Многообразие и единство бытия
Обосновывая положение о многообразии бытия, мы руководствовались плюралистическим характерОМ данных современной философии и науки^ Далеко не всегда эти данные должным образом учитываются. В таких случаях, „ричем якобы от име. ни философии, строятся довольно простенькие схемки В част ности, это касается весьма распространенного убеждения,' что мир
состоит из материального и идеального. Чтобы понять суть обсуждаемого вопроса, рассмотрим историю его возникновения.
На заре философии Платон разработал концепцию идей. Совокупность идей назвали идеальным, а все остальное — материальным. В Новое время вопреки Платону идеальное приравняли к содержанию сознания (мыслям и чувствам), в результате чего пришли к дуальной схеме материя — сознание. Впоследствии, как читатель знает из первой части книги, были разработаны различные направления философии, а также научные концепции, в которых вообще нет речи о материальном, идеальном и сознательном. Так, герменевтики рассуждают о бытии и его понимании в языке, аналитики рассматривают слова, их значения и употребление. Те и другие обходятся без представлений, например, об идеальном. Итак, главная мысль: проблемное содержание философии меняется от одного направления к другому. Вопрос о соотношении материального и идеального вновь и вновь иницируется платониками, гегельянцами, различного рода материалистами, но он мало интересует герменевтиков, аналитиков, постструктуралистов. Читателю, которому интересен вопрос о материальном и идеальном, следует обратиться к тем философским концепциям, где он считается актуальным. Разумеется, чрезвычайно полезно составить себе представление о том, насколько упомянутый вопрос актуален в наши дни.
На наш взгляд, представление об идеальном несет на себе груз устаревших философских представлений. Крупнейшие философы современности существеннейшим образом преобразовали концепцию идей, восходящих в первую очередь к именам Платона, Гегеля и Маркса. Современные философы толкуют о высказываниях, понятиях, ценностях. Они выражаются намного более строго, чем сторонники концепции идей и, следовательно, идеального.
Что касается материального, то его обычно понимают как противоположность идеального. Там, где ставится под сомнение понятие идеального, та же участь постигает и понятие материального. Часто под материальным понимается просто-напросто природа, точнее, совокупность физических, химических, геологических, биологических и других природных явлений. Пикантность ситуации состоит в том, что упомянутые природные явления не однородны, именно поэтому они изучаются различными науками. В силу этого неправомерно утверждать реальность материи. Существует физическая, химическая, биологическая, но не материальная реальность. Обращаем внимание читателя на
UDai.i. ЛЧСМИС О ОЫТИИ
то, что, делая определенные выводы, следует ориентироваться на данные науки и философии и не поддаваться искушению прислушиваться к расхожему мнению о так называемом упрощении этих данных. Именно последние не позволяют делить мир всего на две составляющие — материальную и идеальную.
Обратимся теперь непосредственно к вопросу о взаимосвязи единстве видов бытия. На этот счет современная наука и философия предоставляют многочисленные свидетельства, относительно которых справедлив следующий вывод: виды бытия взаимосвязаны, образуют сложную иерархию, но не теряют присущего им своеобразия. Единство видов бытия не означает их однородность. Показательна в этом смысле природа человека выступающего разом представителем многих видов реальностей в том числе физической, биологической, социальной, которые определенным образом согласуются друг с другом.
Очень многое в становлении иерархии видов реальности стало ясным благодаря успехам бурно развивающейся науки синер гетики (греч. synergeia - сотрудничество, совместное действие). В книгах по синергетике ее обычно определяют как теорию самоорганизации открытых систем, т.е. систем с источниками и стоками энергии, вещества и информации.
Главное содержание синергетики состоит в следующем Открытые системы часто оказываются в точках неравновесия где их поведение описывается вероятностным образом, нелинейными уравнениями, куда переменные входят в степени, не равной единице. Из точки неравновесия система попадает на одну из возможных историй своей эволюции. Тут-то и происходит самоор ганизация, возникают устойчивые структуры, появляется ранее отсутствовавший порядок, к которому тяготеет система. Такие структуры называются аттракторами (лат. attrahere ~ притягивать, привлекать).
Согласно синергетике, все виды реальностей содержат в себе возможность появления нового типа бытия. Способность к самоорганизации — органичнейшая черта всего существующего Вновь возникшие виды бытия сохраняют преемственную связь со своими предшественниками. Хорошо известно, что социальная реальность не может существовать иначе как на базе биологического. Биологическое, в свою очередь, базируется на физическом.
