Философско-правовые воззрения Древнего Рима
По учению Цицерона (106–43 гг. до н.э.) природе присущ вечный закон – высший разум. Этот закон неизменно правит миром и не является человеческой выдумкой. Цицерон считал, что необходимо жить человеку согласно с природой. Он различал четыре вида добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость, которые ведут к совершенству.
Государство, по Цицерону, это соединение людей, связанных между «собой согласием в вопросах права и общностью интересов», то есть государство – это общий правопорядок. Рим потому и стал великой державой, что был создан не одним человеком, а многими.
Деятельность римских юристов была направлена на удовлетворение нужд правовой практики. К.М. Сцевола, Э. Папиниан, Ю. Павел, Д. Ульмиан относили естественное право к действующему праву как его специфическую часть, не рассматривали его как теоретическую конструкцию. Естественное право, согласно правопониманию римских юристов, воплощало требования справедливости и выражало идею о том, что право справедливо по природе.
Римские юристы рассматривали человека как самостоятельного деятеля в обществе. Они считали, что юридическая норма должна отражать отношения людей в обществе. Право должно быть справедливым и распространяться на всех.
Естественное право вечно и разумно, оно неизменно, основано на справедливости, оно является частью положительного права.
В античной философии права были рассмотрены проблемы развития государства, формирования права и закона.
Римские юристы воспользовались результатами стоической философии и развили учение о jus naturale. Это – право, выражающее порядок жизненных отношений, установленный природой, порядок, вытекающий из природы человека, природы вещей и природы отношений. В этом учении выражена чрезвычайно важная мысль о том, что жизненные отношения имеют свою естественную природу, они заключают в себе указания на то, как надо формулировать соответственную юридическую норму. Законодатель должен подметить и выразить эту скрытую, естественную норму. Кроме этой «природы вещей», римляне в своих воззрениях на jus naturale пользовались как руководящими началами: 1) общностью, данной всем народам и 2) чувством справедливости.
Источники римского права изобилуют ссылками на естественное право, имеющее всеобщий характер и при том, характер обязательны. Общеизвестные места Дигестов Юстиниана доказывают то, что римские юристы видели в естественном праве далеко не только чисто теоретические построения, проекты идеального права. Другое дело, – каким образом римские юристы применяли это открываемое ими естественное право? [10]
В источниках не раз попадаются места, где юрист говорит, что такое-то положение есть требование естественного права, «sed», добавляет он, «alio jure utimur». И вот, в случаях коллизии норм положительного права с естественным, римские юристы никогда не проповедовали ничтожности соответственной нормы, они никогда не нарушали принципа законности. Они очень осторожно и медленно путем толкования и фикций вводили в жизнь положения естественного права, оставаясь всегда на почве положительного. Например, никто из них не отрицал законности рабства, хотя и признавал противоречие его естественному праву. Отсюда – малоэффективная работа юристов, направленная на постепенное смягчение действующего права путем толкования всех сомнений в пользу естественного права. В результате – появления целого ряда норм, ограничивающих власть господина над рабами и облегчающих получение ими свободы.
Резюмируя сказанное о естественном праве в Риме, мы находим следующие черты, характеризующие это право: 1) вечность, неизменность и разумность; 2) основа положительного права и 3) критерий для его оценки и надлежащих
улучшений. В сущности, это понимание тождественно греческому»[11].
Подводя итог сказанному, заметим, что античной философии права, как и античному правопониманию в целом, не хватало ряда важнейших понятий, которые являлись ключевыми для современной трактовки человека, общества и государства. Прежде всего – понятий личности и свободы. Человек здесь имел не абсолютную, а относительную ценность. То есть социальная ценность человека определялась тем, что он был, во-первых, свободным гражданином, а не варваром, а во-вторых, гражданином полиса, греческого города-государства. Личность вне общины или полиса для древнегреческой философии права так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организма. В трактовке человека первичными являются именно его качества гражданина, личные же характеристики второстепенны. Подобный подход в целом характерен и для римской философии права.
Контрольные вопросы:
1. В чем специфика предмета и метода философии права?
2. Каковы представления древних греков о законе космической справедливости?
3. На чем, с точки зрения Гераклита, были основаны принципы права?
4. Каков общий источник писаных и неписаных законов с точки зрения Сократа?
5. Какова основная тема работы Платона «Государство»?
6. Как понимал Аристотель государство?
7. Что такое естественное право в понимании юристов Древнего Рима?