Составитель: Е.К. Шибанова, к.пед.н., доцент
Вариант 1.
1. Изобразите кругами Эйлера отношения между понятиями:
1. Мандарин, зеленый мандарин, спелый фрукт, гнилой мандарин;
2. Часы, песочные часы, электронный часы, прибор для измерения времени.
2. Определите, заключены ли суждения в следующих выражениях:
а) Поперёд батьки в пекло не лезь.
б) Будьте предельно внимательны при выполнении задания!
в) Эпидемия гриппа.
г) Вы пойдете на концерт?
д) Эх, где наша не пропадала!?!
е) Чайник умнее человека.
ж) Если Дед Мороз, то собака – друг человека.
3. Составьте формулы для сложных суждений, используя логические связки:
а) проступки бывают дисциплинарными, уголовными и административными.
б) человек тогда и только тогда носит нательный крестик, если он крещен.
в) «если хочешь быть здоров – закаляйся, позабудь про докторов, водой холодной обливайся…»
г) многие хотели, да не многие смогли.
д) много хочешь – мало получишь.
е) Если вы были в Лондоне, то видели Вестминстерское аббатство или хотя бы Тауэрский мост.
4. Составьте другие виды суждений с тем же субъектом и предикатом (А, I, Е, О). Считая данное суждение истинным, определите по логическому квадрату истинность или ложность других
суждений:
а) Некоторые автомобили имеют три колеса (истинное),
б)… – ?
в)… – ?
г)… – ?
5. Произведите, если это возможно, операции превращения, обращения и противопоставления предикатуследующих суждений:
а) Все адвокаты – юристы.
б) Некоторые преступления не имеют прямого умысла.
в) Некоторые жители нашего города – верующие.
6. По какому методу установления причинных связей сделаны следующие индуктивные
умозаключения.
а) Без примеси углерода железо легко куётся. При добавлении небольшого количества углерода железо (сталь) куётся более трудно. При большом количестве добавленного углерода железо (чугун) иногда вообще не куется. Отсюда вывод, что присутствие углерода является причиной ухудшения
ковкости железа.
б) При удалении из телевизора одной из ламп изображение на экране исчезло. Отсюда сделали вывод, что эта лампа ответственна за изображение.
Утверждено на заседании кафедры ПИиФ.
Протокол № 1 от 27.08.16.
Заведующий кафедрой Зырянов С.Г.
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Челябинский филиал
Контрольная работа по курсу «Логика»
Составитель: Е.К. Шибанова, к.пед.н., доцент
Вариант 2.
- Отметьте, какие из приведенных ниже понятий невозможно подвергнуть ограничению или обобщению:
«тетрадь», «МГУ», «русский писатель ХХ века», «первый космонавт земли», «Вселенная», «химический элемент», «Россия», «Солнце», «млекопитающее животное», «атомная электростанция», «Третьяковская галерея», «московский кинотеатр», «планета Юпитер», «бытие».
2. Определите, заключены ли суждения в следующих выражениях:
а) Передайте, пожалуйста, соль.
б) Конец зимы.
в) Старший брат.
г) А кто без греха?
д) Если паровоз, то идет снег и дует ветер.
е) Железо легче воздуха.
ж) Есть кошки, которые дружат с собаками?
3. Составьте формулы для сложных суждений, используя логические связки:
а) «только тот достоин чести и свободы, кто каждый день за них идет на бой».
б) здесь холодно, и было бы неплохо, если бы ты закрыл окно.
в) не шведы победили в битве под Полтавой.
г) он – образованный человек и неправда, что у него неважная память.
д) если данное число делится на 8, то оно является четным или делится на 16.
е) если свет имеет волновую природу, то когда он представляется в виде потока частиц, допускается ошибка.
4. Составьте другие виды суждений с тем же субъектом и предикатом (А, I, Е, О). Считая данное суждение истинным, определите по логическому квадратуистинность или ложность других
суждений:
а) Некоторые виды шелка производят в Китае (истинное)
б)… – ?
в)… – ?
г)… – ?
5. Произведите, если это возможно, операции превращения, обращения и противопоставления предикатуследующих суждений:
а) Ни одно простое решение не подготовлено.
б) Некоторые ученые работают в ВУЗе.
в) Некоторые законы не имеют обратной силы.
6. Определите фигуру категорического силлогизма, составьте модельную схему и проверьте по всем известным правилам (правила терминов, посылок, правила соответствующей фигуры
силлогизма). Определите модус категорического силлогизма:
а) Ни один папоротник никогда не цветёт.
Это растение не цветёт
Это растение – папоротник.
б) Все, кто получает стипендию, сдали экзамен.
Этот студент получает стипендию.
Этот студент сдал все экзамены.