В рамках данной книги нет возможности детально рассмотреть вопрос о характере взаимосвязей различных видов реальностей. Эти взаимосвязи изучаются в междисциплинарных ис-
следованиях, например физико-химической, биофизической, психогенетической направленности.
Пространство и время
Каждый вид реальности состоит из определенных вещей, обладающих теми или иными свойствами и находящимися друг с другом в некоторых отношениях. Вещь — относительно самостоятельный фрагмент реальности. Физические вещи — это, например, элементарные частицы. Биологические вещи — особи, для которых характерно дыхание, питание, размножение, адаптация к среде. Социальные вещи — люди с их понятиями, ценностями, языком, в соответствии с которыми они преобразуют себя и природу. При характеристике реальностей важное значение придается их пространственным и временным характеристикам.
Совокупность пространственных характеристик вещей типа длин, площадей, объемов, угловых размеров, отношений «слева», «справа» называется пространством. Пространство есть выражение сосуществования вещей (явлений, процессов). Совокупность временных характеристик вещей типа длительностей, отношений «раньше», «позже», «одновременно» называется временем. Время выражает сменяемость вещей (явлений, процессов). Наиболее привычной единицей измерения пространственных характеристик является метр. Время обычно измеряется в секундах.
Если бы существовал только один вид реальности, то и присущие ему пространство и время наличествовали бы в единственном числе. Но выше мы пришли к выводу, что существует много видов реальности. В этой связи логично ставить вопрос о различных видах пространства и времени. Обсудим этот сложный философский вопрос.
Часто о пространстве и времени рассуждают безотносительно к научным данным, вне теории. В таком случае, как правило, приходят к выводам, которые их авторам кажутся очевидными, а в действительности являются ошибочными. Так, утверждается, что пространство и время представляют собой самостоятельные, ни от чего не зависящие сущности, субстанции. Пространство — это, мол, пустота, а время — безостановочный космический режим, реальность которого не зависит от вещей. Рассматриваемые представления наивны и ошибочны, они не находят подтверждения в науках. Так, учеными было выяснено,
что пустота как объект физического исследования не существует. Нет такого насоса, который мог бы обеспечить существование пустоты, нет ее и в космосе. То, что древние называли пустотой, в действительности является особой физической средой, вакуумом, которому присущи различные характеристики, в том числе и пространственные. Безмолвствует наука также относительно времени как независимого от всех явлений космического феномена. Таким образом, сведения о пространстве и времени следует черпать из наук, осмысливая и при необходимости корректируя их данные. Тот, кто отказывается от наук, обрекает себя на вненаучные измышления со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, какие наиболее важные сведения о пространстве и времени выработаны в науке, в том числе и в философии?
Интересные сведения о пространстве и времени накопили физические науки. Уже в ньютоновской механике были выявлены трехмерность, однородность и изотропность макрофизического пространства и одномерность, однородность и необратимость макрофизического времени. Трехмерность пространства означает, что для описания пространственных характеристик вещей достаточно использовать всего три переменные (д:, у, z). Для описания одномерности времени достаточно одной переменной (ί). Однородность пространства означает, что характер физических явлений не зависит от места их наличествования. Однородность времени фиксирует одинаковость физических явлений, их независимость от того, когда они произошли. Изотропность пространства означает, что определенность физических явлений не зависит от того, в каком направлении они происходят. Необратимость времени означает, что длительность явлений нарастает. Речь идет о так называемой стреле времени, время, как часто говорят, не может повернуть вспять.
Благодаря специальной теории относительности были обнаружены релятивистские пространственные эффекты типа сокращения длин. Общая теория относительности позволила выявить особые свойства пространства в гравитационных явлениях, где, как выражаются, пространство искривлено. Квантовая механика показала особо тесную связь пространственных и импульсных характеристик физических объектов (обычно пространственным характеристикам присуща некоторая степень неопределенности). Новейшая физика элементарных частиц дает веские основания считать пространство в микромире не трехмерным, а, например, девятимерным.
Много интересного выявила физика относительно времени. Не существует абсолютная одновременность. События, которые в одной системе отсчета одновременны, в другой могут быть неодновременными. Если скорость перемещения объектов увеличивается, то время для них замедляется. С этим связан парадокс близнецов, из которых тот моложе, который в отличие от своего брата участвовал в космическом путешествии на быстрых ракетах. Согласно общей теории относительности, время замедляется при увеличении гравитационных потенциалов. Согласно квантовой механике, время органично связано с энергией.
