Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) миф | 4) знание является результатом целенаправленной деятельности |
В) обыденное знание | 3) знание раскрывается в процессе повествования |
Б) наука | 1) знание является подобным продуктом практической деятельности |
Г) искусство | 2) знание существует в форме художественного образа |
Работа с текстом
Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. Мифическое сознание совершенно непосредственно и наивно, общепонятно; научное сознание необходимо обладает выводным, логическим характером; оно не непосредственно, трудно усвояемо, требует длительной выучки и абстрактных навыков. Миф всегда синтетически жизненен и состоит из живых личностей, судьба которых освещена эмоционально и интимно ощутительно; наука всегда превращает жизнь в формулу, давая вместо живых личностей их отвлеченные схемы и формулы; и реализм, объективизм науки заключается не в красочном живописании жизни, но в правильности соответствия отвлеченного закона и формулы с эмпирической текучестью явлений, вне всякой картинности, живописности и эмоциональности.
Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991
31. Какие черты мифа обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.
32. Какие черты науки обнаруживает философ? Добавьте свои три характеристики.
33. В чем вы видите достоинство научного знания по сравнению с мифом? Если оно существует, приведите три черты.
34. Существует ли нечто позитивное в мифе, чего лишена наука? Если да, то приведите три конкретные черты для обоснования ответа.
Тема 3. Зарождение философии, Философия Востока и Запада
Практическая часть
Просмотр фильма – ВВС «Буддизм-религия разума» https://yandex.ru/video/search?filmId=8849664918032468046&text=ВВС%20буддизм%20религия%20разума
Тема 4. Аристотель, Полис, основанный на «Золотой средине», и Апология рабства.
Практическая часть.
Выполните тест.
1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается». а) Анаксимен; б) Эмпедокл; в) Фалес; г) Платон; | 5. Онтология Демокрита строится на принципе: а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов; б) первоэлементом мира является апейрон; в) любая вещь мира есть соединение материи и формы; г) первоэлементом мира является число; д) познание мира невозможно. |
2. Об учении этого философа позднейший автор писал: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». а) Платон; б) Аристотель; в) Демокрит; г) Парменид; д) Гераклит. | 6. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»: а) Протагор; б) Сократ; в) Ксенофан; г) Эпикур; д) Демокрит. |
3. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть: а) диалектических мыслей Гераклита; б) метафизической концепции Парменида; в) релятивизма софистов; г) логики Аристотеля; д) критической позиции скептиков. | 7. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...» а) знать все и невозможно; б) знания увеличивают скорбь; в) знать что-то вовсе и не нужно; г) попытаюсь узнать; д) другие не знают и этого. |
4. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»: а) Пифагор; б) Платон; в) Сократ; г) Аристотель; д) Демокрит. | 8. Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала: 1. вода; а) Демокрит; 2. апейрон; б) Анаксимандр; 3. огонь; в) Пифагор; 4. число; г) Фалес; 5. атомы; д) Гераклит. |
Вставьте слова в текст
Принято считать, что Платон является одним из основателей _______1_________в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и _____2_______. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами. В диалоге ___3_____ «Тимей» главный рассказчик приходит к положению, согласно которому решение онтологического вопроса всецело зависит от того, как мы решаем вопросы теории _____4______. Если мы соглашаемся с тем, что истинное познание касается только вечного и неизменного ____5___, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение, то следует признать автономное существование идей.
Слова:бытие, Платон, идеалистическое направление,Материалистическое направление, Сократ, время, познание.