помощник относительности; ее можно заострить или оставить тупой, и это зависит от состояния мозговых клеток, хранящих все впечатления; знание, чувство, воля не могут соотноситься, что бы вы ни делали. Они не возникают один из другого или из ума, но суть принципы, коллеги. Вы не можете обладать знаниями без памяти, ибо память хранит все вещи, приукрашивая и выдавая их. Если вы ничему не научите ребенка, он и знать ничего не будет. Мозговое сознание зависит от интенсивности света, проливаемого высшим Манасом на низший, и от степени сродства между мозгом и этим светом. Мозговой разум обусловлен отзывчивостью мозга на этот свет; он есть ристалище сознания Манаса. У животного монада и манас латентны, но его мозг не может реагировать. Все потенциальности на месте, но дремлют. На Западе господствуют некоторые признанные заблуждения, которые лишают силы теории.
[Протоколы, с. 112-113, параграф «Память, и т. д. и ум»: разночтение в Тетради И. К.-О.; «Theosophist», January, 1932, p. 410-411.]
Есть ли память нечто, в нас рожденное для того, чтобы породить Эго? Знание, чувство, воля суть коллеги ума, но не способности его. Память есть нечто искусственное и помощник цепкости; ее можно заострить или оставить тупой; и это зависит от состояния мозговых клеток, хранящих все впечатления; знание, чувство, воля не могут соотноситься, что бы вы ни делали. Они не возникают один из другого или из ума, но суть принципы, коллеги. Вы не можете обладать знаниями без памяти, ибо память хранит все вещи. Если вы ничему не научите ребенка, он и знать ничего не будет. Мозговое сознание зависит от интенсивности света, проливаемого высшим Манасом на низший, и от степени сродства между мозгом и этим светом. Мозговой разум обусловлен отзывчивостью мозга на этот свет; он есть ристалище сознания Манаса. У животного монада и манас латентны, но его мозг не может реагировать. Все потенциальности на месте, но дремлют. На Западе господству