Приведенные данные показывают, что физические пространство и время — проявления физических взаимодействий. Меняется характер взаимодействий, меняются и свойства пространства и времени. Таково основное содержание так называемой реляционной концепции пространства и времени.
В последние годы была выдвинута привлекательная идея: нефизическим явлениям присущи особые пространства и времена. Состоятельна ли идея о существовании особых нефизических — например, биологического и социального — пространства и времени?
Прежде всего отметим, что в каком бы виде не существовало биологическое и социальное, оно всегда обладает соответствующей физической основой. Физическая основа, в том числе ее пространственные и временные характеристики, свидетельствует о биологическом и социальном. Физическое не является биологическим и социальным, но вместе с тем оно выступает основой двух последних и свидетельствует о них. Физическое пространство и время определенным образом взаимосвязаны с биологическими и социальными, равно как и с любыми другими, нефизическими, явлениями. В этой связи можно говорить о семиотическом, знаковом (семиотика — наука о знаках), например биологическом и социальном, бытии физического пространства и времени.
С семиотическим бытием физического пространства мы встречаемся на каждом шагу, особенно выразительны в этом отношении произведения скульптуры и живописи, архитектурные сооружения. Пространственная архитектура церкви Покрова на Нерли способна вызвать многочисленные положительные эмоции у православного. Но в данном случае пространственные характеристики имеют семиотическое (символическое) значение, они присущи сооружению, а не мыслям и чувствам верующих. Физическое время также обладает семиотическим бытием. Люди не
случайно стремятся к экономии физического (календарного) времени, они осознают его как важнейшее условие своего биологического и социального бытия.
Итак, до сих пор нам не удалось обнаружить какие-либо особые нефизические формы пространства и времени. Но зато в поле нашего зрения попал новый феномен — семиотическое бытие физического пространства и времени. Разумеется, сохраняется возможность дальнейшего поиска. Может быть, существуют нефизические формы пространства и времени как таковые? Этот вопрос считается остродискуссионным. Приведенное ниже мнение автора не должно считаться бесспорным.
На наш взгляд, доводы в пользу существования особых нефизических пространств довольно неубедительны. Таковые пока не обнаружены. В случае с биологическим и социальным временем ситуация выглядит несколько по-иному. Время выражает изменчивость явлений. Так как биологические и социальные явления изменчивы, то вполне логично ожидать, что они временны, т.е. обладают адекватными их сути временными характеристиками. Этими временными характеристиками не могут быть физические параметры. На самом деле, за 45 минут учебных занятий можно добиться и малого, и большого эффекта. Но это значит, что 45 минут, а это физическая характеристика, не является адекватной характеристикой существа учебных занятий. Возьмем другой пример. Люди одного календарного возраста обычно находятся в различных биологических состояниях. И здесь физическое время не является адекватной характеристикой теперь уже биологических процессов.
В поиске характеристики, адекватной природе биологических явлений, биологи выдвинули концепцию биологического возраста. Для организма человека этот возраст задается вероятностью смерти. Чем она больше, тем выше биологический возраст. В случае развития зародыша его биологический возраст задается числом клеточных делений. Биологическое время есть адекватная природе биологических процессов количественная характеристика. Биологический возраст указывает степень удаления организма от момента рождения.
В области социальных явлений также целесообразно вводить особые параметры социального времени. В общественных науках о социальном возрасте говорят редко, но он есть. Время существования социальных организмов количественно можно задать не иначе как посредством параметра социального возраста. Что касается хода общественного развития, то его ускорение оз-
начает, что единице календарного времени соответствуют, по мере развития общества, все большие промежутки социального времени.
Итак, весьма сложный пространственно-временной аспект видов реальности нуждается в дальнейшем изучении. В этом деле очень важен союз философии и нефилософских наук, их взаимообогащение .
Под дискурсом понимается процесс получения нового знания на основе философски и научно состоятельных суждений, представленных в языковой форме. Имеется в виду, что, как прави'-ло, дискурс осуществляется в форме языковых игр, в которых вырабатываются знания о различных видах реальности. Каково это знание? Подтверждает ли оно вывод диалектиков о противоречивости бытия? Об этом ниже.